Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие рынка как совокупности экономических отношений и связей между покупателями и продавцами.
2.Определить развитие инфраструктуры рынка как необходимого компонента любой целостной социально-экономической системы и подсистемы.
3.Изучить рыночную экономику как экономическую систему.
4.Сделать выводы.
Согласно монетаризму эк. свобода - абсолютная ценность и предлагается в качестве блага всем, кто ищет пути более эффективного развития, в т.ч. эти постулаты были предложены и России. В период 1992-1997 Правительство России консультировала группа сотрудников из Гарварда по вопросам внедрения либеральной модели в соответствии с концепцией МВФ.
Международные исследовательские центры разработали 17 показателей эк. свободы, которые можно объединить в 4 группы:6
1. Государственное
регулирование рынков (защита частного
сектора от чрезмерного
2. Государственное финансовое изъятие (защита от тяжести налогов)
3. Инфляция (защита денег, как средство обмена и сбережения)
4. Международные отношения (свобода контактов с зарубежными странами)
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.
Согласно
А. Смиту, рыночная система способна
к саморегулированию, в основе которого
лежит личный интерес, связанный
со стремлением к прибыли. Он выступает
как главная побудительная сила
экономического развития. Одной из
идей учения А. Смита была идея о
том, что экономика будет
При этом
последователи А Смита, которых
относят к так называемой классической
школе, исходили из тезиса о необходимости
выполнения государством традиционных
функций, понимая, что есть сферы, которые
находятся вне пределов досягаемости
рыночного конкурентного
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая
практика подтвердила, что существуют
ситуации, так называемое фиаско рынка,
когда рыночная координация не обеспечивает
эффективного использования ресурсов.
Фиаско рынка проявляется не только
в ситуациях, связанных с внешними
эффектами и общественными
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста
Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом
плане экономическую политику, отражающую
идеи Кейнса, когда через соответствующий
кредитно-денежный и финансовый инструментарий
регулировался совокупный спрос, проводило
большинство развитых стран мира
после второй мировой войны. Считается,
что она во многом способствовала
смягчению циклических
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.
Необходимость
воздействия государства на экономическую
сферу и степень этого
1. Монопольная власть. Парето-эффективное равновесие в производстве и потреблении может возникнуть только на рынке совершенной конкуренции. Однако реальные рынки весьма далеки от подобного состояния. В связи с этим необходимо рассмотреть проблему монополии и выбор адекватной реакции государства.
2. Внешние эффекты, или экстерналии - прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.
Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.
Основные
способы регулирования
3. Общественные блага7. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:
- неисключаемость - невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;
- неделимость - индивид не может сам выбрать объем потребления блага;
- неконкурентность - с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.
Если какой то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника: условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.
4. Асимметричность
информации. Достижение Парето-эффективности
подразумевает абсолютную информированность
покупателей и продавцов о свойствах потребляемых
благ, но на практике подобная информированность
недостижима. Получение информации о качестве
товара стоит дорого, поэтому чаще всего
продавцы знают о характеристиках блага
гораздо больше, чем покупатели. Определенную
позитивную роль в сфере информированности
потребителей могут играть общества защиты
потребителей, независимые экспертизы,
информированность населения в СМИ и специальной
литературе. Но и этого часто оказывается
недостаточно. Основную заботу по устранению
нежелательных внешних воздействий должно
взять на себя государство. Прежде всего,
это касается законодательной области:
преследование мошенничества по закону,
регулирование трудовых отношений и юридических
споров и т.п.
Заключение.
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес).
В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что
надо производить, то есть
2. Как производить, то есть какой из способов изготовления следует применить?
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. Рынки различаются по разным признакам.
Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров.
Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов.
В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения.
Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
Также очень важным понятием в рыночной экономике является понятие «инфраструктура».
Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение, улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.
Роль
рынка в общественном производстве
играет большую роль: он подает сигнал
производству – что, в каком объеме,
и какой структуре следует
производить; уравновешивает спрос
и предложение, обеспечивает сбалансированность
экономики; дифференцирует товаропроизводителей
в соответствии с эффективностью
их работы и нацеленностью на покрытие
рыночного спроса; «убирает»
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики