Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание

Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.

Работа состоит из  1 файл

Госрегэко курсовая РБ.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     В системе мер, регулирующих развитие АПК, особое место отведено планированию, прогнозированию и программированию. Планирование и прогнозирование осуществляются по АПК в целом, а также в территориальном разрезе с выделением сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, обслуживающей сферы, по видам сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы и т.д.) и фермерским хозяйствам; в разрезе подкомплексов - зернопродуктового, картофелепродуктовогои т.д. Особо выделяется лесное хозяйство.

     Закупочная  интервенция - это организованная закупка  сельскохозяйственной продукции, осуществляемая в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции на аграрном рынке, формирования государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва сельскохозяйственной продукции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства. Товарная интервенция представляет собой организованную распродажу сельскохозяйственной продукции из стабилизационных фондов и республиканского материального резерва с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на аграрном рынке. Финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен. Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при: расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для гос. нужд;определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

     Важными формами государственного регулирования  АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов.

     Для отражения степени государственной поддержки сельского хозяйства в целом и по отдельным видам сельскохозяйственного производства в той или другой стране используется эквивалент субсидий производителя (ЭСП). Он рассчитывается на основе разницы внутренних и мировых цен, совокупности прямых и косвенных платежей и выручки от реализации сельскохозяйственной продукции.

     В зависимости от уровня этого показателя выделяют страны со слабой государственной поддержкой сельского хозяйства (например, Австралия), умеренной (Австрия) и сильной (Швеция) [1, стр. 214]. В расчете на ферму наиболее высокий уровень выделяемых субсидий имеет Норвегия, а на единицу площади - Япония. Эквивалент субсидий потребителя реализуется через налогообложение потребителей продовольствия. Сумма средств, полученных от налогов, направляется в государственный бюджет для последующего перераспределения на поддержку АПК. Эквивалент субсидий потребителя воздействует на экономику двояко. Положительное заключается в сдерживании роста цен, отрицательное - в препятствовании падению потребительских цен. И это при том, что в структуре гос. субсидирования наибольший удельный вес принадлежит субсидиям, направляемым на регулирование цен.

    1. Цены  в системе государственного регулирования экономики. Ценовая политика Беларуси

     Одно  из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

     В условиях перехода РБ к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Цены регулируют все процессы, протекающие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. На уровне макроэкономики цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализируют о возникающих дисбалансах. В условиях свободного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.

     Государство при помощи цен решает многие проблемы экономического и социального характера. Например, путем регулирования и контроля цен на социально значимые товары государство делает их доступными всем слоям населения. В условиях рынка цену определяют спрос и предложение, отражая происходящие на рынке изменения, регулируя рыночное равновесие. Соотношение спроса и предложения определяют две группы факторов - внутренние и внешние. Внутренние, т.е. факторы микроэкономического уровня зависят от деятельности предприятия, фирмы.

     Внешние, макроэкономические факторы не зависят  от деятельности предприятия, они учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами. На цены непосредственно влияют масштабы их государственного регулирования, зависящие от общего состояния экономики. Наличие и уровень конкуренции между производителями или потребителями, характер спроса также отражаются на ценах. Преодоление высокой степени монополизма в отечественном производстве и создание конкурентной среды - одно из основных условий формирования рынка и стабилизации цен в республике. На уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика. По способу установления и степени регулирования органами государственной власти выделяют регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулирование цен может осуществляться в различных формах: установления строго фиксированных цен или предельных уровней цен, предельных надбавок или коэффициентов к ранее действующим ценам, регламентации отдельных элементов цены (прибыль, надбавки, наценки). Ценовая политика РБ направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформированную конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами.

    1. Социальная  сфера как объект государственного регулирования

     Целью реформирования экономики РБ является построение социально ориентированной рыночной экономики. Экономическая система республики перестраивается, ориентируясь на развитие социальной сферы. Социальная направленность гос. деятельности является сущностной характеристикой гос-ва с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Социальная сфера - одна из основных подсистем общества, сложный, интегрированный объект, требующий правильного понимания и представления. Социальная сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных интересов и потребностей. Качество жизни характеризует, с одной стороны, субъекта общественной жизни и потребностей - человека (продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

     Социальная  сфера тесно связана с другими  сферами жизни общества, и в первую очередь, с экономической и политической. Экономика, в широком ее понимании, отражает и социальные процессы, в то же время экономические проблемы человека - это не что иное, как его социальные потребности. Экономика определяет социальную жизнь людей в той же степени, в какой жизненные интересы человека определяют развитие экономики. Связь социальной сферы с политикой проявляется через социальную политику, которая выступает как одна из важнейших составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил.

     Рассматривая  социальную сферу как объект гос. регулирования, заметим, что речь идет о стороне социальной сферы, касающейся удовлетворения потребностей человека, которые он в силу объективных обстоятельств не может обеспечить самостоятельно. В отношении потребностей, которые человек может и должен обеспечить самостоятельно, роль государственного регулирования социальной сферы сводится к созданию благоприятных условий, позволяющих ему реализовать собственные способности и возможности для решения своих проблем.

     Совокупность  процессов и организаций социальной сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупненно выделить объекты государственнго регулирования:

  • население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда;
  • политика доходов, уровень и качество жизни населения;
  • социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование и др.;
  • развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.).

     Весь  спектр задач и направлений развития социального комплекса находит отражение в социальной политике государства.

    1. Государственного регулирования рынка труда и занятости населения

     Государственное регулирование трудового потенциала представляет собой очень сложный механизм, охватывающий все многообразие аспектов объекта регулирования (демографический, экономический, социальный) и весь его воспроизводящий цикл - формирование, распределение и использование. Государственное. регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения по республике в целом, в отдельных областях и районах; достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям; рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения.

     Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых. Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда. Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д. И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.

     Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы. В составе способов регулирования гос. рынка труда можно выделить несколько направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения.

     Сближение спроса и предложения на рабочую  силу, снижение безработицы и повышение занятости населения неразрывно связаны с механизмом государственного регулирования рынка труда и включают в себя комплекс законодательных, административных, организационных, материальных и психологических мер,

     В условиях формирования рыночных отношений  приоритетной задачей становятся выработка и осуществление нового содержания гос. регулирования занятости - одной из основных жизненно-важных потребностей. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы основными задачами в области занятости населения являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой экономики, повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

     Важнейшими  принципами государственного регулирования занятости являются:

  • равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
  • обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
  • обеспечение трудовой мобильности;
  • государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
  • единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
  • сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
  • межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Информация о работе Государственное регулирование