Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью анализа изменений характера общественных отношений, происходящих в условиях глобализационного и интеграционного процессов, поиска путей экономического развития Беларуси в условиях формирования новой системы взаимосвязей в рамках глобальной экономики, региональных экономических объединений и интеграционного комплекса СНГ.
Введение
3
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов
5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2.1 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.2.2. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.3. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов
5
10
11
17
19
22
2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
31
2.1. Показатели экономической безопасности белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности
31
39
3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику
52
Заключение
63
Список использованных источников
При нормализации экономического положения в стране, модернизации оборудования, развитии кооперации с зарубежными фирмами многие отечественные производители товаров народного потребления, располагая высококвалифицированной рабочей силой, в состоянии не только поставлять свои изделия на внутренний рынок, но и выйти с ними на внешние рынки.
С точки зрения экономической безопасности необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема в некоторых областях, а следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.
Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности:
Во-первых, с учетом наших экономических и оборонных интересов следует определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.
Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство.
В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов.
Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы для экономического положения страны, является проблема внешнего долга.
Высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение наличие у республики возможности проводить вполне самостоятельную внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.
Для облегчения проблемы задолженности нужно предпринять шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов. На получение новых кредитов и займов можно идти только для финансирования тех производственных проектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в валюте в обусловленные сроки путем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешних займов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.
Для защиты коренных интересов республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.
Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики.
Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость четкого определения функций и компетенции каждого из субъектов обеспечения финансовой безопасности.
Важнейшей составляющей экономической безопасности является социальная безопасность, так как она оказывает непосредственное влияние на "главную производительную силу" общества, каковой является человек
Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.
Социальная сфера является одним из ключевых элементов не только экономической безопасности, но и всей системы национальной безопасности. В ней реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.
Таким образом, структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда, защите населения страны в социально-экономической сфере.[22]
2 Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики
2.1 Показатели экономической безопасности белорусского государства
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
Реальное состояние экономической безопасности государства можно оценить целой гаммой показателей. Для проведения макроэкономической политики важное значение имеют макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики в целом, определяют уровень благосостояния страны, степень экономической безопасности и состояния национального хозяйства.
В научной экономической литературе приводится огромное число показателей состояния экономической безопасности государства.
К важнейшим показателям экономической безопасности Республики Беларусь можно отнести:
Степень обновления основных производственных средств;
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП ;
Затраты на научные исследования и разработки к ВВП;
Доля новой продукции в общем объеме промышленной продукции;
Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства;
Производство зерна на душу населения;
Доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота ;
Дефицит консолидированного бюджета к ВВП;
Отношение внешнего государственного долга к ВВП;
Отношение внутреннего государственного долга к ВВП;
Уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта;
Уровень безработицы к активной части населения;
Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума;
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) к ВВП.
Пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования. Они должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ.
Так, Министерство экономики установило следующие пороговые значения для приведенных выше экономических показателей.
Данные о пороговых и фактических значений вышеперечисленных показателях за 2011 год представлены ниже в таблице.
Таблица 2.1 – Пороговые и фактические значения важнейших экономических показателей безопасности Беларуси за 2011 год.*
Показатель | Пороговое значение | Фактическое значение |
Степень обновления основных производственных средств на конец года | Не менее 5% | 4,7% |
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП | Не менее 25% | 35% |
Затраты на научные исследования и разработки к ВВП | Не менее 1% | 1,3% |
Доля новой продукции в общем объеме промышленной продукции | Не менее 20% | 12% |
Доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства | Не менее 30 | 22,2% |
таблица 2.1 продолжение
Производство зерна на душу населения | Не менее 0,6 тонн | 0,737 тонн |
Доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота | Не более 25% | 28,2% |
Дефицит консолидированного бюджета к ВВП | Не более 3% | 2,4% |
Отношение внешнего государственного долга к ВВП | Не более 25% | 29% |
Отношение внутреннего государственного долга к ВВП | Не более 20 | 19,6% |
Уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта | Не меньше уровня импорта за 3 месяца | На уровне 2,4 месяцев импорта |
Уровень безработицы к активной части населения | Не более 8% | 0,6% |
Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума | Не более 10% | 6,1% |
Сальдо внешней торговли, включая услуги, к ВВП | Не более 5% | 9,5% |