Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие рынка как совокупности экономических отношений и связей между покупателями и продавцами.
2.Определить развитие инфраструктуры рынка как необходимого компонента любой целостной социально-экономической системы и подсистемы.
3.Изучить рыночную экономику как экономическую систему.
4.Сделать выводы.

Работа состоит из  1 файл

ЭТ.docx

— 772.10 Кб (Скачать документ)

Введение

   В процессе исторического развития  рыночного(товарного) хозяйства  изменялось понимание рынка, его  сущности, изменялся и сам рынок,  его роль в экономике возрастала.

   Современная экономика развитых  стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее  эффективной и гибкой для решения  основных экономических проблем.  Она формировалась не одно  столетие, приобрела цивилизованные  формы, и, по всей видимости,  будет определять экономический  облик будущего во всех странах  мира.

     Актуальность выбранной мною  темы обусловлена переходом от  административно-командной модели  к рыночной экономике в России.

Длительное  время в стране отвергались товарно-денежные отношения  соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью  была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное  хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться  рыночные отношения и сам рынок.

     Актуальность определила цель  исследования – изучить рынок,  его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.

       В соответствии с целью можно  определить следующие задачи:

1.Раскрыть  понятие рынка как совокупности  экономических отношений и связей  между покупателями и продавцами.

2.Определить  развитие инфраструктуры рынка  как необходимого компонента  любой целостной социально-экономической  системы и подсистемы.

3.Изучить  рыночную экономику как экономическую  систему.

4.Сделать  выводы. 
 

1.Рынок:понятие,функции,структура 

Рынок - это, прежде всего, место встречи  продавца и покупателя; между ними осуществляется обмен по цене, о  которой удалось договориться. При  этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском  информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик  покупаемого товара или услуги, спецификацией  и защитой прав собственности, заключением  контракта и т.д. Поэтому рынок  можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходят своеобразный учёт и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает  как специфическая форма взаимосвязи  между обособленными в рамках общественного разделения труда  производителями, каждый из которых  хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности  выявляются с помощью системы  цен. Они передают информацию, которая  служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Тем самым  рынок способствует перераспределению  доходов в пользу лучше хозяйствующих  субъектов, использующих передовую  технологию и высококачественные ресурсы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные  покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями  и потребителями экономических  благ. Важную роль в выравнивании спроса и предложения, установлении равновесных  цен играют оптовые покупатели и  продавцы.

Чтобы получить от реализации продукции запланированный  доход, необходимо выполнить по крайне мере три требования:

1) спрос  на товар или услуги не должен  превышать предложение;

2) ценовая  эластичность спроса должна обеспечивать  соответствующую величину выручки;

3) отслеживать  изменения в потребительском  спросе.

Потребность порождается производством не непосредственно, а через потребление (спрос).

Экономическая потребность переменная величина. Зависимость  экономических потребностей от уровня развития общественного производства имеет сложный характер.

В экономическом  отношении потребность - это форма  объективной связи производства и потребления; ее источник - производство, а основа формирования воспроизводства - потребление.

Если  промышленное потребление в своих  планах перспективного развития отдает предпочтение по каким-то определённым полезным свойствам тех или иных потребностей, то товаропроизводитель  должен учесть эти изменения и  попытаться расширить объем производства. Таким образом, на основании плана  удовлетворения экономических потребностей формируется не только объем дополнительного  или нового общественного продукта, но и его номенклатура, ассортимент  и технологический процесс производства. Конкуренция заставляет производителя  внедрять экономную технологию и  непрерывно ее совершенствовать, применять  более качественные материалы и  квалифицированную рабочую силу. Только при таком отношении к  производственному процессу товаропроизводитель  может избежать банкротства или  серьезных финансовых потерь. В условиях рынка конкурирующая организация  может использовать для выпуска  аналогичной продукции более  совершенную технологию производства.

1.1ФУНКЦИИ РЫНКА

Сущность  рынка находит свое выражение  в его экономических и социальные функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка.

     1. Информационная функция. Ее суть  состоит в том, что через  систему целого ряда показателей  (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т. п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию в рамках той экономической территории, которую он охватывает, информирует общество о состоянии экономики.

     2. Посредническая функция. Рынок  соединяет в единую систему экономически обособленных, товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга, у каждого из них появляется возможность выбрать и подходящего покупателя, и нужного продавца.

      3. Регулирующая функция. Рынок дает  ответы на вопросы:

что производить? как производить? для кого производить? На основе межотраслевой и межрегиональной  конкуренции идёт бесконечный перелив  капиталов и ресурсов, что в  конечном счёте формирует такую  структуру экономики, которая отвечает требованиям рынка, требованиям  потребителей.

      4.Ценообразующая  функция. Известно, что у каждого  товаропроизводителя складываются  свои индивидуальные затраты  и, следовательно, индивидуальные  стоимости и цены. Между тем  рынок признаёт лишь общественно  необходимые затраты и соответственно  общественные, рыночные цены, которые  одновременно отражают  и потребности  покупателя, и уровень предложения  товарной массы.

         5. Функция экономичности потребления,  сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.1

     6. Стимулирующая функция. Ориентир  рыночных цен на общественный  уровень затрат, на учет спроса  потребителей побуждает каждого  товаропроизводителя экономить  свои индивидуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и Покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

     7. Эквивалентная функция. Рынок  сопоставляет индивидуальные затраты  труда отдельного производителя  с общественным «эталоном», соизмеряя  затраты и результаты, а также  выявляя ценность товара.

     8. Созидательно-разрушительная функция.  Рынок обеспечивает динамичное  изменение всех хозяйственных  пропорций между отраслями и  регионами. Он как бы взрывает  старую структуру хозяйства и  на каждом новом этапе развития  формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный,  болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.

     9. Санирующая, оздоровительная функция.  В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он ускоряет гибель слабых хозяйств.

10. Дифференцирующая  функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих

     предпринимателей  двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5 - 2 года).

Вопрос  о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного  механизма.

     Выше  при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных  преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:

• стимулирует  рост производства, ускоряет темпы  его развития;

• повышает эффективность производства, побуждает  экономить труд и ресурсы;

• формирует  структуру хозяйства, отвечающую потребностям и запросам потребителя;

• в  определенной мере рынок создает  саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;

• многовековой опыт использования рынка свидетельствует  о его естественной природе, которая  отвечает нуждам общества;

• рынок  обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного  механизма на экономическую и социальную жизнь общества:

• как  саморегулирующаяся система рынок  не является идеальной системой. Частичное и в особенности общее макроэкономическое равновесие в данной системе реализуется через постоянное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабильности является циклический характер развития экономики;

• одной  из форм нарушения равновесия и одновременно формой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой

формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;

• рыночная система не обеспечивает полного  использования ресурсов. Ей свойственны  неполная занятость вещественных и  трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально-драматичны;

• рынок  сам порождает факторы, которые  нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные  формы Монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

• рынок  не учитывает так называемых отрицательных  внешних эффектов (например, загрязнение  окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят дести затраты по восстановлению сил природы, по восстановлению экологического равновесия

• рынок  не в полной мере учитывает влияние  положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохранения и т. п.). Он учитывает только индивидуальный коммерческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает полную полезность этих благ и услуг;

 •  рынок безразличен к производству  так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т. п.);

• рынок  не только обогащает, но и неизбежно  разоряет часть предприятий и  часть домашних хозяйств;

• рынок  не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;

• рынку  чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т. д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок  по этому поводу «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где  люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может  преуспеть в делах, щепетильность  будет для него помехой, и тогда  недостаток моральной гибкости ему  придется восполнить умением».

     Все вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в  корректировке. Такой механизм имеет смешанная экономика.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики