Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:42, курсовая работа
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие рынка как совокупности экономических отношений и связей между покупателями и продавцами.
2.Определить развитие инфраструктуры рынка как необходимого компонента любой целостной социально-экономической системы и подсистемы.
3.Изучить рыночную экономику как экономическую систему.
4.Сделать выводы.
• оптовый рынок;
• розничный рынок.
Десятый критерий — с учетом ассортимента товаров:
• замкнутый рынок, на котором
представлены товары только
• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Тендеры
(торги) — это распространенная форма
торговли, при которой покупатель
объявляет конкурс для продавцов на товар
с определенными технико-экономическими
характеристиками с помощью тендерных
комитетов, в которые входят технические
и коммерческие эксперты, представители
администрации, покупатели, принявшие
решение о размещении заказов через торги,
и другие участники.
2.Рыночная инфраструктура
Рыночная инфраструктура - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, а также средние и мелкие коммерческие банки.
Элементами рыночной инфраструктуры являются базары, ярмарки, магазины, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале ХХ в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого- либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену.
Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.
Рынок
предстает собой как
Звенья инфраструктуры на товарном рынка заполняют экономическое пространство, своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители.
Рынок производителей - это организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.
Потребительский рынок5 - отдельные лица и домохозяйства, риобретающие товары и услуги для личного потребления.
В рыночной инфраструктуре большую роль играет предприятие, т.к. - это огромный рынок сырья, комплектующих изделий, устройств, вспомогательного оборудования, предметов снабжения и деловых услуг. В США, например, закупками товаров и услуг занимаются более 16 млн. организаций.
Выделяют
три разновидности рынка
Рынок
товаров промышленного
горнодобывающая промышленность; 3) обрабатывающая
промышленность;4)
строительство; 5) транспорт; 6) связь; 7)коммунальное
хозяйство; 8) банковское, финансовое и
страховое дело; 9) сфера услуг. По
размерам товарной номенклатуры и денежного
оборота рынок товаров
Другой разновидностью рынка предприятий является рынок промежуточных продавцов - совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Промежуточные продавцы закупают как товары для перепродажи, так и товары и услуги, необходимые для бесперебойного функционирования их собственных предприятий.
Разновидностью
рынка предприятий выступает
также рынок государственных
учреждений, который состоит из организаций
федерального правительства (правительств
штатов), местных органов, закупающих
или арендующих товары, необходимые
им для выполнения своих основных
функций по отправлению власти. Данный
рынок имеет огромную емкость: приобретение
товаров и услуг для целей
обороны, образования, поддержания
общественного благосостояния и
других социальных нужд. Практика государственных
закупок характеризуется ярко выраженной
спецификой и наличием четких технических
требований. При этом большая часть
закупок осуществляется методом
открытых торгов или методом заключения
контрактов по результатам переговоров.
За деятельностью
Потребительский рынок - это особая сфера экономических отношений, складывающаяся по поводу формирования объема и структуры потребляемых благ и услуг.
Поскольку
в социально-ориентированной
Потребительский рынок направлен на удовлетворение базовых потребностей человека, обусловленных необходимостью потребления продовольственных, непродовольственных товаров и жизненно важных услуг.
Рынок
услуг - это относительно обособленная
подсистема рыночных отношений, выполняющая
функцию обеспечения
3.Рыночная экономика: основные черты, преимущества и недостатки.
Рыночная экономика- экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.
Неотъемлемыми
предпосылками рыночной экономики
являются общественное разделение труда,
рыночный обмен продуктами труда, частная
собственность, экономическая свобода
хозяйствующих субъектов, их экономическая
и юридическая
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.
Совокупность
регулирующих функций, осуществляемых
рынком, делают рыночную экономику
саморегулирующейся, самонастраивающейся
системой. Данной системе присуща
способность автоматически
Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.
Современная
рыночная экономика - социально ориентированная
экономика. Государство не только дополняет
и корректирует действие рынка, но и
является важнейшим механизмом, обеспечивающим
социальную направленность развития рыночной
экономики.
4.Государственное регулирование рыночной экономики
· Обеспечение социальной защиты
· Преодоление перекосов рынка
· Установление правил игры
· Обеспечение пропорциональности развития экономики
С давних времен ведется спор между двумя крупнейшими течениями: монетаризм и государственники о направлениях и формах государственного управления.
Либералы
сотворили миф о
Либералам противостоят государственники, которые обосновывают необходимость вмешательства в рынка, уделяя серьёзное внимание потерям экономики за счет кризисов и обосновывают необходимость социальной политики. В обстановке стихии рынку не удаётся решить ни одной стратегической задачи.
На базе этих двух концепций сложились различные научные школы, положения которых в той или иной мере реализуются в различных моделях эк. развития. В полной мере ни одна из научных школ не отрицает необходимость государственного вмешательства, но все школы по-разному представляют цели и методы государственного регулирования.
Форма государственного вмешательства варьируется от увеличения масштабов гос. собственности и зависимости субъектов рынка от бюджетных средств до защиты лишь эк. свободы. Монетаризм адекватно характеризует поведение экономики, когда спрос повышает предложение, а темпы роста высоки. Естественно, что государству в этом случае нет надобности вмешиваться до тех пор, пока экономика этого не потребует. Такая позиция возможна, если абстрагироваться от социальной составляющей, что и свойственно монетаристам. Они считают, что источник соц. выплат (высокие налоги) сокращают инвестиции и тормозят развитие экономики и под натиском монополии государства зачастую сокращают соц. программы.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики