Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе сущности рынка труда и регулирования рынка труда законодательством Российской Федерации.
Для достижения цели – в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие, структуру, сущность рынка труда;
– изучить субъекты, объекты и функции рынка труда;
– проанализировать основные характеристики рынка труда;
– выявить проблемы создания эффективной модели Российского рынка труда;
– рассмотреть основные направления государственного регулирования рынка труда;
– проанализировать государственное регулирование рынка труда в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА……………………
1.1 Понятия, структура, сущность рынка труда……………………………….
1.2. Субъекты, объекты и функции рынка труда………………………………
1.3. Основные характеристики рынка труда…………………………………..
1.4. Проблемы создания эффективной модели Российского рынка труда….
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РФ.…………………………………….
2.1. Основные направления государственного регулирования рынка труда.
2.2. Государственное регулирование рынка труда в России…………..…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

Социальная  политика государства в числе  ее важнейших направлений предусматривает  мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются  специальные органы в лице государственной  службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, федеральный закон от 24.11.199г., в редакции федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ32 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Статья 2 впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает в себя три составляющие: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.

Право на условия  труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, - конституционное положение (ст. 37 Конституции РФ)33, лежащее в основе как отдельных правовых норм (правовые нормы, относящиеся к заключению трудового договора и переводу на другую работу), так и институтов трудового права (правовой институт охраны труда). Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателей. Эта обязанность носит всеобщий характер. Она распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Для принципа обеспечения безопасных условий труда характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.).

 Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов - государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (гл. 57 "Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" и гл. 58 "Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами")34.

Право на отдых - одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ35 предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В этой формулировке принципиальную роль играет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее число таких норм содержится в главах раздела IV "Рабочее время" и раздела V "Время отдыха".

Право на справедливые условия труда не может быть реализовано  без права на справедливую оплату труда. Слова "справедливая оплата труда" имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.

Справедливой  оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит  от квалификации, сложности выполняемой  работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики (сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы), возведено Кодексом в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Помимо этого Кодекс предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Впервые в трудовом законодательстве установлено, что  материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает  независимо от вины работодателя.

Кроме того, статья 2 ТК РФ36 воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения: работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов. Работники объединяются, как правило, в профсоюзы, основная задача которых - представлять интересы работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществлять защиту их трудовых прав. В свою очередь, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Эти объединения являются некоммерческими организациями, объединяющими на добровольной основе работодателей. Право работников и работодателей на объединение лежит в основе социального партнерства, договорного регулирования трудовых отношений.

К основным принципам регулирования трудовых отношений относится также право работников на участие в управлении организацией. Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.

Трудовой кодекс содержит значительное число диспозитивных  норм, что отражает тенденцию к  расширению договорного регулирования. Более того, для формируемых рыночных отношений преобладающим является договорное регулирование труда с целью согласовать интересы работников и работодателей.

Учитывая изменения  в правовом регулировании трудовых отношений, перенесение основного его объема на организации, Кодекс рассматривает право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений как один из основных принципов трудового права.

Особое место занимает принцип соблюдения и защиты трудовых прав работников. Он включает все формы защиты работников:

  • установление ответственности работодателя за нарушения законов и иных нормативных правовых актов (ст. 419 ТК)37;
  • создание специализированных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (ст. ст. 353 - 369 ТК);
  • возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ст. ст. 184, 237 ТК);
  • судебная защита прав работников.

Индивидуальные  трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. ст. 381 - 397 ТК); коллективные трудовые споры - с применением примирительных процедур и при недостижении соглашения объявлением  забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ (ст. ст. 398 - 418 ТК).

Также статья 2 ТК РФ содержит изложение взаимных обязанностей сторон трудового отношения. Обязанности работников составляют содержание правового института "дисциплина труда". Цель такого института - обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей, которые были ими добровольно приняты в результате заключения трудового договора. Обязанности работодателей не выделены в отдельный правовой институт, однако правовые нормы, возлагающие на работодателей соответствующие обязанности, имеются практически во всех статьях Кодекса, касаются ли они трудового договора или рабочего времени и времени отдыха, заработной платы или других отношений, составляющих предмет трудового права. Эти статьи содержат правомочия работников, реализация которых требует исполнения соответствующих обязанностей работодателями. Помимо обязанностей, вытекающих из договора (коллективный договор, трудовой договор), на работодателей возлагаются обязанности, вытекающие из их взаимоотношений в сфере труда с государственными органами и органами местного самоуправления: выполнять предписания государственных инспекторов труда об устранении нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, привлекать виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранять их от должности в установленном порядке (ст. 357 ТК)38;

К основным принципам регулирования трудовых отношений относится также обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Любые неправомерные действия или бездействие работодателя, причинившие работнику моральный вред, подлежат возмещению (ст. 237 ТК РФ).

Завершается статья 2 ТК РФ изложением принципа обеспечения права на обязательное социальное страхование. Этот принцип реализуется в различных нормативных правовых актах, гарантирующих работнику, а в соответствующих случаях и членам его семьи обеспечение за счет средств государственного социального страхования: пособиями по временной нетрудоспособности; пособиями по беременности и родам; пособиями при рождении ребенка; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников - также обеспечение пенсиями за выслугу лет.

Система обязательного  социального страхования включает и обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В  настоящее время оно осуществляется в соответствии с Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, который, предусматривая обязанность работодателей производить страховые отчисления, возлагает ответственность за выплату компенсаций пострадавшим на производстве (их иждивенцам) на государство в лице Фонда социального страхования РФ.

Таким образом, государственное  регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации возглавляется Федеральной службой по труду и занятости и социального развития России, а также его органы на местах – центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в результате выполнения курсовой работы были сформулированы следующие выводы:

1) Рынок труда как  социально-экономическая категория  – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «не занятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

2) Особенность товара  «труд» заключается в том, что  его невозможно хранить, как  другие товары. Более того, если  работник не продал свои способности  и навыки, он не будет иметь  дохода, а, следовательно, и средств  к существованию, которые нужны  ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества.

 Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В качестве законодательной  базы, в рамках которой осуществляется регулирование рынка труда на территории Российской Федерации, выступает Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ, в редакции федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ, и Федеральный закон  от 19.04.1991г., в редакции федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Указанные документы, прежде всего, предназначены для обеспечения защиты прав работников в ходе трудовой деятельности. Они регулируют такие аспекты трудовой деятельности, как наем работников, организация системы оплаты труда, минимальный размер оплаты труда, заработная плата, сверхурочная оплата труда, равная оплата за равный труд, предоставление и оплата работникам отпусков и больничных и т.д.

Таким образом, Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей.

Государственное регулирование  проблем занятости и безработицы  в Российской Федерации возглавляется Федеральной службой по труду и занятости и социального развития России, а также его органы на местах – центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Таким образом, поставленные в курсовой работе задачи выполнены, а цель работы – достигнута.

 

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда