Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические взгляды на государственное регулирование ……………………3
2. Рынок и государство ……………………………………………………………….5
2.1. Экономические функции государства в смешанной экономике ………………..6
2.2. Государственное регулирование экономики: основные инструменты …………7
3. Антимонопольная политика ……………………………………………………….8
4. Бюджетная политика государства …………………………………………………10
4.1. Налоги. Их роль в рыночной экономике ………………………………………….10
4.2. Критерии эффективности бюджетной политики …………………………………16
4.3. Амортизация, как средство государственного регулирования экономикой …....17
5. Денежно-кредитная политика ……………………………………………………...18
5.1. Управление инфляцией ……………………………………………………………..21
6. Регулирование рынка труда ………………………………………………………...25
7. Государственное регулирование вывоза капитала ………………………………..27
Заключение …………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы ……………………………………………….33
Меры по ограничению вывоза капитала сводятся преимущественно к введению лицензирования инвестиций за рубежом, запрета или ограничения на некоторые виды инвестиций, ограничение на финансирование вывоза капитала, а также формированию ряда предварительных условий. Они реализуются преимущественно через административный и валютный контроль. В первой половине 1996 г. ограничения на операции, связанные с международным движением капитала, существовали в 126 из 180 стран-членов МВФ.
В развитых странах продолжается процесс либерализации вывоза капитала. В то же время их опыт регулирования таких операций представляет определённый интерес для России. Прежде всего, следует обратить внимание, на попытки ряда развитых стран в 1960-1970 гг. (относительно успешные в США, менее успешные в Великобритании) ограничить отрицательное воздействие вывоза капитала на платёжный баланс, переориентировав финансирование экспорта капитала на внешние источники. Но наиболее действенными здесь можно считать меры по государственной поддержке вывоза капитала в форме прямых инвестиций. Это – информационная и техническая поддержка инвесторов (содействие в поиске зарубежного партнёра, организация деловых миссий за рубежом, разработке бизнес-планов, реализации инвестиционных проектов), финансирование частных инвестиций (участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование), а также их страхование. Анализ опыта применения данных мер говорит о необходимости их увязки с мерами по стимулированию экспорта товаров и услуг, а также критически важного импорта.
В развивающихся странах и
Элементы государственного регулирования в сфере вывоза капитала начинают применяться и в России. Это относится, прежде всего, к валютному и экспортно-импортному контролю. С 1994 г. начал осуществляться валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта, а затем и импорта товаров, в результате объём невозвращенной в Россию выручки от экспорта сократился с 30-40% в 1993 г. до 12% в 1994 г. и лишь 4% в 1995 и 1996 гг.
Однако, в настоящее время
Подавляющая часть российских экспортёров капитала не регистрирует свои зарубежные вложения в Регистрационной палате при Минэкономики России, в результате чего, в стране отсутствуют статистические сведения о зарубежных инвестициях. Так, в Государственном реестре зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием, содержатся данные примерно о двух тысячах таких предприятий, а их число достигает нескольких десятков тысяч только в оффшорных зонах.
Практически, отсутствует доступная
государственным органам
В России отсутствует информационная и техническая поддержка прямых зарубежных инвестиций (хотя торговые представительства вполне могли бы её обеспечить), нет ни финансовой поддержки со стороны государства, ни страхования прямых инвестиций.
Очевидно, Россия нуждается в концепции государственной политики в сфере экспорта капитала. Она призвана сформулировать национальные интересы и ключевые задачи в этой сфере, а также, основные меры по её регулированию. Концентрированным изложением концепции мог бы быть федеральный закон « О российских инвестициях за рубежом», проект которого разработан А. Булатовым и предоставлен в Федеральное собрание РФ.
В рамках законопроекта предлагаются конкретные меры по ограничению вывоза частного капитала (ужесточение лицензирования) и по поддержке наиболее важных форм и направлений инвестиционной деятельности за рубежом, декларируются принципы налогообложения этой деятельности, а также, принципы регистрации, учета, анализа, инвентаризации и репатриации инвестиций, в том числе и через отзыв лицензии. Принятие подобного закона могло бы благоприятно сказаться на функционировании российской экономики, направить зарубежную инвестиционную деятельность предприятий в русло реализации национальных интересов страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
События августа-сентября 1998 г. имели
рубежное значение для хода реформирования
экономики и для
Страна отброшена на начальные рубежи рыночных преобразований, а надежды на экономический подъём и улучшение жизни народа отодвинуты далеко в следующее тысячелетие. Очевиден полный крах всех идеологий праворадикального реформизма, социального нигилизма и монетаристского фанатизма в трансформационной экономической политике; последняя, свелась в деятельности, всех первых трёх пост советских правительств, к подавлению инфляции любой ценой, в том числе ценой «уполовинивания» реального сектора экономики и обнищания подавляющей части населения.
Рыночные реформы прекратились сразу по завершении чекового этапа приватизации (которая не привела к появлению эффективного собственника). Разве что, кроме, формирования рынков государственных и корпоративных ценных бумаг. Но первый строился, как финансовая пирамида, которая при разрозненном производстве не имела ни одного шанса не обрушиться: оба рынка отличались высокой долей нерезидентов, оба разбухали на фоне вопиющего ухудшения реального состояния экономики.
Во всем остальном имел место застой. Никак не продвигались объявленные реформы: налоговая, социальная, жилищно-коммунальная, банковской системы, предприятий, финансовых отношений Федераций и её субъектов, и т.п. Сменявшие друг друга правительства лишь искали «на стороне» виновных этого реформационного застоя, закрепив за собой преимущественно функцию латания экономических дыр.
Многие шаги, первых правительственных
команд реформаторов, абсолютно необъяснимы
с точки зрения хозяйственной
целесообразности и эффективности.
Так, не имеют рационального
Итак, проводимая в течение восьми лет экономическая политика в преобладающей мере служила средством перераспределения власти и собственности, орудием политической борьбы.
Сегодня же, предстоит задействовать истинный вектор экономического реформирования – повышение экономической эффективности производства и хозяйствования, рост благосостояния населения. Развитие политических процессов, следует, в конечном счёте, подчинить интересам экономики, прежде всего задачам её выведения из кризиса.
В общем, корректная постановка вопроса такова: экономические реформы лишь предстоит разворачивать. Многое придётся начать заново, причём, как в разработке теории перехода планово-распределительной экономики в рыночную, так и в выборе, адекватной условиям страны, модели и практических методов её реализации. Здесь возникает комплекс сложнейших проблем. Ниже делается попытка выделить из их множества лишь некоторые узловые вопросы и наметить главные требования к организации процессов рыночной трансформации.
Предельно кратко эти требования сводятся к следующему:
Нужна предсказуемая
Стратегия оздоровления денежного обращения в России вряд ли может основываться на введении неких параллельных денежных единиц типа золотого, газового и прочих рублей. Во-первых, одна параллельная единица уже существует – доллар. За долларом стоит вся экономическая мощь США. И нет никакой уверенности, что некий новый параллельный рубль, сможет на равных с ним конкурировать. Оздоровление денежного обращения в России, скорее всего, будет происходить с оздоровлением всей экономики. Стабильность доллара, фунта и ряда других валют объясняется не избытком сырьевых или даже золотых запасов. В основе всего - стабильно работающая, динамичная многосекторная экономика. Рост монетизации хозяйства возможен одновременно с ростом экономики, по мере повышения спроса на деньги.
Я также не считаю, что для денежного хозяйства России, сейчас, уместна модель «currency board», то есть, жесткой привязки рублёвой эмиссии к золотовалютным резервам и фиксации курса рубля к доллару. Если будет принята достаточно жёсткая среднесрочная фискальная программа, которую начали продумывать год назад (под нее, и была получена часть из согласованных кредитов МВФ в 1998 году), если денежные власти не будут злоупотреблять поддержкой проблемных банков, то у центрального банка не будет никаких стимулов для бесконтрольного печатания денег. При разумной макроэкономической политике нет необходимости связывать себя по рукам и ногам столь жесткой моделью денежного хозяйства как «currency board».
В заключении, хочу отметить, что изучение данной темы даёт обильную пищу для размышлений. Очень часто, государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых првительством, зависят решения принимаемые или не принимаемые на микроуровне. При создании благоприятных условий предпринимателям, их частный интерес совпадает с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х – начале 80-х годов. Из-за слишком активного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае, необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удержать “золотую середину” в сфере влияния на рыночную экономику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике