Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:06, курсовая работа
Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом.
Разновидностью
мер по регулированию
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления:
Центральным
звеном в финансово-кредитной системе
является бюджет. Он представляет собой
централизованный фонд денежных ресурсов,
которым располагает правительство страны
для содержания государственного аппарата,
вооруженных сил, а также выполнения необходимых
социально-экономических функций. В нем
объединяются все основные финансовые
институты - различные виды доходов и расходов.
По сути, бюджет — это годовой финансовый
план формирования и использования денежных
средств государства или соответствующих
административно-
Организацию
бюджетной системы и принципы
ее построения определяет бюджетное устройство.
Бюджетное устройство в РБ предопределено
ее административно-
Бюджет
выполняет три основные функции:
фискальную - создание финансовой базы
функционирования государства; экономическую
- реализация экономической политики государства,
стимулирование развития экономики; социальную
- перераспределение доходов, решение
проблем социального развития. Государство
через бюджет может регулировать рыночную
экономику. С этой целью в процессе формирования
и использования доходов и расходов применяются
различные методы, из них наиболее важные:
налоги, влияющие на развитие производства,
спрос и предложение на отдельные виды
услуг, товаров, работ; прямое бюджетное
финансирование общегосударственных
программ субсидирование отдельных отраслей,
предприятий для выравнивания экономических
условий; выдача беспроцентных и льготных
кредитов, гарантий для банковских ссуд;
создание за счет бюджетных ресурсов особых
фондов и резервов для поддержки предпринимательства,
предупреждения диспропорций в развитии
экономики. Доходы бюджетов формируются
за счет налогов, обязательных платежей
и иных поступлений, определяемых законодательством
РБ. В бюджеты могут поступать дотации,
субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Доходы республиканского бюджета подразделяются
на налоговые, неналоговые и безвозмездные
поступления. К налоговым доходам относятся:
прямые налоги на доходы и прибыль; налоги,
взимаемые с фонда заработной платы; внутренние
налоги на товары и услуги; доходы от внешней
торговли и внешнеэкономических; прочие
налоги, сборы и пошлины. К неналоговым
доходам относятся: доходы от гос. собственности
и предпринимательской деятельности;
административные сборы и платежи; поступления
по штрафам и санкциям; прочие текущие
неналоговые доходы; доходы от реализации
основных фондов; доходы от продажи земли;
капитальные трансферты за исключением
безвозмездных поступлений. К безвозмездным
поступлениям относятся поступления,
получаемые государственными. органами
со стороны иностранных государств, от
физических и юридических лиц, других
государственных органов, международных
организаций и правительств иностранных
государств. Расходы бюджетов определяются
программами социально-экономического
развития республики и соответствующей
административно-
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.
Выделяют
три направления кредитно-
Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.
Регулирование
объема кредитных операций и денежной
эмиссии применяется для
Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.
В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.
Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.
Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны. Государственное регулирование валютного курса бывает прямым и косвенным. При прямом регулировании государство использует дисконтную политику, валютные интервенции, валютные ограничения, контроль за иностранной валютой. Инструментами косвенного регулирования являются денежная эмиссия, учетная ставка и другие инструменты кредитно-денежного, бюджетно-налогового и ценового регулирования. При прямом регулировании применяются валютные интервенции центрального банка с целью корректировки валютного курса путем купли-продажи иностранной валюты, валютные ограничения - система нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер, посредством которых государство регулирует операции с национальной валютой.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [11, стр. 456].
Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:
Меры антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады [6, стр. 340].
Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение Установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.
Антимонопольное
регулирование в различных
Цель государственного регулирования АПК - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны.
Регулирование АПК осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим. Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования АПК в РБ являются [2, стр. 219]: