Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:00, курс лекций

Описание

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

Работа состоит из  1 файл

гос регулирование.doc

— 936.50 Кб (Скачать документ)

В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ , ее субъектов , муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории . БФР составляется на основе отчетов БФР за предыдущий год и ПЭСР соответствующей территории .

С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.

3.Рассмотрение и утверждение бюджетов

Орган исполнительной власти , орган местного самоуправления вносят проект закона ( решения ) о бюджете на очередной финансовый год ( вместе с вышеназванными документами и материалами ) на рассмотрение законодательного (представительного) органа , представительного органа местного самоуправления в срок , определенный для федерального бюджета- БК РФ ( 15 августа ) , бюджета субъекта РФ - законом субъекта , местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления . Указанными же законодательными ( правовыми ) актами определяется и порядок рассмотрение проекта закона ( решения ) о бюджете и его утверждения . Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах . В процессе рассмотрения в проект закона ( решения ) могут быть внесены изменения .

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года ( до 1 октября Правительство и Банк России представляет в ГД дополнительные материалы , указанные ст. 193 БК РФ ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее председатель ) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представительных документов требованиям закона , после получения которого проект направляется в Совет Федерации , комитеты Государственной Думы , другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение . Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях .

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта :

в первом чтении -30 дней со дня внесения в ГД ,

во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении ,

в третьем - 25 дней со дня принятия во втором ,

в четвертом - 15 дней со дня принятия в третьем чтении .

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации . СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом . В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования . В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию , перерабатывается , передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении ,затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного утверждения . Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумя тремя голосов . В случае не подписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием . Для преодоления вето Президента требуется не менее двух трех голосов Федерального Собрания .

В случае не принятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или не вступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года.

4.Исполнение бюджетов.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке ( для федерального бюджета - подписания Президентом РФ ) . В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов , управление счетами бюджетов и бюджетными средствами . Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений . Особая роль определена Федеральному казначейству МинфинаРФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета . Исполнение бюджета по доходам предусматривает :

-перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджетов ;

-распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

-возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов ;

-учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета .

5.Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля , осуществляемого законодательными ( представительными ) органами власти. Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган , исполняющий бюджет , на основании отчетов главных распорядителей , распорядителей и получателей бюджетных средств . Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство Финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами :

-отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ ;

-отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях ;

-отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам ;

-отчетом о доходах ,полученных от использования гос.имущества ;

-сводными отчетами о выполнении плановых зданий по предоставлению гос.услуг ;

-годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств ;

-реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года ;

-отчетом федерального казначейства о рассмотрении делах и наложенных взысканий за нарушения бюджетного законодательства .

 

Вопрос 44. Налоги как инструмент ГРЭ

 

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

По объектам обложения налоги делятся:

- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

- налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;

- налог на имущество (предприятий и граждан);

- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

- налог за пользование природным ресурсами.

Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:

1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.

2. Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

3. Безвозвратность и безвозмездность -- налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К важнейшим элементам налогов относятся:

1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.

2. Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога -- покупатель товара.

3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.

4. Налоговая база - денежная или физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

5. Источник налога - это доход, из которого выплачивается налог.

6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.

7. Ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.

8. Оклад налога.

9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

10. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Кроме вышеназванных существуют и более подробные и развернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно несколько критериев.

3. Основные функции налогов

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

К числу основных функций налогов относятся:

* фискальная;

* распределительная (социальная);

* регулирующая;

* контрольная;

* поощрительная.

3.1. Фискальная функция

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

3.2. Распределительная функция

Распределительная (или как её ещё называют -- перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

3.3. Регулирующая функция

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

3.4. Контрольная функция

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

3.5. Поощрительная функция

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Информация о работе Государственное регулирование