Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе сущности рынка труда и регулирования рынка труда законодательством Российской Федерации.
Для достижения цели – в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие, структуру, сущность рынка труда;
– изучить субъекты, объекты и функции рынка труда;
– проанализировать основные характеристики рынка труда;
– выявить проблемы создания эффективной модели Российского рынка труда;
– рассмотреть основные направления государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать государственное регулирование рынка труда в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА……………………
1.1 Понятия, структура, сущность рынка труда……………………………….
1.2. Субъекты, объекты и функции рынка труда………………………………
1.3. Основные характеристики рынка труда…………………………………..
1.4. Проблемы создания эффективной модели Российского рынка труда….
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РФ.…………………………………….
2.1. Основные направления государственного регулирования рынка труда.
2.2. Государственное регулирование рынка труда в России…………..…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

Государство, как правило, фиксирует  минимальный уровень заработной платы. Законы о минимальном уровне заработной платы и нормальной продолжительности рабочего дня существуют во многих странах. Они появились вследствие длительной борьбы трудящихся за свои права, и, как правило, фиксируют продолжительность рабочей недели и минимальную месячную зарплату (для работающих полный рабочий день), либо минимальную оплату за один час, как это существует в США. Эти законы ограничивают возможности работодателей увеличивать найм рабочей силы, не изменяя общего фонда заработной платы и минимизировать свои издержки за счет экстенсивного использования рабочей силы. Такую же функцию по стабилизации цены труда и объемов его предложения играют профсоюзы и другие рабочие организации. Особенно активно их участие в регулировании предложения и цены труда проявились в послевоенное время. Ограничивая найм на фирмы универсальных работников и работников не охваченных коллективными договорами, они поддерживали нормальное соотношение спроса и предложение на рынке труда и тем самым стабильный рост во всей экономике.

Социальные институты  стабилизируют предложение и  цену не только ограничивая действия рыночных механизмов, но и за счет активного вмешательства в воспроизводство работника. В отличие от всех остальных товаров, рабочая сила не может полностью нормально воспроизводиться только на основе частного дохода, получаемого от продажи фактора труд. Армия безработных - это необходимый для экономики резерв. Но такой фактор, как труд, не может «храниться» - резервироваться в обычном смысле этого слова.

Для предпринимателя  значительный излишек рабочей силы, как правило, слишком расточителен. Для поддержания его в нормальном состоянии требуются значительные затраты, связанные с оплатой его текущих расходов, создание условий для смены места и вида деятельности, повышения квалификации и т.д.  Предприниматель покупает труд лишь на время работы человека, свойства рабочей силы – человеческий капитал, неразрывно связаны с самим работником, и не могут остаться у нанимателя в случае увольнения работника. Уход работника автоматически ведет к утрате предпринимателем всех выгод от вложений в его долговременное развитие и значительным внешним эффектам (деловые связи работника, ассоциация данного человека с “лицом” фирмы). Поэтому предприниматель не заинтересован, а работник соответственно не в состоянии полностью оплачивать долговременные расходы по воспроизводству рабочей силы. В такой ситуации объективно часть расходов по оплате расходов работника и предоставлении ему части услуг, связанных с поддержанием его рабочей силы в нормальном состоянии вынуждено брать на себя государство и социальные институты. Среди них наиболее важными являются создание системы социального страхования, оплата части расходов на образование, медицинское обслуживание, покупку жилья и т.д. Все эти затраты не только позволяют поддерживать текущее воспроизводство рабочей силы, но и поддерживают долговременное соответствие спроса и предложения, устойчивость относительной цены труда в долговременной перспективе, обеспечивают эффективную мобильность всех факторов, создают условия для экономического роста и социальной стабильности в экономике.

Институты в рыночной экономики активно вмешиваются и в непосредственное регулирования цены труда. Это происходит за счет  установления стандартов национальной цены труда. Под единой национальной ценой труда мы будем понимать наличие в экономике единых национальных принципов воспроизводства рабочей силы, которые находят отражение в установлении принципов и границ дифференциации и структуре цены труда. В рамках единой цены труда сохраняются значительные различия в оплате труда. Они зависят от характера сложности, условий и престижности работы и т.д21.

Для рыночной экономики крайне опасны значительные устойчивые различия в  уровне доходов и как следствие, существование различных социальных групп. Они формируют не конкурирующие между собой замкнутые анклавы с обособленными циклами воспроизводства, препятствующими нормальной мобильности труда и других ресурсов. Значительные барьеры между отдельными сегментами рынка труда консервируют его структуру и разрушают нормальное воспроизводство всей экономики. Наиболее опасными формами проявления этих процессов являются: избыточная неэффективная занятость (избыток предложения) в отстающих отраслях, которая чаще всего имеет форму «скрытой безработицы»; и резкий избыток спроса (недостаток предложения) в наиболее перспективных отраслях. Такая диспропорциональность рынка труда была характерна для  Западной Европы и Японии в 30-50 гг. ХХ века. Великая депрессия и последствия двух мировых войн удерживали непропорционально высокую численность рабочей силы в наиболее отсталых секторах экономики. Соответственно, крайне низкими были и доходы занятых в этих секторах экономики. К ним относились маленькие фермы, традиционная розничная торговля, ремесленные мастерские. Шансы для перехода в категорию работников с высокой оплатой труда, для занятых на этих предприятиях были ничтожными из-за низкой территориальной и вертикальной мобильности труда, значительной роли натурального хозяйства и патернализма.

Избыток предложения труда в  низкопроизводительных отраслях производства тормозит развитие не только их самих, но и в обществе в целом. Низкая мобильность рабочей силы и невозможность перемещения ресурсов между секторами формирует устойчивое превышение спроса над предложением в развитых секторах производства. Это значительно удорожает стоимость рабочей силы и тормозит нормальное развитие новых отраслей. Кроме того, в обществе активно формируются различные формы рентных доходов, позволяющих получать большой доход за счет различий в условиях производства. Этот доход, как правило, превосходит размеры экономической прибыли, получаемой в результате простой рационализации производства, и, как следствие, делает невыгодным инвестиции в развитие производства. Создается ситуация, при которой имеющиеся свободные деньги не могут прибыльно вложены в реальный сектор. Как правило, чем больше различий в цене труда, тем ниже мобильность ресурсов и разрыв в условиях производства, тем выше рентные доходы, и ниже стимулы к инвестированию в развитие производства. Все эти проблемы в рамках развитых рыночных экономик также решаются с помощью активного государственного и институционального регулирования воспроизводственных процессов на рынке труда22.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования нормально функционирующего рынка труда необходимо активное вмешательство в воспроизводственные и рыночные процессы государства и  социальных институтов.

Российский рынок труда можно  отнести к категории типичных формирующихся рынков (emerging market). Для него характерны: крайне нестабильная цена труда, почти абсолютно эластичное предложение труда на большей части сегментов рынка, решающее влияние неэффективного спроса на формирование структуры предложения и величины цены труда. Все это превращает рынок труда в один из самых больших источников экономических и социально-политических рисков в отечественной экономике.

Ситуация усугубляется тем, что  российский рынок труда крайне диспропорционален. Он состоит из трех изолированных сегментов, слабо связанных между собой, на каждом из которых можно обнаружить серьезные несоответствия в спросе и предложении на рабочую силу.

Первая и наиболее благополучная часть российского рынка труда представлена закрытым монопольно регулируемым рынком, куда входят работники, занятые в экспортных отраслях, отраслях ТЭКа и естественных монополиях. К нему относятся рабочая сила, занятая в электроэнергетике, топливной промышленности и, прежде всего газовой, а также в строительстве, на транспорте, в сфере кредитования, финансов, страхования и в аппарате органов управления, традиционно оплачиваемая в нашей стране выше среднего уровня. В этом секторе рынка труда наблюдается устойчивое, превышение спроса над предложением и, как следствие, высокая и стабильно растущая заработная плата. При этом высокий уровень оплаты труда, который иногда почти в десять раз превышает доходы работников в низкооплачиваемых секторах экономики определяются не эффективностью производства в отраслях и затратами на воспроизводство работника, а сложившимся равенством внешних и внутренних цен природные и сырьевые ресурсы, монопольным положением предприятий. Это даёт возможность перераспределять в свою пользу различные неинституционализированные рентные доходы, величина которых по данным экспертов достигает 10-15% ВВП. Размеры «высокооплачиваемого» сектора рынка труда не велики, и по подсчетам специалистов он включает в себя не более 10 млн. человек.

При всем благополучии этого сегмента, на нем наблюдается ряд крайне негативных тенденций. Высокие доходы от использования монопольных ресурсов позволяют фирмам не беспокоиться о  рационализации производства. Большая доля низко квалифицированных работников и экстенсивный характер использования труда не формирует эффективной структуры цены труда, ориентируя работника на текущее нерациональное потребление, а не на рост квалификации, получаемые доходы не откладываются на черный день и не инвестируются в развитие человеческого капитала. Наконец, высокая цена, обеспечиваемая за счет внешних и конъюнктурных факторов в долгосрочной перспективе потенциально крайне неустойчива. Падение цен на природные ресурсы на внешнем рынке способно вызвать значительное снижение спроса на труд в этом секторе рынка, привести к резкому ухудшению условий воспроизводства рабочей силы. При этом ни в самом секторе, ни в других сегментах рынка труда нет никаких реальных экономических и социальных амортизаторов, способных смягчить последствия такого развития ситуации. Кроме того, опыт конца 80-х годов показывает, что в этих отраслях сконцентрирована наиболее социально и политически активная часть населения. Поэтому резкое снижение занятости и доходов в этой части рынка способно привести к серьезным экономическим и политическим проблемам в стране. Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что данный сегмент рынка труда уже сейчас нуждается в создании эффективных государственных и социальных регуляторов, способных обеспечить его устойчивость и нормальное развитие.

 Вторая часть и третья российского рынка труда представлена двумя не конкурирующими сегментами, охватывающими высоко - и низко квалифицированных работников, сконцентрированных в легкой промышленности, лесном хозяйстве и отраслях социальной сферы. Для этих секторов характерно избыточное предложение труда, часто в форме «скрытой безработицы», и как следствие крайне низкая заработная плата, которая в среднем на 20 % не покрывает текущих расходов работника. Воспроизводство рабочей силы во многом обеспечивается теневым сектором экономики, который имеет неуправляемую траекторию развития и часто хищнически использует нанимаемых работников. Серьезной проблемой является также то, что именно в этой трудоизбыточной части рынка труда сконцентрирована большая часть высококвалифицированных научных кадров, недифинасирование воспроизводства которых способно в перспективе привести к резкому сокращению наиболее перспективной части рабочей силы в стране.

В современных российских условиях именно жесткая сегментация рынка труда и отсутствие единой цены для определённого сегмента рынка является наиболее серьезным препятствием на пути к созданию эффективной модели рыночной экономики. Большую роль в решении этих вопросов играет определение направлений институциональных реформ и, прежде всего инструментов государственного и социального регулирования рынка труда.

История развития современных  смешанных экономик знает три  основные модели формирования единой цены труда. Первая модель преобладала в период становления рыночной экономике в XVI-XIX в таких странах как Англия, Франция, отчасти Германия. Суть этой модели сводилась к тому, что государство законодательно (принудительное удлинение рабочего дня, создание работных домов и т.д.) помогало предпринимателям поддерживать цену труда на уровне минимального прожиточного уровня. Главный недостаток этой модели заключается в том, что он создает крайне неустойчивый, подверженный различным экономическим, социальным и политическим потрясениям рынок труда и экономику в целом. В условиях российской экономики такая модель способна привести к обострению экономических противоречий, разрушить значительную часть производственного потенциала в стране и вызвать неуправляемые социально-политические процессы23.

В основе второй модели лежит  создание единой цены труда, способной  обеспечить нормальное воспроизводство современного высококвалифицированного работника. Такая модель была создана в большинстве европейский стран в период после второй мировой войны. Она направлена на формирование сложной цены труда, на основе общественного договора, когда в определении границ и формировании отдельных элементов цены труда принимают участие и работники, и предприниматели, и разнообразные государственные и социальные институты. Эта модель обеспечивает наиболее короткий и комфортный путь в направлении смешанной экономики, но для его реализации необходимо, чтобы в стране было как минимум два условия: сильные социальные институты и наличие у государства достаточных средств для финансирования достаточно дорогих социальных программ.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «не занятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

2) Особенность товара «труд» заключается в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно24. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

Существенная особенность  товара труд заключается также в  его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ.

3) Рабочая сила и рабочее место являются в системе рыночных отношений товарами, но товарами особого рода. Поэтому рынок труда нужно воспринимать как особое подразделение  товарного рынка, принципиально иное в отличие от всех других рынков. Это означает что:

  • рабочая сила и рабочее место - особые товары;
  • купля – продажа этих товаров имеет свои особенности, в  отличие от купли – продажи других товаров;
  • цена этих товаров – особая форма цен. В отличие от цен на все другие товары;
  • рынок рабочей силы и рынок рабочих мест – это уникальные в своем роде рынки, играющие особую роль рыночной экономике, проявляющие себя в единстве и в определённых различиях.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества.

 Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством  и поддерживаемый предприятиями  товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И  НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда