Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание

Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.

Работа состоит из  1 файл

Госрегэко курсовая РБ.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)
  1. Проблемы  макрорегулирования в Республике Беларусь
    1. Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования

     Чтобы представить современное состояние экономики республики и выяснить основные причины, обусловившие эту ситуацию, необходима, в первую очередь, трехсторонняя характеристика:

  • оценка экономики Республики Беларусь как социально-экономической системы в составе бывшего СССР;
  • оценка влияния распада СССР, подрыва и ликвидации командно-распорядительной системы на процессы социально-экономического развития республики;
  • определение объективно необходимых путей развития экономики на современном этапе.

     Беларусь  была одной из наиболее благополучных республик бывшего Советского Союза. На конец 80-хгг. XX в. приходится наивысший уровень ее социально-экономического развития.

     Занимая 1% территории бывшего СССР, Беларусь в 1990 г. производила 4% валового национального продукта, 4,5% промышленных товаров и 5,6% продукции сельского хозяйства тогдашней огромной страны. Экономика республики являлась частью единого народнохозяйственного комплекса СССР [9, стр. 204].

     Развиваясь  как глубоко и широко интегрированная  часть народнохозяйственного комплекса СССР, республика была зависимой от него и по источникам материально-технических ресурсов, и по рынкам сбыта готовой продукции. Вся структура народного хозяйства ориентировалась на вывоз продукции в другие регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей.

     Наиболее  зависимой от экономических связей оказалась промышленность республики, где оборот ввоза и вывоза продукции достигал почти 75% общего объема промышленного производства. До 40% промышленной продукции предназначалось для военных целей.

     В целом годовой объем ввоза  и вывоза продукции в Республике Беларусь в 1990 г. составил 40 млрд. рублей, или более половины валового общественного продукта [9, стр. 208].

     Существенной  особенностью экономики республики того периода был экстенсивный путь ее развития. Сравнительно высокие темпы роста производства сопровождались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Основные показатели эффективности (производительность труда, фондоотдача, материалоемкость) снижались на протяжении последних 20 лет.

     Ежегодно  падал прирост продукции на 1 рубль  капитальных вложений, и за 20 лет  он снизился примерно наполовину. И  лишь благодаря крайне низким ценам, в сравнении с мировыми, на энергетические и сырьевые ресурсы и ценам на готовую продукцию, приближенным к мировым, республика имела благоприятный торговый и платежный баланс.

     Отягощающе  повлияли на экономику республики чернобыльская катастрофа и нездоровая экологическая обстановка в целом.

     Последнее десятилетие внесло существенные изменения в социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Условно его можно разделить на два этапа: 1991-1995 гг. и 1996-2000 гг.

     На  первом этапе распад СССР, разрыв хозяйственных  связей, нарушение планового управления экономикой раньше, чем сформировались другие структуры, резкое изменение внешнеэкономических условий, утрата традиционных рынков сбыта продукции, закупок сырья и материалов, неподготовленность к проведению самостоятельной экономической политики, особенно в сфере финансовых, кредитно-денежных и внешнеэкономических отношений, непоследовательность и отсутствие достаточно продуманных и эффективных рыночных преобразований повергли экономику республики в тяжелейший кризис.

     За 1991-1995 гг. существенно ухудшились все важнейшие показатели.

     С целью вывода страны из кризисного состояния была разработана программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1994-1995 гг. несколько уменьшить инфляцию, снизить дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.

     К концу 1995 г. в основном было завершено  формирование экономических институтов суверенного государства, создана независимая кредитно-денежная и банковская система, сформированы органы управления, выстраивалась инфраструктура рынка товаров, рабочей силы и капиталов, складывался реальный облик модели экономического развития республики социально ориентированного типа.

     Актуальной  стала новая задача: создать предпосылки  для перехода от спада производства к его стабилизации и последующему росту. Она нашла отражение в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.», где в качестве приоритетов были определены: экспорт, жилье, продовольствие.

     Экономический спад был приостановлен в начале второго этапа. С 1996 г. заметно оживились многие отрасли промышленности, внешнеэкономическая деятельность, увеличился выпуск продукции сельского хозяйства, сократились темпы инфляции и снижения капитальных вложений. В 1996-2000 гг. в экономике республики в целом имела место позитивная динамика экономического подъема: рост ВВП, инвестиций в основной капитал, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов, рост производства товаров народного потребления, увеличение розничного товарооборота, рост внешнеторгового оборота.

     Однако  наряду с позитивными в этот период имели место и негативные тенденции. На фоне роста валового внутреннего  продукта наблюдаются значительные различия в объемах выпуска продукции по отдельным отраслям. Несмотря на статистический рост инвестиций в основной капитал, их совокупный объем еще далек от уровня 1990 года. Ценовые перекосы и нестабильность валютного рынка повлекли нестабильность потребительского рынка, неорганизованный вывоз товаров первой необходимости из республики, бартерные сделки в реальном секторе экономики.

     В 1998 г. в России разразился финансово-экономический  кризис. Его негативное воздействие  на экономику Беларуси во многом было обусловлено: 1. высоким уровнем ориентации внешней торговли республики на неустойчивый рынок России. 2. Низкой конкурентоспособностью белорусских товаров. 3. Отсутствием равновесия в финансовой системе, разбалансированностью цен, неустойчивостью обменного курса.

     Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании доходов населения и занятости, формировании условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения. Такой тип экономики является повернутым и открытым для всех.

     Формируемая модель использует опыт мирового экономического развития, исходит из признания большого потенциала рыночной экономики, учитывает объективную мировую тенденцию к регулированию рыночной экономики обществом в лице государства.

     Одна  из особенностей белорусской модели - сильная роль государства, т.е. значительно  большая, чем в других странах.

     При формировании модели белорусской экономики учитывается и опыт развития стран с переходной рыночной экономикой, который учит, что чрезмерный акцент либо на монетарные рычаги воздействия на экономику (страны Балтии, Польша), либо на немонетарные (государства СНГ) не дает ожидаемого результата. В условиях национальной специфики необходимо их взвешенное сочетание.

     Переход от административно-командной системы  к рыночной экономике не может быть осуществлен в виде единовременного акта, а требуется достаточно длительный - переходный - период.

     В процессе формирования социально ориентированной  модели экономики Республики Беларусь в условиях переходного к ней периода необходимо:

  • создать условия для ускоренного формирования и развития частного сектора экономики в республике;
  • при достаточно высоком удельном весе государственного сектора экономики обеспечить его безболезненное функционирование в рыночной среде;
  • сохранить значительную роль государства и как регулятора построения соответствующей модели экономики, и как субъекта хозяйствования;
  • сочетать рыночный механизм регулирования с вмешательством государства в социально-экономические процессы;
  • создать соответствующую методологическую основу регулирования, включая четкую отработку функций государства, подходов, принципов и методов государственного регулирования экономики.
    1. Государственное регулирование экономики  в Республике Беларусь

     Рыночная  экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" — цены —  для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое воздействие на процессы воспроизводства оказывают цены, наиболее результативно выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т. е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ.

     Отказ от контроля высокой инфляции имеет три важных последствия. Во-первых, в условиях высокой инфляции доходы и богатство значительно перераспределяются, что создает предпосылки для снижения экономической эффективности. Во-вторых, в условиях высокой инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей роли, т. к. субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения как изменения относительных цен. В-третьих, в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста.

     Переходный  период в реформируемой экономике  не обходится без "шоковой терапии", если ей в наследство достались деформированная структура относительных цен или высокая макроэкономическая несбалансированность. Если превалируют оба этих условия, тогда "шоковая терапия" является крайне необходимой, хотя и недостаточной для стабилизации экономики. Опыт стран Центральной и Восточной Европы (ДВЕ), в своей основной массе выбравших путь "шоковой терапии", показал успех и перспективность такого подхода; тогда как страны, выбравшие путь постепенных реформ, показывают значительно меньшие экономические успехи. Отказ от быстрого и решительногореформирования в Республике Беларусь способствует консервации следующих негативных особенностей переходного периода (применительно к основным фазам общественного воспроизводства):

     К этому следует добавить такие  специфические особенности белорусской  экономической жизни, как:

     "правовой  нигилизм", т. е. стремление  решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск "вышестоящих" покровителей; неполнота законодательства, регулирующего рыночные отношения, и неразвитость судебной системы подкрепляют данную тенденцию;

     отсутствие  представления у основной массы  населения о целях и путях  реформирования экономики;

     низкий  уровень управляемости внутри государственных  структур. Исходя из вышеперечисленных  особенностей можно выделить следующие факторы, влияющие на издержки, цены и инфляцию:

     высокое ресурсопотребление и, как следствие, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции;

     высокая себестоимость как результат  отсталой технологии и 70% износа основных производственных фондов предприятий;

     затратные схемы ценообразования предприятий-монополистов;

     низкая  инвестиционная активность, не способствующая инновационной деятельности предприятий;

     низкий  платежеспособный спрос, который вынуждает  предприятия снижать объемы производства, сохраняя производство лишь дешевой  и некачественной продукции.

     Государство пытается решать эти проблемы с помощью  административного регулирования экономических процессов, что, в свою очередь, накладывает непосредственный отпечаток на инфляцию, ценообразование и государственную ценовую политику.

     В кризисные периоды контроль над  ценами усиливается. Правительство  нередко использует жесткую меру регулирования — "замораживание" цен и заработной платы. Необходимым условием успешного осуществления указанного мероприятия является консолидация населения, профсоюзов, политических и общественных групп и движений вокруг идеи о "замораживании" цен и заработной платы, т. е. создание условий экономической солидарности. Иначе вводимые меры не будут иметь экономического эффекта.

     В краткосрочном плане "замораживание" цен и заработной платы способствует определенной стабилизации экономики — замедлению инфляции, увеличению занятости и росту ВВП. Однако в долгосрочном периоде это ведет к усилению негативных тенденций в развитии экономики: росту дотаций из бюджета, снижению доходной части за счет снижения общего уровня прибыльности предприятий, росту кредитных вложений в экономику и др.

Информация о работе Государственное регулирование