Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание

Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.

Работа состоит из  1 файл

Госрегэко курсовая РБ.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.

     Для отличия производимых сходных товаров  и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом.

     Разновидностью  мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.

     В системе мер государственного регулирования  экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления:

  • планирование, программирование и прогнозирование;
  • финансово-кредитное регулирование;
  • антимонопольное регулирование;
  • дерегулирование экономики.
    1. Бюджетное регулирование. Функции бюджета.

     Центральным звеном в финансово-кредитной системе  является бюджет. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты - различные виды доходов и расходов. По сути, бюджет — это годовой финансовый план формирования и использования денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц. Он разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы. Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития РБ и соответствующих административно-территориальных единиц.

     Организацию бюджетной системы и принципы ее построения определяет бюджетное устройство. Бюджетное устройство в РБ предопределено ее административно-территориальным делением. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части. Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления. Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Республиканский бюджет и бюджеты областей и города Минска в совокупности образуют консолидированный бюджет республики.

     Бюджет  выполняет три основные функции: фискальную - создание финансовой базы функционирования государства; экономическую - реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики; социальную - перераспределение доходов, решение проблем социального развития. Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью в процессе формирования и использования доходов и расходов применяются различные методы, из них наиболее важные: налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ; прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий; выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд; создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства, предупреждения диспропорций в развитии экономики. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений, определяемых законодательством РБ. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Доходы республиканского бюджета подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. К налоговым доходам относятся: прямые налоги на доходы и прибыль; налоги, взимаемые с фонда заработной платы; внутренние налоги на товары и услуги; доходы от внешней торговли и внешнеэкономических; прочие налоги, сборы и пошлины. К неналоговым доходам относятся: доходы от гос. собственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи; поступления по штрафам и санкциям; прочие текущие неналоговые доходы; доходы от реализации основных фондов; доходы от продажи земли; капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений. К безвозмездным поступлениям относятся поступления, получаемые государственными. органами со стороны иностранных государств, от физических и юридических лиц, других государственных органов, международных организаций и правительств иностранных государств. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством РБ и решениями местных Советов депутатов. Важнейшими регуляторами бюджетного регулирования являются: уровень централизации средств в бюджете; соотношение между республиканским и местными бюджетами; дефицит бюджета; соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами; структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования. Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг. Во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более, чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Государственный долг может быть внутренним и внешним, краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению. Внешний государственный долг - это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам [13, стр. 695].

    1. Кредитно-денежное и валютное регулирование.

     Основу  финансово-кредитного регулирования  экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

     Выделяют  три направления кредитно-денежного  регулирования:

  • контроль над банковской системой;
  • регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;
  • регулирование государственного долга.

     Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.

     Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

     Государственный долг регулируется через покупку  или продажу государственных  обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.

     В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.

     Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.

     Валютный  курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны. Государственное регулирование валютного курса бывает прямым и косвенным. При прямом регулировании государство использует дисконтную политику, валютные интервенции, валютные ограничения, контроль за иностранной валютой. Инструментами косвенного регулирования являются денежная эмиссия, учетная ставка и другие инструменты кредитно-денежного, бюджетно-налогового и ценового регулирования. При прямом регулировании применяются валютные интервенции центрального банка с целью корректировки валютного курса путем купли-продажи иностранной валюты, валютные ограничения - система нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер, посредством которых государство регулирует операции с национальной валютой.

    1. Антимонопольная политика государства и механизм антимонопольного регулирования

     Антимонопольное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [11, стр. 456].

     Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:

  • обеспечение и сохранение конкуренции;
  • контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
  • контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.);
  • защита интересов потребителя;
  • защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

     Меры  антимонопольного регулирования в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады [6, стр. 340].

     Основные  направления антимонопольного регулирования  определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение Установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

     Антимонопольное регулирование в различных странах  имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США - на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.

    1. Государственное регулирование развития АПК

     Цель  государственного регулирования АПК - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны.

     Регулирование АПК осуществляется посредством  разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим. Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования АПК в РБ являются [2, стр. 219]:

  • поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;
  • государственный протекционизм и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • сохранение самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской деятельности;
  • использование преимущественно экономических методов  в системе государственного регулирования;
  • воздействие на структуру и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного рынка;
  • приоритет договорных отношений между субъектами агропромышленного комплекса.

Информация о работе Государственное регулирование