Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью анализа изменений характера общественных отношений, происходящих в условиях глобализационного и интеграционного процессов, поиска путей экономического развития Беларуси в условиях формирования новой системы взаимосвязей в рамках глобальной экономики, региональных экономических объединений и интеграционного комплекса СНГ.

Содержание

Введение

3
1. Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов

5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации
1.1.1. Позитивные последствия глобализационных процессов
1.1.2. Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
1.2.1 Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальных вызовов
1.2.2. Теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности
1.3. Обеспечение национальной безопасности в условиях мировых вызовов

5

10

11


17


19


22



2. Система мер Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности и конкурентоспособности национальной экономики


31

2.1. Показатели экономической безопасности белорусского государства
2.2. Меры белорусского государства по повышению национальной конкурентоспособности

31


39

3. Модернизация системы мер по повышению эффективности государственного воздействия на национальную экономику


52
Заключение

63
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

               Низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую, обусловленный не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием Беларуси в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры, в том числе обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций.

               Неравные условия конкуренции, не позволяющие предприятиям использовать эффект масштаба производства вследствие  искусственной поддержки убыточных предприятий, также затрудняющие создание новых производств.

               Затруднённость доступа к капиталу, связанная с низким национальным кредитным рейтингом, высокими рисками отечественной финансовой системы, неразвитостью системы защиты прав кредиторов и акционеров.

               Недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

               Низкий уровень качества управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и со слабым развитием сектора консалтинговых услуг и образовательной системы подготовки менеджеров.

 

Белорусские учёные-исследователи Александрович Я.М., Полоник С.С., Пинигин В.В. выделяют следующие конкурентные преимущества Республики Беларусь:

  высокое качество человеческого капитала, низкая цена рабочей силы, эффективная система подготовки квалифицированных кадров.

  развитый научно-технический потенциал.

  выгодное экономико-географическое положение.

  наличие производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках.

  наличие магистральных нефте- и газопроводов, проходящих через территорию Беларуси.

  развитая производственная инфраструктура.

  высокий уровень комплектности развития территорий.

  земельные ресурсы благоприятные природно-климатические условия для кормопроизводства, льно- и картофелеводства.

  наличие больших запасов возобновляемых лесных ресурсов.

  наличие запасов возобновляемых запасов пресной воды.

  наличие больших запасов калийных солей.

  наличие больших запасов глины, цементного и другого сырья для промышленных строительных материалов.

  наличие культурных и исторических ценностей, привлекательность природных ландшафтов.

 

Конкурентоспособность белорусской экономики зависит от множества факторов. Решение этой проблемы изначально обусловлено природно-климатическими  и географическими условиями, а также – уровнем эффективной деятельности  отраслевых, региональных органов, правительства, президента страны, но главным образом – трудоспособностью простых сельских и городских тружеников.

Имеющийся в РБ человеческий капитал способен при разумном использовании и дополнительном финансировании дать отдачу значительно большую, чем сейчас. Будущее принадлежит экономике, основанной на знаниях.

При дополнительных усилиях и государственной поддержке можно поднять до мирового уровня ряд производств, где имеются уникальные технологии и изобретения, сохранились кадры специалистов и высококвалифицированных рабочих, а также производственная база. Упустить такой шанс значит обречь себя на дальнейшее отставание от ведущих индустриальных государств. Дело в том, что в условиях экономической глобализации возможность создания и присвоения интеллектуальной ренты от технических нововведений, которыми не располагают другие, становиться решающим фактором конкурентоспособности и извлечения максимальных выгод от участия в международном разделении труда. Поэтому важно, чтобы государственная политика была нацелена на создание и наращивание таких преимуществ в самых перспективных областях научно-технического прогресса.

Этой цели отвечает принятое решение Президента  о создании в Минске Парка высоких технологий. Здесь намечается развернуть разработку изделий высоких технологий в электронике, телекоммуникационной, информационной и медицинской технике. На территории парка вводится благоприятный налоговый режим (освобождение от налога на добавленную стоимость импортируемого оборудования и от налога на недвижимость на  5 лет), что должно привлечь отечественных и зарубежных инвесторов. Организация многочисленных СЗЭ, а теперь и Парков в Китае себя полностью оправдала, создав действенный стимул для привлечения иностранных инвестиций и освоения высокотехнологичных производств. РБ также рассчитывает на успешное освоение этого опыта.

Носителями высоких технологий и передовых технических решений остаются предприятия РБ оборонно-технического комплекса, лазерной техники, средств информатики и программного обеспечения. Ряд направлений фундаментальной и прикладной науки располагает конкурентоспособным экспортным потенциалом. Примером успешного выхода на мировые рынки может служить оптическая и лазерная техника, которая остаётся пока важной позицией в этой ещё очень скромной по удельному весу статье экспорта.

Внешнеэкономическая стратегия РБ, разуметься, не должна сводиться к тому чтобы сделать экспорт главным источником роста экономики. Для такой страны как Беларусь важное значение имеют развитие внутреннего рынка, одновременное и постоянное увеличение на нём платёжеспособного спроса и предложения товаров и услуг. Только опираясь на отечественный рынок и развитие на нём конкуренции, белорусская промышленность сможет занять достойные позиции в мировой торговле. Поэтому её конкурентоспособность обусловлена в первую очередь успешным реформированием всех звеньев хозяйственного механизма, оптимальным сочетанием регулирующей роли государства с рыночным саморегулированием. Успех реформ определяется тем, насколько создаваемый хозяйственный механизм способен стимулировать инновационную деятельность, творческую энергию людей, способствовать подъёму науки, образования, укреплению здоровья людей, открывать им доступ к информации и культуре и на этой основе обеспечивать подъём экономики и уровня жизни.

Так, стратегическими приоритетами модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь на международных рынках являются:

1.  Выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках.

2.  Защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке.

3.  Совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала.

4.  Чёткая регионально-страновая ориентация и экономическая выгода от внешней торговли.

5.  Перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой.

6.  Увеличение в производимой продукции добавленной стоимости путём снижения ресурсо-, энерго- и материалоёмкости, а также рационального импортозамещения.

 

Правительство Республики Беларусь, учитывая высокую насыщенность промышленного комплекса страны предприятиями-монополистами, прилагает усилия к их разукрупнению и тем самым созданию конкурентной ситуации. Это сложный процесс перестройки внутренних и внешних хозяйственный связей между производителями, поставщиками и потребителями. К 2005 году преобразовано в общей сложности 4100 предприятий республики. Среди них 543 (13,2%) объекты промышленности, 282 (7,1%) – строительства, 81 (2%) – транспорта и связи, 1521 (37,1%) – торговли и общественного питания, 459 (11,2%) –бытового обслуживания, 763 (18,6%) – агропромышленного комплекса, 441 (10,8%) – прочих отраслей народного хозяйства.

По всей вероятности, обеспечение конкурентоспособности белорусской экономики лежит на путях непрерывного поиска ответов на следующие вопросы глобальной экономики: что, как и где производить и что, как и по каким ценам продавать, с учётом национальных и интернациональных издержек?

Выделим также основные стратегические направления повышения конкурентоспособности товаропроизводителей Республики Беларусь на мировом рынке. Так, конкурентоспособность будет обеспечиваться за счёт:

1. Упрощения процедур во внешней торговли в рамках рекомендаций международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;

2. Развитие экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов;

3. Обеспечения правовой защиты технических решений и патентной чистоты объектов экспортных поставок на основе осуществления патентования отечественных разработок;

4. Развития систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнёрами, установления требований к её потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; разработки государственных стандартов в области экологической сертификации продукции и производств на базе международных стандартов серии ИСО 14000;

5. Проведения научно-технической политики и разработки инновационных механизмов с целью повышения технологического уровня, наукоёмкости и эффективности производств на предприятиях;

6. Совершенствование механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из экономически развитых стран;

7. Привлечение инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоёмкости и материалоёмкости производства;

8. Совершенствования нормативно-правовой базы с целью формирования конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке транспортно-экспидиционных услуг;

9. Улучшение качества управления предприятиями, в том числе путём поиска эффективного собственника;

10.                    Создание дополнительных условий для стимулирования производства экспортной продукции с использованием опережающих технических идей и решений, наукоёмких, энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе в рамках беспроцентного кредитования проектов за счёт средств Фонда поддержки экспорта, Инновационного фонда и др.;

11.                    Обеспечение соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам, в том числе создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов ИСО 9000-9002.

 

С целью повышения международной конкурентоспособности национальной экономики следует решить ряд задач:

 Повысить эффективность использования факторов производства, что предполагает приведение в действие института банкротства в отношении хронически убыточных и низко рентабельных предприятий (через депрессивные комиссии в составе представителей соответствующих концернов, Министерства экономики, Министерства труда и соцзащиты, профсоюзов, учёных, руководителей проблемных предприятий). Определить очерёдность их банкротства и меры по переквалификации работников ликвидируемых предприятий, оценить имущество, определить объёмы финансирования процедур, связанных с ликвидацией, и т.д. необходимость такой политики в отношении заведомо неконкурентоспособных предприятий диктуется не только чисто экономическими соображениями (прекращение неэффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов) или социальными императивами (ликвидация предприятий с низкой зарплатой, существующих за счёт эффективного сектора экономики, постепенная переквалификация высвобождаемых работников). Необходимо учитывать и перспективы вступления в ВТО, а также удорожание импортных товаров вследствие высоких таможенных барьеров, приводящих к повышению цен для населения на ряд более качественной продукции иностранного происхождения;

 Стимулировать формирование конкурентной среды для малого и среднего бизнеса (включая смежные и поддерживающие отрасли) в рамках приоритетных направлений экспортной специализации;

 Приобрести и использовать прогрессивные ресурсосберегающие технологии, включая импорт патентов, лицензий, другие формы трансфера технологий;

 Привлечь иностранных инвесторов, прежде всего, в науко- и капиталоёмкие сферы экономики;

 Развить дилерские и сервисные сети для продвижения белорусских товаров за  рубежом;

 Повысить эффективность менеджмента и маркетинга предприятий-экспортёров.

 

На международном уровне усилия должны будут направлены на обеспечение признания Республики Беларусь страной с рыночной экономикой, получение странового кредитного рейтинга, развитие отношений с международными финансовыми организациями, вступление в ВТО на условиях, отвечающих национальным интересам и учитывающих приоритеты внутренней и внешней политики белорусского государства, снижение торговых барьеров на пути белорусской продукции.

Перед Республикой Беларусь стоит задача не только сделать экспорт более эффективным и увеличить приток валюты, но и повысить народнохозяйственную отдачу импорта. Обе эти стороны более активного включения страны в глобальную экономику взаимосвязаны и должны быть подчинены ускорению экономического развития. А это, как известно, невозможно без крупных капитальных вложений для замены устаревших и создания новых производственных мощностей. Чтобы наверстать упущенное за годы реформ в обновлении и строительстве основных фондов экономики, недостаточно собственных накоплений, не обойтись без привлечения средств извне. И то, и другое предполагает импорт новейшего оборудования и техники, приобретение лицензий и ноу-хау. До 60%необходимых для модернизации экономики технологий, по мнению экспертов, необходимо будет приобретать за границей.

Дело это крайне выгодное. Один доллар на закупку лицензий экономил Японии 16 долл., в США – 6.3, Франции -5.4 долл., которые нужно было бы израсходовать на собственные научные разработки, притом ёщё с неизвестным результатом.

Иными словами, от международного разделения труда, состоящего в обмене сырья и полупродуктов на готовую продукцию ( по большей части на предметы потребления), РБ предстоит перейти к разделению труда преимущественно в производстве готовых изделий, особенно наукоёмких и высокотехнологичных, идя на кооперацию в производстве узлов и деталей. Белорусская экономика должна стать привлекательной для прямых иностранных капиталовложений. Только в этом случае наращивание экспорта и импорта становится мощным средством модернизации экономики.

Анализ результатов теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики в условиях глобальных вызовов