Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:19, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики.
Введение……………………………………………………..3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………………………………………..4.
Теории рыночного регулирования
Неоклассическая теория……………………...6.
Неокейнсианская теория……………………..9.
2. Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономки…………………… ………..11.
3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………………………………………………………..19.
Заключение……………………………………….………….28.
Список использованной литературы…………………
Государство сохраняет за собой функции контроля и регулирования внешнеэкономической деятельности. Внешняя торговля представляет собой основное звено во внешнеэкономической деятельности. Она активно участвует в формировании национального дохода и представляет собой сферу сопряжения государственных интересов и стандартов разных стран в целях нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих контрагентов в операциях купли-продажи.
Специфика внешней торговли в том, что она является продолжением воспроизводственного цикла в фазе обмена, но за пределами национальной таможенной границы. Однако, внешняя торговля не определяет стратегию хозяйственного развития отдельного субъекта. Она лишь призвана повысить эффективность предпринимательской деятельности за счет более низких издержек производства и цен. Понятно, что издержки и цены должны быть ниже у страны-импортера, иначе последняя не будет заинтересована в импорте.
Для России 90-е годы характерны тем, что сложилась ситуация, когда внешнеторговая деятельность представляла собой единственно стабильную платежеспособную сферу. В настоящее время положение постепенно изменяется. Внешнеторговые операции, сохраняя для хозяйствующих субъектов немаловажное значение, теряют статус "единственного источника" реальных денежных средств за произведенную продукцию. Однако, система регулирования внешнеэкономической деятельности в России в современных условиях все еще сведена к воздействию на традиционно реализуемые сделки внешней торговли. Практически не учитываются геополитическая и геоэкономическая стратегии вхождения российской экономики в глобализированное мировое хозяйство, принципы обеспечения приоритета национальных экономических интересов.
Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, включает меры нетарифного и тарифного регулирования. Меры нетарифного регулирования включают: сокращение перечня товаров, экспорт которых квотируется; перераспределение квот на основе конкурсной продажи; создание торгового реестра России (как это имеет место в развитых странах — заявительная регистрация участников внешнеэкономической деятельности); сертифицирование экспорта и импорта (к примеру, при экспорте необходим как сертификат происхождения товара, так и экспортный сертификат); проверку безопасности ввоза товаров (фумигация, санэпидконтроль, дезактивация и проч.); распространение на импорт таких внутренних фисков, как налог на добавленную стоимость, акцизы, разного рода пошлины и сборы (в введенный, к примеру, с августа 1998 г. налог с продаж); использование механизма антидемпинговых и компенсационных пошлин; совершенствование системы экспортного контроля при углублении сотрудничества в этой области с ЕС и другими группировками и альянсами.
К мерам тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России относятся: государственные программы по НИР и НИОКР, особенно с упором на экспортную ориентацию; дотации и субсидии в инфраструктуру, в том числе приоритетно определенных отраслей экономики; упрощение порядка взимания экспортных пошлин и сборов, тарифов при импорте, привлечение коммерческих банков к авансированному кредитованию подлежащих уплате средств; постепенное сближение уровня цен внутренних и мировых товарных рынков (правда, это обстоятельство зависит не столько от внешней торговли, сколько от производства, ибо цены определяются, в первую очередь, реальными издержками); введение на федеральном уровне системы единого регулирования тарифной политики естественных монополий; возможность использования со стороны государства прямого субсидирования или дотирования жизненно важного для страны импорта; валютное регулирование, т. е. наличие обязательной гарантии банка экспортера при экспортных операциях, обязательная продажа на валютной бирже половины валютной выручки, ограниченная конвертируемость национальной валюты (внутри страны); привлечение иностранных инвестиций, преимущественно прямых и производственной направленности путем организации международных торгов и конкурсов, формирование правового поля защиты, гарантий и поддержки зарубежных инвестиций на территории России, расширение участия в соответствующих финансовых и государственно-страховых зарубежных компаниях. При этом в таможенной политике таможенный тариф становится базовым инструментом реализации внешнеторговых операций.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Практически ни в одной стране мира, где функционирует рыночный механизм хозяйствования, эффективность проводимой экономической политики для хозяйственного комплекса и учет социальных аспектов деятельности невозможны без вмешательства государства в лице органов управления. Они призваны обеспечивать баланс интересов частнопредпринимательского сектора, выступающего субъектом и инициатором внешнеэкономической деятельности, и государства, его населения. Приоритет в данном случае отдается динамичному экономическому развитию страны, формированию высокотехнологичного, наукоемкого экспортного потенциала. Но для этого необходимы правила ведения внешнеэкономической деятельности на принципах коммерческой добросовестности, соблюдения существующих норм и обеспечения экономической безопасности страны и ее народонаселения. Чем стабильнее национальная экономика, чем гармоничнее хозяйственные пропорции и связи с мировым хозяйством, тем соответственно ниже потребность в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Но в условиях углубления экономического кризиса, перехода к новому типу хозяйствования и усложнения социального положения в обществе настоятельно требуется усиление результативности мер государственного воздействия на хозяйственное развитие страны и ее регионов.
В этой связи особую значимость приобретает правовая сфера, являющаяся законодательной базой для выработки соответствующего инструментария государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Документом, определяющим политику государственного вмешательства, является Закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (принят Госдумой 7.07.1995 г. и одобрен Советом Федерации 21.07.1995 г.). Целями вышеназванного закона являются, согласно существующим принципам ведения внешнеэкономической политики России, защита национального суверенитета, обеспечение экономической безопасности, стимулирование развития национальной экономики, содействие формированию условий эффективного интегрирования российской экономики в мировое хозяйство.
Впервые в российской законодательной практике определяются понятия "внешнеторговая деятельность", "товар", "услуга", "исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)". Существенно дополнены понятия "экспорт" и "импорт" на основании увязки с соответствующими обязательствами по пересечению национальной таможенной границы, а также выделены понятия "экспортного контроля" и "экономической безопасности". Важным элементом рассматриваемого закона является разделение компетенций в сфере внешнеторговой деятельности центральных органов Российской Федерации, ее субъектов. Определено также право совместного ведения, а также пути координации внешнеторговой деятельности субъектов по вопросам совместного ведения. Законом определяются основные положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая иерархию государственного аппарата, базовые методы и инструментарий механизма регулирования, где акцент делается на усиление таможеннотарифного воздействия с постепенным сокращением комплекса мер административно-
Впервые на территории России узаконено введение защитных мер против, наносящего ущерб, импорта товаров и услуг, а также мер против создания угрозы ущерба национальным производителям. В качестве таких мер могут применяться количественные ограничения и специальные повышенные таможенные пошлины. Расследование по факту нанесения (или возможного) ущерба (в том числе демпинга) ведется федеральным органом, уполномоченным Правительством, по поручению Правительства и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и производителя или союза производителей, чье совокупное производство подобных товаров (услуг) превышает 50% внутреннего производства.
Особого внимания заслуживает положение ст. 21 рассматриваемого закона. Согласно ей, российские лица получают право на возмещение ущерба, связанного с участием России в международных экономических санкциях, за счет федерального бюджета. Это право исполняется в судебном порядке. Кроме того, законом вводятся понятия и нормы регулирования приграничной торговли и свободных экономических зон. Обращено внимание также на комплекс мер содействия развитию внешнеторговой деятельности, соответствующей экономическому потенциалу и месту России в мировом хозяйстве. Особое место отводится проблеме информатизации и информационного обслуживания внешнеторговой деятельности, что при либерализации выступает обязательным условием обеспечения коммерческой корректности и добросовестности сделок. Предусматриваются формирование и возможности использования информационного банка данных. Важная роль в координации внешнеэкономической деятельности и ее госрегулировании отведена Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
Движение экспортно-импортных грузов, порядок реализации внешнеторговых сделок регулируются Таможенным кодексом и Законом "О таможенном тарифе". Таможенный кодекс вступил в силу 21.07.1993 г. Он определяет юридический статус таможенных органов, виды таможенных режимов, и платежей, порядок их начисления и взимания, процедуры оформления товаров и транспортных средств, основания для ограничения ввоза и вывоза товаров и услуг. Статьи Таможенного кодекса, касающиеся преступной деятельности, корреспондируются с соответствующими статьями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации. Закон "О таможенном тарифе" действует с 1.07.1994 г. и представляет собой "свод ставок таможенного тарифа, таможенных пошлин, применяемых к товарам, услугам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Законом определяются виды пошлин, метод их определения, меры оперативного регулирования внешней торговли, порядок определения таможенной стоимости товара и страны его происхождения, а также механизм предоставления преференций.
К правовому регулированию внешнеэкономической деятельности относятся также воздействия со стороны государства на экспортно-импортные операции с помощью мер нетарифного характера. К их числу относится механизм квотирования и лицензирования. В России он распространяется на товары, экспорт которых осуществляется согласно международным обязательствам России и на специфические товары.
При совершении и исполнении внешнеторговых сделок и возможном возникновении споров стороны сталкиваются с "применяемым правом", т. е. правом, которое должно регулировать отношения сторон по указанным операциям. Стороны могут указать в контракте применяемое право, но договоренность на его основе в случае возникновения спора не всегда достижима. В этом случае через решение арбитражного суда на основе коллизионной нормы используется право или российской стороны, либо иностранного государства, но при этом возможна неоднозначная трактовка и регламентация одних и тех же вопросов.
Для унификации процесса урегулирования правовых проблем стали разрабатываться и заключаться разнообразные дву- и многосторонние договоры и другие документы, единообразно регламентирующие внешнеэкономическую сферу хозяйствующих субъектов страны. При этом международные договоры отклассифицированы и по принципу нормативного (обязательного) и факультативного (добровольного) характера. Их можно сгруппировать и по предмету регулирования. К числу международных договоров нормативного характера к операциям купли-продажи товаров относятся следующие:
— Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская Конвенция, 1980). Применяется при
заключении договоров между коммерческими предприятиями
из различных стран-участниц Конвенции, но лишь когда, согласно нормам международного частного права, применимо
право Договаривающегося государства. Ее положения легко
адаптируются к различным потребностям сторон. Она не при
меняется при реализации товаров личного пользования, на аукционах, в порядке исполнительного производства, при продаже
фондовых бумаг, акций, судов водного и воздушного транспорта и на воздушной подушке, при продаже электроэнергии. Рос
сия присоединилась к Конвенции в сентябре 1991 г.
— Конвенция об исковой давности в международной купле-
продаже товаров (Нью-Йоркская Конвенция, 1974г.). Срок исковой давности установлен в 4 года. СССР подписал эту Конвенцию, но Россия ее пока не ратифицировала.
— Протокол об изменении Конвенции об исковой давности
в международной купле-продаже товаров (Венский Протокол,
1980 г.) Цель его — привести в соответствие Нью-Йоркскую
Конвенцию Венской Конвенции, чтобы стороны контракта на
момент его заключения находились в договаривающихся государствах или было применимо право договаривающегося государства. СССР этот Протокол не подписывал, а Россия к нему
не присоединялась.
— Конвенция о праве, применимом к договорам купли-продажи товаров от 15 июля 1955 г. (Гаагская Конвенция, 1955).
Среди участников (Россия в их состав не входит) применяется
право продавца.
Соглашение об общих условиях поставок товаров между
организациями государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992). Участники
Соглашения - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,
Молдова, Россия, Таджикистан и Украина. Применимо для компаний всех форм хозяйственной собственности. Стороны свободны в выборе предмета сделки, в определении обязательств и других условий, за исключением поставок товаров по межгосударственным соглашениям.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики