Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………..3.

1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………..4.
Теории рыночного регулирования
Неоклассическая теория……………………...6.
Неокейнсианская теория……………………..9.

2. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки…………………… ………..11.


3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………………………………………………………..19.

Заключение……………………………………….………….28.

Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование рыночной экономики.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Государство сохраняет за собой функции контроля и регули­рования внешнеэкономической деятельности. Внешняя тор­говля представляет собой основное звено во внешнеэкономи­ческой деятельности. Она активно участвует в формировании национального дохода и представляет собой сферу сопряжения государственных интересов и стандартов разных стран в целях нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих контра­гентов в операциях купли-продажи.

Специфика внешней торговли в том, что она является про­должением воспроизводственного цикла в фазе обмена, но за пределами национальной таможенной границы. Однако, внеш­няя торговля не определяет стратегию хозяйственного развития отдельного субъекта. Она лишь призвана повысить эффектив­ность предпринимательской деятельности за счет более низких издержек производства и цен. Понятно, что издержки и цены должны быть ниже у страны-импортера, иначе последняя не будет заинтересована в импорте.

Для России 90-е годы характерны тем, что сложилась ситуа­ция, когда внешнеторговая деятельность представляла собой единственно стабильную платежеспособную сферу. В настоя­щее время положение постепенно изменяется. Внешнеторго­вые операции, сохраняя для хозяйствующих субъектов немало­важное значение, теряют статус "единственного источника" реальных денежных средств за произведенную продукцию. Од­нако, система регулирования внешнеэкономической деятель­ности в России в современных условиях все еще сведена к воз­действию на традиционно реализуемые сделки внешней тор­говли. Практически не учитываются геополитическая и геоэко­номическая стратегии вхождения российской экономики в глобализированное мировое хозяйство, принципы обеспечения приоритета национальных экономических интересов.

Механизм государственного регулирования внешнеэконо­мической деятельности, включает меры нетарифного и тариф­ного регулирования. Меры нетарифного регулирования включают: сокращение перечня товаров, экспорт которых квотирует­ся; перераспределение квот на основе конкурсной продажи; создание торгового реестра России (как это имеет место в развитых странах — заявительная регистрация участников внеш­неэкономической деятельности); сертифицирование экспорта и импорта (к примеру, при экспорте необходим как сертифи­кат происхождения товара, так и экспортный сертификат); проверку безопасности ввоза товаров (фумигация, санэпидконтроль, дезактивация и проч.); распространение на импорт та­ких внутренних фисков, как налог на добавленную стоимость, акцизы, разного рода пошлины и сборы (в введенный, к при­меру, с августа 1998 г. налог с продаж); использование механиз­ма антидемпинговых и компенсационных пошлин; совершен­ствование системы экспортного контроля при углублении сот­рудничества в этой области с ЕС и другими группировками и альянсами.

К мерам тарифного регулирования внешнеэкономической де­ятельности в России относятся: государственные программы по НИР и НИОКР, особенно с упором на экспортную ориента­цию; дотации и субсидии в инфраструктуру, в том числе прио­ритетно определенных отраслей экономики; упрощение поряд­ка взимания экспортных пошлин и сборов, тарифов при им­порте, привлечение коммерческих банков к авансированному кредитованию подлежащих уплате средств; постепенное сбли­жение уровня цен внутренних и мировых товарных рынков (правда, это обстоятельство зависит не столько от внешней тор­говли, сколько от производства, ибо цены определяются, в пер­вую очередь, реальными издержками); введение на федераль­ном уровне системы единого регулирования тарифной полити­ки естественных монополий; возможность использования со стороны государства прямого субсидирования или дотирова­ния жизненно важного для страны импорта; валютное регули­рование, т. е. наличие обязательной гарантии банка экспортера при экспортных операциях, обязательная продажа на валютной бирже половины валютной выручки, ограниченная конверти­руемость национальной валюты (внутри страны); привлечение иностранных инвестиций, преимущественно прямых и произ­водственной направленности путем организации международ­ных торгов и конкурсов, формирование правового поля защи­ты, гарантий и поддержки зарубежных инвестиций на террито­рии России, расширение участия в соответствующих финансовых и государственно-страховых зарубежных компаниях. При этом в таможенной политике таможенный тариф становится базовым инструментом реализации внешнеторговых операций.

 

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

 

Практически ни в одной стране мира, где функционирует рыночный механизм хозяйствования, эффективность проводимой экономической политики для хо­зяйственного комплекса и учет социальных аспектов деятель­ности невозможны без вмешательства государства в лице орга­нов управления. Они призваны обеспечивать баланс интересов частнопредпринимательского сектора, выступающего субъек­том и инициатором внешнеэкономической деятельности, и го­сударства, его населения. Приоритет в данном случае отдается динамичному экономическому развитию страны, формирова­нию высокотехнологичного, наукоемкого экспортного потен­циала. Но для этого необходимы правила ведения внешнеэко­номической деятельности на принципах коммерческой добро­совестности, соблюдения существующих норм и обеспечения экономической безопасности страны и ее народонаселения. Чем стабильнее национальная экономика, чем гармоничнее хо­зяйственные пропорции и связи с мировым хозяйством, тем со­ответственно ниже потребность в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Но в условиях углуб­ления экономического кризиса, перехода к новому типу хозяй­ствования и усложнения социального положения в обществе настоятельно требуется усиление результативности мер госуда­рственного воздействия на хозяйственное развитие страны и ее регионов.

 

В этой связи особую значимость приобретает правовая сфе­ра, являющаяся законодательной базой для выработки соответ­ствующего инструментария государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Документом, определяю­щим политику государственного вмешательства, является За­кон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (принят Госдумой 7.07.1995 г. и одобрен Советом Федерации 21.07.1995 г.). Целями вышеназванного закона яв­ляются, согласно существующим принципам ведения внешне­экономической политики России, защита национального суве­ренитета, обеспечение экономической безопасности, стимули­рование развития национальной экономики, содействие фор­мированию условий эффективного интегрирования российс­кой экономики в мировое хозяйство.

Впервые в российской законодательной практике определя­ются понятия "внешнеторговая деятельность", "товар", "услу­га", "исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)". Существен­но дополнены понятия "экспорт" и "импорт" на основании увязки с соответствующими обязательствами по пересечению национальной таможенной границы, а также выделены поня­тия "экспортного контроля" и "экономической безопасности". Важным элементом рассматриваемого закона является раз­деление компетенций в сфере внешнеторговой деятельности центральных органов Российской Федерации, ее субъектов. Определено также право совместного ведения, а также пути ко­ординации внешнеторговой деятельности субъектов по вопро­сам совместного ведения. Законом определяются основные по­ложения государственного регулирования внешнеторговой де­ятельности, включая иерархию государственного аппарата, ба­зовые методы и инструментарий механизма регулирования, где акцент делается на усиление таможеннотарифного воздей­ствия с постепенным сокращением комплекса мер административно-управленческого характера. Примечательно и то, что государственная монополия на экспорт-импорт отдельных то­варов и услуг как одна из форм протекционизма отечественно­го производителя и внутреннего рынка может быть использова­на в соответствии с национальной экономической целесооб­разностью и действующей мировой практикой.

Впервые на территории России узаконено введение защит­ных мер против, наносящего ущерб, импорта товаров и услуг, а также мер против создания угрозы ущерба национальным про­изводителям. В качестве таких мер могут применяться количе­ственные ограничения и специальные повышенные таможен­ные пошлины. Расследование по факту нанесения (или возмож­ного) ущерба (в том числе демпинга) ведется федеральным орга­ном, уполномоченным Правительством, по поручению Прави­тельства и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и производителя или союза производителей, чье совокупное производство подобных това­ров (услуг) превышает 50% внутреннего производства.

Особого внимания заслуживает положение ст. 21 рассматри­ваемого закона. Согласно ей, российские лица получают право на возмещение ущерба, связанного с участием России в между­народных экономических санкциях, за счет федерального бюд­жета. Это право исполняется в судебном порядке. Кроме того, законом вводятся понятия и нормы регулирования пригранич­ной торговли и свободных экономических зон. Обращено вни­мание также на комплекс мер содействия развитию внешнетор­говой деятельности, соответствующей экономическому потен­циалу и месту России в мировом хозяйстве. Особое место отво­дится проблеме информатизации и информационного обслу­живания внешнеторговой деятельности, что при либерализа­ции выступает обязательным условием обеспечения коммер­ческой корректности и добросовестности сделок. Предусмат­риваются формирование и возможности использования ин­формационного банка данных. Важная роль в координации внешнеэкономической деятельности и ее госрегулировании от­ведена Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Движение экспортно-импортных грузов, порядок реализа­ции внешнеторговых сделок регулируются Таможенным кодексом и Законом "О таможенном тарифе". Таможенный кодекс вступил в силу 21.07.1993 г. Он определяет юридический статус таможенных органов, виды таможенных режимов, и платежей, порядок их начисления и взимания, процедуры оформления товаров и транспортных средств, основания для ограничения ввоза и вывоза товаров и услуг. Статьи Таможенного кодекса, касающиеся преступной деятельности, корреспондируются с соответствующими статьями Уголовного и Уголовно-процес­суального кодексов Российской Федерации. Закон "О тамо­женном тарифе" действует с 1.07.1994 г. и представляет собой "свод ставок таможенного тарифа, таможенных пошлин, при­меняемых к товарам, услугам, перемещаемым через таможен­ную границу и систематизированным в соответствии с Товар­ной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. За­коном определяются виды пошлин, метод их определения, ме­ры оперативного регулирования внешней торговли, порядок определения таможенной стоимости товара и страны его про­исхождения, а также механизм предоставления преференций.

К правовому регулированию внешнеэкономической деятель­ности относятся также воздействия со стороны государства на экспортно-импортные операции с помощью мер нетарифного характера. К их числу относится механизм квотирования и ли­цензирования. В России он распространяется на товары, экс­порт которых осуществляется согласно международным обяза­тельствам России и на специфические товары.

При совершении и исполнении внешнеторговых сделок и воз­можном возникновении споров стороны сталкиваются с "при­меняемым правом", т. е. правом, которое должно регулировать отношения сторон по указанным операциям. Стороны могут указать в контракте применяемое право, но договоренность на его основе в случае возникновения спора не всегда достижима. В этом случае через решение арбитражного суда на основе кол­лизионной нормы используется право или российской стороны, либо иностранного государства, но при этом возможна неодноз­начная трактовка и регламентация одних и тех же вопросов.

Для унификации процесса урегулирования правовых проб­лем стали разрабатываться и заключаться разнообразные дву- и многосторонние договоры и другие документы, единообразно регламентирующие внешнеэкономическую сферу хозяйствующих субъектов страны. При этом международные до­говоры отклассифицированы и по принципу нормативного (обязательного) и факультативного (добровольного) характера. Их можно сгруппировать и по предмету регулирования. К чис­лу международных договоров нормативного характера к опера­циям купли-продажи товаров относятся следующие:

— Конвенция ООН о договорах международной купли-про­дажи товаров (Венская Конвенция, 1980).  Применяется при
заключении договоров между коммерческими предприятиями
из различных стран-участниц Конвенции, но лишь когда, сог­ласно нормам международного частного права, применимо
право Договаривающегося государства. Ее положения легко
адаптируются к различным потребностям сторон. Она не при­
меняется при реализации товаров личного пользования, на аук­ционах, в порядке исполнительного производства, при продаже
фондовых бумаг, акций, судов водного и воздушного транспор­та и на воздушной подушке, при продаже электроэнергии. Рос­
сия присоединилась к Конвенции в сентябре 1991 г.

— Конвенция об исковой давности в международной купле-
продаже товаров (Нью-Йоркская Конвенция, 1974г.). Срок ис­ковой давности установлен в 4 года. СССР подписал эту Кон­венцию, но Россия ее пока не ратифицировала.

— Протокол об изменении Конвенции об исковой давности
в международной купле-продаже товаров (Венский Протокол,
1980 г.) Цель его — привести в соответствие Нью-Йоркскую
Конвенцию Венской Конвенции, чтобы стороны контракта на
момент его заключения находились в договаривающихся госу­дарствах или было применимо право договаривающегося госу­дарства. СССР этот Протокол не подписывал, а Россия к нему
не присоединялась.

— Конвенция о праве, применимом к договорам купли-про­дажи товаров от 15 июля 1955 г. (Гаагская Конвенция, 1955).
Среди участников (Россия в их состав не входит) применяется
право продавца.

Соглашение об общих условиях поставок товаров между
организациями государств-участников Содружества Независи­мых Государств от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992). Участники
Соглашения - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан и Украина. Применимо для компаний всех форм хозяйственной собственности. Стороны свободны в выборе предмета сделки, в определении обяза­тельств и других условий, за исключением поставок товаров по межгосударственным соглашениям.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики