Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:19, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.
Введение……………………………………………………..3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………..4.
Теории рыночного регулирования
Неоклассическая теория……………………...6.
Неокейнсианская теория……………………..9.
2. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки…………………… ………..11.
3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………………………………………………………..19.
Заключение……………………………………….………….28.
Список использованной литературы…………………
В первые послевоенные десятилетия в условиях начавшейся научно-технической революции и острого соперничества с социалистическими странами, демонстрировавшими в то время значительный динамизм хозяйственного развития, на первый план экономической политики развитых стран Запада выдвинулась задача обеспечения устойчивого экономического роста. Между тем теория Кейнса отличалась в целом статистическим подходом к экономике в рамках краткосрочного периода экономического анализа, в котором основные макроэкономические параметры оставались неизменными. Неокейсианство, напротив, главное внимание уделило:
1. экономической динамике (выяснение условий поддержания высоких и стабильных темпов экономического роста, обеспечивающих полную загрузку производственных мощностей и полную занятость в долгосрочной перспективе) видные представители которой - Д.Харрод (США), Е.Домар (США);
2. теории экономического цикла (циклическое развитие рыночной экономики от подъемов к спадам), наиболее видным представителем которой является американский экономист Э.Хансен.
Методология Неокейсианства опирается на разработанный Кейнсом макроэкономический подход, использующий совокупные народнохозяйственные величины, такие, как совокупный спрос, предложение, сбережения, инвестиции, национальный доход и т.д., которые позволяют выделить основные качественные зависимости функционирования национальной экономики. Однако Неокейсианство выступило с критикой статического подхода и сделало упор на элементы долгосрочной динамики, которые также содержатся в работах Кейнса. В рамках Неокейсианства происходит переход от теории государственного регулирования экономики, как нацеленного преимущественно на обеспе-чение полной занятости, к обоснованию политики долговременного роста.
Неокейсианство разделяет исходный постулат Кейнса о неспособности рыночного хозяйства к автоматическому установлению макроэкономического равновесия, однако центр тяжести переносит с анализа кризиса на реконструкцию механизма цикла в целом. Это сделано путём развития кейнсианской теории эффективного спроса, на базе каторой рассматривалось взаимодействие макроэкономических компонентов экономики, пораждающее циклические колебания. Отклонение фактического уровня валового национального продукта от потенциального трактовалось как результат изменения эффективного спроса (наряду с этими двумя типами роста Харрод выделял ещё и предпринимательский рост). Эти процессы увязывались с теориями “длинных волн” экономического развития (концепция разработанная выдающимся русским экономистом Н.Д.Кондратьевым (1892-1938) гл. вывод в том, что развитие обосновывалось политикой систематического управления спросом со стороны государства.
“Теория экономического роста” (Харрод, Домар) поставила проблему факторов роста национального дохода, условий, обеспечивающих его длительность, динамического равновесия. Согласно этой теории “самоподдерживаемый рост” в длительной перспективе обеспечивается устойчивостью темпов роста производительности труда, занятости, капитала, а также постоянством отношения “капитал-продукт” и доли прибыли в национальном доходе. Особо иссле-довалась взаимосвязь динамики инвистиций и националь-ного дохода. Важным является вывод о том, что фактически экономический рост может совпасть с потенциальным лишь случайно, что делает необходимым вмешательство государства.
Значительное внимание Неокейнсианство уделило проблемам научно-технического прогресса. Разработана проблема типов технического развития и показателей техники. Сделан вывод о необходимости государственного финансирования и стимулирования научных исследований, внедрения новой техники, структурной перестройки экономики.
Несмотря на то, что в 50-60-е годы, когда Неокейнсианство, наряду с научно-технической революцией, стало важным источником, почти устойчивого бескризисного роста экономики развитых стран Запада, в 70-е годы оно оказалось в состоянии глубокого кризиса, а в конце десятилетия было потеснено неоконсервативными теориями. Это было связано, прежде всего, с исчерпанием эффективности кейнсианских рецептов государственного регулирования роста, когда попытки управлять эффективным спросом, не выводя экономику из застоя, вызвали высокую инфляцию. Это явление получило название стагфляции. Последние десятилетия в Неокейнсианстве усилилось и выделилось как самостоятельное его левое течение, получившее название посткейнсианства (Робинсон, Калдор, Страффа и др.). Оно содержит фундаментальную критику неоклассической традиции, акцентируя роль в рыночной экономике неопределённости, монополий, несовершенной конкуренции и т.д. Отстаивает необходимость проведения «политики доходов» (государственная экономическая политика, направленная на борьбу с инфляцией путем прямого ограничения заработной платы) со стороны государства, имеющей целью сбалансировать сферу распределения.
Глава II
Основные направления и методы
государственного регулирования рыночной
экономики.
В целом государство, как правило, концентрирует свои усилия на таких приоритетных направлениях, как разработка экономической политики; развитие системы образования и здравоохранения; строительство и содержание транспортной сети; поддержание закона и порядка; обеспечение защиты окружающей среды и т.д. Государство призвано играть активную роль в регулировании экономических процессов и принятии мер по социальной защите населения.
В исполнение этих основополагающих целей государство в сфере экономики действует в нескольких направлениях. Во-первых, создаёт саму инфраструктуру и среду экономической деятельности. Как таковая рыночная инфраструктура в России до недавнего времени практически отсутствовала. В настоящее время идёт процесс её становления.
Вместе с тем в центре внимания государства должны находиться процессы не только её становления, но и повседневного функционирования, поскольку именно инфраструктура рынка выступает основной сферой колоссальных финансовых афер, мошенничества, наконец, прямого, непосредственного грабежа государства и населения страны. Эта цель, как известно, достигается путём создания эффективной системы лицензирования деятельности учреждений и структур рыночной инфраструктуры, а так же прямой административной регламентации определённых параметров и направлений их деятельности.
Действия Правительства РФ, касающиеся фондового рынка и его инфраструктуры, заложены в концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005г. В ней, в частности, отмечается, что мероприятия по развитию рынка ценных бумаг в указанный период должны быть нацелены:
на формирование в России самостоятельного финансового центра мирового значения на основе форсированного развития инфраструктуры рынка, а также призваны обеспечить на фондовом рынке страны сочетание интересов экономической безопасности государства, привлечение инвестиций в производство и защиты прав граждан – акционеров и вкладчиков.
Во-вторых, формирует институциональную структуру, обеспечивающую основные нормы и правила экономической деятельности.
В-третьих, создаёт благоприятную социальную среду, где осуществляется производство и воспроизсодство субъектов и контрагентов экономической деятельности со всеми их ценностями, нормами, установками и т.д.
В-четвёртых, разрабатывает и осуществляет определённую экономическую политику, призванную, например, определять приоритетные направления экономического развития.
В-пятых, осуществляет собственную экономическую деятельность в качестве активного субъекта экономической деятельности.
В-шестых, устанавливает государственный заказ и осуществляет государственные закупки. Государство является одним из крупных, а для некоторых отраслей производства чуть ли не единственным покупателем и потребителем. Например, фирмы и корпорации военно-промышленного комплекса полностью загружены выполнением государственных заказов. Военная продукция поглощает внушительную долю государственного бюджета. Без государственной поддержки невозможно себе представить существование аэрокосмической промышленности и освоение космоса. Государство всецело возлагает на себя функции обороны страны от внешней опасности и действий подрывных элементов внутри страны, гарантирует защиту жизни и собственности граждан, обеспечивает соблюдение всеми гражданами общепринятых правил игры как в экономической, так и в социальной и политической жизни общества.
Например, нередко в процветающей экономике США именно вмешательство правительства спасало от неминуемого краха ряд всемирно известных корпораций, которые пользовались репутацией неуязвимых. Закупки за счёт государственного бюджета создают для корпораций устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта. Для отдельных корпораций государство является основным покупателем. Государственные расходы способствуют формированию общего климата в экономике и более или менее стабильного рынка для производителей.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы (гос.закупки, трансфертные платежи), налогообложение, государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей:
Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).
Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают воз-можность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение . Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.
-пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
-прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).
Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако, процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплатильщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. В данной ситуации целесообразно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в: законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства.
Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может сказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расхо-дование средств бюджета по строго определенным прог-раммам. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики