Государственное регулирование строительной отрасли Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:53, дипломная работа

Описание

Строительная отрасль занимает одно из ведущих мест в экономике страны. Это многопрофильная и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Основными законодательными актами в сфере строительства являются следующие:
1) Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006 - 2010 годы;
2) Программа жилищного строительства на 2011г.;

Содержание

1. Государственное регулирования строительной отрасли 3
2. Жилищное строительство 10
Заключение 16
Список использованных источников 17

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 40.35 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

1. Государственное регулирования строительной отрасли  3

2. Жилищное  строительство 10

Заключение 16

Список  использованных источников 17

 

     

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ 

СТРОИТЕЛЬНОЙ  ОТРАСЛИ 

     Строительная  отрасль занимает одно из ведущих  мест в экономике страны. Это многопрофильная  и многофункциональная структура. Стратегию развития отрасли определяет Министерство архитектуры и строительства  Республики Беларусь. Основными законодательными актами в сфере строительства являются следующие:

     1) Государственная комплексная программа развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006 - 2010 годы;

     2) Программа жилищного строительства  на 2011г.;

     3) Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года;

     4) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;

     5) Жилищный кодекс Республики Беларусь;

     6)Закон об архитектурной и градостроительной деятельности;

     7) Конвенция о безопасности и гигиене труда в строительстве;

     8) О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

     9) О некоторых мерах по реализации указа Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. N 622;

     10) О предоставлении кредитов гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств;

     11) Об утверждении концепции развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011 - 2020 годы;

     12) Об утверждении положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства;

     13) Об утверждении правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение Сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования;

     14) Об утверждении санитарных норм;

     15) Правила заключение, исполнения и расторжения договора о долевом строительстве;

     16) Приказ об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве и изменений к ним;

     17)Указ о долевом строительстве многоквартирных домов;

     18) Указ о мерах по обновлению основных средств в строительстве;

     19) Указ о некоторых вопросах финансирования строительства объектов агропромышленного комплекса;

     20) Комплексной программой по проектированию, строительству и реконструкции  энергоэффективных жилых домов в Республике Беларусь на 2009 - 2010 годы

     21) Указ о предоставлении льготных кредитов на строительство и др. [3].

     Наращиванию объемов жилищного строительство  способствовало принятие Государственной  комплексной программы развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2006 г. №1118. Сегодня это  основной документ, определяющий направления  развития строительного комплекса  в среднесрочной перспективе.

     Важнейшей целью Программы является наращивание  объемов жилищного строительства  в стране. Первоначально ее реализация была рассчитана на период до 2010 г. и  предполагала достижение в 2010 г. объемов  ввода в эксплуатацию жилья в  размере 6,2 млн м2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2008 г. № 531 в Программу были внесены изменения и дополнения, которые определили новую цель развития строительного комплекса - достижение в 2011 г. объемов ввода в эксплуатацию жилья в размере 10 млн м2.

     Таким образом, перед строительным комплексом республики поставлен целевой показатель — достижение объемов ввода жилья  в размере 1 м2/чел. в год, что соответствует уровню индустриально развитых стран. Для сравнения: максимальный объем ввода жилья в БССР был достигнут в 1987 г. и составил 5,878 млн м2.

     На  данный момент можно констатировать наличие существенных изменений  во внешней среде строительного  комплекса по сравнению с временем, когда создавалась и утверждалась Программа, что связано с воздействием мирового финансово-экономического кризиса, оказывающего свое отрицательное влияние на экономику стран-импортеров белорусской продукции. Вследствие этого снизился спрос на основные продукты, экспортируемые Республикой Беларусь, что обусловило снижение темпов роста белорусской экономики. Так, по данным Национального статкомитета, за первое полугодие 2009 г. темп роста ВВП составил 100,3% уровня аналогичного периода прошлого года (в первом полугодии 2008 г. - 110,8% к уровню первого полугодия 2007 г.).

     Резкие  изменения во внешней среде осложнили  реализацию Программы. К основным можно отнести следующие трудности:

     • снижение платежеспособного спроса на продукцию строительного комплекса  на внутреннем и внешнем рынках. На внутреннем снижение спроса на жилье связано с сокращением реальных доходов населения и удорожанием кредитных ресурсов. Ставки по кредитам ОАО «АСБ Беларусбанк» возросли до 17% для граждан, проживающих в городах й нуждающихся в улучшении жилищных условий, для не нуждающихся в улучшении жилищных условий - до 25%. На внешнем рынке снижение спроса обусловлено спадом инвестиционной активности в странах-импортерах белорусских строительных материалов, в частности в Российской Федерации, Украине, Польше, странах Балтии.

     При дальнейшем сохранении данных тенденций  может повториться ситуация начала 90-х годов, когда при резком уменьшении объемов строительных работ производственные мощности организаций использовались на 20-30%, что привело к ухудшению  финансового состояния подрядных  организаций и их финансовой неплатежеспособности. Сегодня ситуация может оказаться  более тяжелой, так как строительным организациям необходимо.будет возвращать кредиты, направленные на обновление производственных мощностей, а также на пополнение оборотного капитала.

     • сокращение объемов финансирования инвестиционных проектов по модернизации производственных мощностей, обновлению парка машин и оборудования, связанное с изменением структуры и размера Инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства;

     • уменьшение объемов собственных средств, которые планировалось направить на финансирование инвестиционных проектов. Такая ситуация сложилась на некоторых предприятиях, в частности цементных заводах. Из-за ухудшения конъюнктуры на внешнем рынке, а также последовательного снижения (на 10%) в ноябре 2008 г. и марте 2009 г. цены на цемент на внутреннем финансовое состояние цементных заводов ухудшилось: уровень рентабельности реализованной продукции снизился с 84% в июле 2008 г. до 9-11% в июне 2009 г.;

     • сокращение финансирования закупки импортного оборудования для модернизации заводов КПД и СЖБ, а также заводов по производству строительных материалов, обусловленное недостатком валютных ресурсов в стране в связи с ухудшением ее платежного баланса. Так, за январь-май 2009 г. отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 2,519 млрд долл. США, что в 3,2 раза выше значения данного показателя за соответствующий период 2008 г. (данные Национального статкомитета);

     Изменения во внешней среде строительного  комплекса повлекли за собой изменения  в планах реализации Программы: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 514 утверждена новая ее редакция, которая предполагает увеличение объема ввода жилья в 2010 г. с 7,5 до 9,0 млн м2. Однако в настоящее время требуется пересмотр планов развития строительно¬го комплекса не только на краткосрочную, но и на долго¬срочную перспективу с учетом снижения объемов реализации строительных материалов, изменения условий кредитования, увеличения доли затрат на ТЭР в себестоимости продукции вследствие девальвации белорусского рубля и других перечисленных факторов.

     Важно учесть, что изменения во внешней  среде произошли во время масштабных капиталовложений в отрасль. Во избежание  распыления государственных ресурсов выполнение всех предусмотренных Программой инвестиционных проектов требует переоценки с учетом, в первую очередь, прогноза развития внешней среды проекта  и фазы его реализации. Для этого  необходимо провести мониторинг осуществления  рассматриваемых проектов с изучением  фазы их реализации, инвестированных  и требуемых для, завершения проекта  денежных средств (с выделением валютной составляю-, щей). По результатам этого мониторинга, должно быть принято решение о целесообразности финансирования завершения, а также приоритетности финансирования каждого из них.

     Только  при условии обеспечения своевременного финансирования важнейших инвестиционных проектов будут достигнуты основные цели Программы, связанные с ростом объемов жилищного строительства  и выпуска строительных, материалов. Выполнение программных заданий  позволит повысить эффективность работы организаций и предприятий строительного  комплекса Республики Беларусь, что  к концу 2010 г. выразилось в следующем:

     • доля инновационной продукции в общем объеме производства возрасла ДО 16,2%; .

     • доля сертифицированной продукции в общем объеме производства составила порядка 78%;

     • энергопотребление снизилось более чем на 20% за счет массового, строительства энергоэффективных жилых домов.

     Социальный  эффект от реализации. Программы проявится  в создании но¬вых рабочих мест, более чем в двукратном росте налоговых поступлений в бюджет от организаций и предприятий строительного комплекса, снижении време¬ни нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18,3 лет в 2006 г. до 10 лет в 2010 г.[8].

     Постановлением  Совета  Министров  Республики  Беларусь и Национального банка  Республики Беларусь от 31.01.2011 № 104/1 “О мерах по выполнению заданий на 2011 год по строительству жилых домов” утверждена программа жилищного  строительства на 2011 год, предусматривающая  ввод общей  площади  жилых  домов  в объеме 7 500 тыс. кв. метров, в том  числе в сельских населенных пунктах  и малых городских поселениях – 2 198 тыс. кв. метров. Кроме того, выполняются задания по строительству жилья:

     - в многоквартирных жилых домах  в городах для граждан, состоящих  на учете нуждающихся в улучшении  жилищных условий, – 3 087 тыс.  кв. метров;

     - в сельскохозяйственных организациях  для обеспечения жильем нуждающихся  в улучшении жилищных условий  специалистов и работников этих  организаций и работников организаций  социально-культурной сферы в  сельской местности – 352,4 тыс.  кв. метров (4 478 жилых домов (квартир));

     - жилых помещений социального  пользования (для ветеранов Великой  Отечественной войны – в полном  объеме, для детей-сирот, достигших  совершеннолетнего возраста к  2011 году, и для других категорий  граждан, имеющих право на получение  жилых помещений социального  пользования) в объеме – 160 тыс. кв. метров;

     - для отселения граждан, проживающих  в ветхих и аварийных жилых  домах, признанных в установленном  порядке непригодными для проживания, – 45,2 тыс. кв. метров и многодетных  семей – 328,0 тыс. кв. метров.

     В программе жилищного строительства  определены объемы и источники финансирования и кредитования. Всего на финансирование жилищного строительства предусмотрено 15 096,6 млрд. рублей, в том числе  кредитных ресурсов – 8 700 млрд. рублей, из них льготных – 8 250 млрд. рублей[4].

     В стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года основными направлениями технологического развития строительства станут:

     - внедрение новых инновационных  технологий в строительстве, обеспечивающих  ресурсосберегающий тип воспроизводства  строительной продукции (материалов, работ, услуг);

     - разработка и внедрение энерго– и ресурсосберегающих технологий возведения зданий и сооружений с эффективным использованием материальных ресурсов и возобновляемых энергоисточников;

Информация о работе Государственное регулирование строительной отрасли Беларуси