Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические взгляды на государственное регулирование ……………………3
2. Рынок и государство ……………………………………………………………….5
2.1. Экономические функции государства в смешанной экономике ………………..6
2.2. Государственное регулирование экономики: основные инструменты …………7
3. Антимонопольная политика ……………………………………………………….8
4. Бюджетная политика государства …………………………………………………10
4.1. Налоги. Их роль в рыночной экономике ………………………………………….10
4.2. Критерии эффективности бюджетной политики …………………………………16
4.3. Амортизация, как средство государственного регулирования экономикой …....17
5. Денежно-кредитная политика ……………………………………………………...18
5.1. Управление инфляцией ……………………………………………………………..21
6. Регулирование рынка труда ………………………………………………………...25
7. Государственное регулирование вывоза капитала ………………………………..27
Заключение …………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы ……………………………………………….33
1-й курс заочного отделения экономического факультета
с сокращенной программой обучения
специальность 060400 «Финансы и кредит»
группа Фс-011с (Фс-21с)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
На тему
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические взгляды на государственное регулирование ……………………3
2. Рынок и государство ……………………………………………………………….5
2.1. Экономические функции
2.2. Государственное регулирование экономики: основные инструменты …………7
3. Антимонопольная
политика ………………………………………………………
4. Бюджетная
политика государства ………………………
4.1. Налоги. Их роль
в рыночной экономике ………………………
4.2. Критерии эффективности бюджетной политики …………………………………16
4.3. Амортизация, как средство государственного регулирования экономикой …....17
5. Денежно-кредитная
политика …………………………………………………….
5.1. Управление инфляцией ……………………………………………………………..21
6. Регулирование рынка труда ………………………………………………………...25
7. Государственное регулирование вывоза капитала ………………………………..27
Заключение
…………………………………………………………………………..
Список
использованной литературы …………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением.
Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.
Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.
а) Меркантилисты.
История государственного
б) Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство.
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
в) Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько
Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия.
Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
- широкое использование
бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых
регуляторов для стабилизации
экономической конъюнктуры, сглаживания
циклических колебаний, поддерж
Модель
государственного регулирования,
предложенная Кейнсом, позволила
ослабить циклические
г) Неоклассическая теория.
Теоретической
основой неоконсервативной
Главные
преграды на этом пути - высокие
налоги и инфляция. Высокие
налоги ограничивают рост
Сокращение
налоговых ставок сократит
и доходы госбюджета, и увеличит
его дефицит, что осложнит
борьбу с инфляцией.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом,
в неоконсервативной модели
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.
Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало всеобъемлющее директивное планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда, и т.д. Задача составления сбалансированного, увязанного по всем статьям, плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности.
Но даже в маловероятном случае
появления сбалансированного
Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен.
В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей при неподвижных и искаженных ценах делало систему нечувствительной к динамике потребительского спроса. Одно из следствий этого - перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других. Попытки же ликвидировать дефицит каких-то товаров зачастую вновь приводили к их перепроизводству. Дефицит был отличительным качеством плановой экономики.
В варианте государственного монополизма в управлении, экономикой оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика, прежде всего, и обязана своей эффективностью.
В любой экономической системе,
в том числе и рыночной экономике,
государство выступает в
Информация о работе Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике