Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью анализа изменений характера общественных отношений, происходящих в условиях глобализационного и интеграционного процессов, поиска путей экономического развития Беларуси в условиях формирования новой системы взаимосвязей в рамках глобальной экономики, региональных экономических объединений и интеграционного комплекса СНГ.

Содержание

Введение

3
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2.1 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.2.2. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.3. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов

5

10

11


17


19


22



2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики


31

2.1. Показатели экономической безопасности белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности

31


39

3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику


52
Заключение

63
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

Обоснование ключевых направлений и мер по государственному регулированию социально-экономических процессов необходимо предусматривать с учетом максимального использования рыночных механизмов регулирования. Это касается таких главных рычагов воздействия государства на экономику, социальную и экологическую сферы, как бюджетно-налоговое, кредитно-денежное и валютное регулирование, формирование цен, государственные закупки продукции, а также меры административного воздействия.

При обосновании направлений совершенствования и прогнозе количественных значений регуляторов следует исходить из необходимости обеспечения их взаимоувязки, оценки комплексного воздействия на регулируемые процессы.

В качестве основных критериев оценки этого воздействия рекомендуется принять степень приближения к достижению главной цели (целевых индикаторов) и требуемый уровень эффективности функционирования экономики.

В связи с недостаточностью ресурсов и в целях обеспечения сбалансированности показателей при разработке направлений и комплекса мер по развитию экономики необходимо соблюдение следующих ограничений:

социальная сфера:

обеспечение последовательного роста потребления благ и услуг;

не превышение критических порогов безработицы, экономически оправданной дифференциации доходов населения, рационального соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда, заработной платы во внебюджетной сфере и в бюджетных учреждениях;

обеспечение государственных минимальных социальных гарантий малообеспеченным слоям населения в потреблении социальных благ и услуг;

оптимизация демографических процессов;

экономическая сфера:

развитие и повышение эффективности основных звеньев научно-производственного и инновационного потенциалов, отвечающих стратегическим целям и задачам перспективного развития страны;

переход на инновационный путь развития, повышение уровня конкурентоспособности продукции.

Таким образом, с учётом выше изложенных принципов и условий, возможно разработать эффективную систему мер регулирования экономики государством, которая обеспечит рост национальной экономики, что приведёт к более высокому и прочному закреплению положения Республики Беларусь в системе мировых экономических связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенный анализ проблем, связанных с определением направлений адаптации белорусской экономики к объективным требованиям процесса глобализации, позволяет сделать следующие выводы:

- Беларусь является малой открытой экономикой с высокой степенью зависимости от внешнеторговой конъюнктуры. Выгодное географическое положение создает предпосылки для развития торговли товарами и услугами.

- структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда, защите населения страны в социально-экономической сфере.

- основным аргументом в пользу высокого уровня открытости национальной экономики является активное участие в международной торговле – около 60% национального продукта Беларуси (по некоторым данным до 70%) предназначено для внешнего рынка. Однако состояние открытости в условиях нашей страны имеет ряд особенностей, обусловленных структурой, традициями организации и управления общественным производством. К числу специфических особенностей экономики Беларуси как объекта исследования относятся следующие:

                 односторонний характер открытости в условиях сложных и противоречивых процессов рыночной трансформации (ориентация во внешнеэкономических связях преимущественно на Россию),

                 значительная экспортно-импортная квота при наличии разнообразных ограничений экономико-административного характера на пути движения товаров, услуг, капитала);

                 хронический дефицит торгового баланса;

                 неразвитость рыночной инфраструктуры;

                 существенные ограничения системы свободной конкуренции на национальном рынке и значительная доля предприятий монополистического типа, находящихся в собственности государства

                 напряженные политические отношения с наиболее развитыми странами;

                 преобладание административных методов в осуществлении государственной политики макроэкономического регулирования

 

- реальная включенность Беларуси в систему мирового хозяйства предполагает последовательное решение трех основных задач: изменение юридических и экономических отношений собственности в соответствии с потребностями современной смешанной экономики; осуществление отраслевой реструктуризации национальной экономики в соответствии с потребностями мирового рынка;

- создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, эффект, или экономическая, так и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес – не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом. Во-вторых, участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.

- главными условиями участия в международных экономических союзах и других международных организациях в настоящее время являются: политическая стабильность в стране, отсутствие резких колебаний в состоянии национальной экономики и, наконец, открытость экономики.

-ускорение развития международных экономических интеграционных процессов требует все более открытой экономики, что подразумевает: прозрачность, т.е. свободный доступ к национальным макроэкономическим сведениям; экономическую свободу внутри страны; участие страны и ее экономических субъектов в мировом интеграционном процессе;

- предпосылками открытости экономики является экономическая свобода – соблюдение в стране трех основных принципов: свободы индивидуального выбора, свободы частного обмена и гарантии частной собственности. В зависимости от этого мировое сообщество получает возможность определять не только состояние и возможности экономики той или иной страны, но и установить степень благоприятных условий для создания в ней иностранных и смешанных предприятий, целесообразность размещения кредитов в данной стране;

- развитие Беларуси должно привести к дальнейшей либерализации внешней торговли и усилению конкуренции со стороны западных партнеров, перед республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую безопасность и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров. При этом законодательство республики, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей должны соответствовать современному мировому уровню. Привести их в соответствие необходимо в кратчайшие сроки.

- Беларуси свойственна внутренняя ограниченность в инвестиционных ресурсах, необходимых для широкой модернизации и технического перевооружения отраслей с целью интенсивной и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи. Это диктуют сохранение принципиальной линии на включение национальной экономики в международное разделение труда отдельными наиболее конкурентоспособными и перспективными предприятиями. Такой подход, основанный на выделении узкого сегмента целевой поддержки государством определенных предприятий, имеющих наибольший потенциал для развития, позволит обеспечить быстрое и эффективное формирование избранного сегмента промышленного производства. Развитие отдельных производств, способных выпускать достаточно качественную продукцию и адаптироваться к условиям международной конкуренции, а в перспективе — завоевать ряд внешних рынков, позволит интенсифицировать экономический рост экономики страны в целом. Таким образом, в условиях глобализации мирового хозяйства особую важность для экономики Беларуси приобретает подход, предусматривающий проведение единой промышленной и внешнеторговой политики, что само по себе обусловливает необходимость стимулирования интернационализации деловой активности отечественных предприятий вплоть до превращения наиболее перспективных из них в полноценные ТНК.

- предложенные условия и принципы развития для создания эффективной системы государственного регулирования экономики должны поспособствовать дальнейшему развитию национальной экономики Республики Беларусь в условиях жёсткой конкуренции на мировом рынке.

 

 

 

 

Список использованных источников.

1. Материалы международной конференции «Что на данный момент принесли Беларуси процессы глобализации, и какие дискуссии ведутся вокруг них?» / Фонд им. Ф. Эберта. Мн.: БГУ, 2004.

2. Паумер М. О степени открытости экономики // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4.

3. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия.//Менеджмент в России. 2001.№3.С. 63.

4. Щенин Р., Сулейманова Г. Наркобизнес — глобальная проблема XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С.50-57.

5. Паньков В.С.Германия в Европейском союзе: место, роль, интеграционная политика //Экономика XXI века.2007.№ 1.

6. Валлерстайн И. Геополитические миро-системные изменения: 1945-2025 гг. // Вопросы экономики.2006. № 4. С.77

7. World Trade Organization. International Trade Statistics 2007.  Geneva. 2007. P.12, 14.

8. Мясникова Л. Смена парадигмы. Новый глобальный проект // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С.4.

9. The World Bank. The World Development Report 2006. Washington. 2005. P.299

10. Говорова, Н. Конкурентоспособность — основной фактор развития современной экономики. 2006. № 4. С. 24—29.

11. Долгов, С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Экономика, 1998.

12. . Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2005.

13. Fischer, В. Globalization and the Competitivеness of Regional Blocks in Comparative. Hamburg: Perspective, 1998.

14. Черченко, Н. В. Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики // Вестник БГУ. Сер. 3. 2005. № 3. С. 72—75.

15. Smith, V. An Experimental Study of Competitive Market Behavior // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70. Р. 34—36.

16. Kindleberger, Ch. Foreign Trade and the National Economy. Yale: Prosp. of science, 1962

17. , J. Policies for prosperity: Essays in a Keynesian mode. New Haven: Waypoint, 1987

18. Fagerberg, J. Technology and competitiveness // Oxford Review of Economic Policy. 1996. Vol 12. N 3. Р. 39—51.

19. Fagerberg, J. Technology, Growth and Unemployment across European Regions / J. Fagerberg, B. Verspagen, M. Caniёls // Regional Studies. 1997. Vol. 31. N 5. Р. 457—466.

20. Wolf, E. International Business: Environments and Operations. Addison-Wesley Publishing Company, Inc., 1994.

21. Крылович, И. Взвешивая риски // Белорус. рынок. 2003. № 36.

22. http://www.bestreferat.ru/referat-203911.html

23. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Типовой проект выступления «Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший фактор развития государства с современных условиях».Минск.2011

24. Булко О.С. Конкуренция, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии / О.С. Булко; под науч. ред. П.Г. Никитенко; Ин-т экономики Нац. акад. наук Беларуси Минск : Право и экономика, 2003.С.130

 

 

 

2

 



Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов