Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:00, курс лекций

Описание

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

Работа состоит из  1 файл

гос регулирование.doc

— 936.50 Кб (Скачать документ)

*проблема отходов

Жители Нью-Йорка выбрасывают в день в общей сложности около 24000 т материалов. Эта смесь, состоящая в основном из разнообразного хлама, содержит ценные металлы, стеклянные контейнеры, пригодные для дальнейшего использования, а также макулатуру, пластик и пищевые отходы, незаменимые для удобрения почвы. Но наряду с ними в этой смеси содержится еще большее количество опасных отходов: ртуть из батареек, фосфоро-карбонаты из флюорисцентных ламп и токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянных покрытий. Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов. Муниципальные власти повсеместно пытаются найти лучший способ для утилизации отходов своих граждан. Особенно остро эта проблема стоит в промышленно развитых странах, так как состояние окружающей среды не допускает использование традиционных мест сброса. Все больше и больше мусора вывозится на дальние расстояния в санитарные зоны сброса, где он сортируется для извлечения ценных материалов в целях дальнейшей переработки и сжигается в специальных печах, предназначенных для получения энергии.

Сокращая количество прямых отходов производства и перерабатывая большую часть отходов, люди становятся частью решения данной проблемы. Но сами по себе они (потребители) не могут произвести желаемых изменений. Им нужна помощь предприятий, способных и стремящихся производить продукцию, приспособленную к дальнейшей переработке, и правительства, способных и стремящихся изменить прежнюю практику утилизации отходов. Общие решения по утилизации отходов, принятые местными и национальными правительствами, влияют на глобальное использование энергии, уровень теплоты в атмосфере и степень загрязнения окружающей среды. От того, насколько сплоченно будут действовать люди и нации, чтобы сохранить сырье и энергетические ресурсы, и будет зависеть уровень глобального изменения окружающей среды.

*проблема загрязнения

Загрязнение водных ресурсов

Положение усугубляется тем, что пригодные для питья подземные воды залегают в самой верхней, наиболее подверженной загрязнению части артезианских бассейнов и других гидрогеологических структур. Вода же хорошего качества требуется не только для питьевых и культурно-бытовых нужд, но и для многих отраслей промышленности. Опасность загрязнения подземных вод заключается в том, что подземная гидросфера (особенно артезианские бассейны) является конечным резервуаром накопления загрязнителей как поверхностного, так и глубинного происхождения. Долговременный, во многих случаях необратимый характер имеет загрязнение бессточных водоемов суши. Особую опасность представляет загрязнения питьевой воды микро-организмами, которые относятся к патогенным и могут вызвать вспышки разнообразных эпидемических заболеваний среди населения и животных. Аварии нефтеналивных танкеров, нефтепроводов могут быть существенным фактором резкого ухудшения экологической обстановки на морских побережьях и акваториях, во внутриконтинентальных водных системах. Отмечается тенденция увеличения этих аварий в последнее десятилетие. Па территории Российской Федерации проблема загрязнения поверхностных и подземных вод соединениями азота становится все более актуальной.

Не менее опасны сточные воды. Несмотря на строительство очистных сооружений и другие мероприятия, снижение негативного воздействия таких сточных вод на окружающую среду является важной проблемой всех урбанизированных территорий. Особая опасность в этом случае связана с бактериальным загрязнением среды обитания и возможностью вспышек различных эпидемических заболеваний. Опасные отходы сельскохозяйственного производства – навозохранилища, оставшиеся на полях остатки ядохимикатов, химических удобрений, пестицидов, а также не обустроенные кладбища животных, погибших в период эпидемии. Хотя эти отходы имеют точечный характер, их большое количество и высокая концентрация в них токсичных веществ могут оказать заметное отрицательное воздействие на окружающую среду. Нельзя признать удовлетворительным и такое положение, когда зона санитарной охраны полигона и применяемое оборудование выбираются по сущву произвольно, без учета реальных процессов загрязнения и ответных реакций биосферы на функционирование свалок твердых и опасных отходов. Необходима комплексная, по возможности исчерпывающая оценка всех параметров воздействия отходов на все жизнеобеспечивающие природные среды, позволяющая выяснить пути и механизмы проникновения загрязняющих веществ в пищевую цепь и организм человека.

*проблема парникового эффекта, озоновых дыр и кислотных дождей

1. Истончение озонового слоя.

Озон имеет огромное значение для существования жизни на Земле, т.к. предохраняет организмы от губительного воздействия коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца и других космических лучей.

Ультрафиолетовые облучения приводят к наследственным изменениям, росту числа заболеваний.

Озон разрушается, в основном, фреонами, азотом, бромсодержащими веществами.

Одна из ведущих японских химических компаний «Слова дэнко» еще в 1989 году объявила о создании устройства, способного улавливать и перерабатывать вновь фреон (до 98 т.). Это специальный масляный фильтр, устанавливаемый на выходе вентиляционных установок промышленных предприятий, использующих фреоны.

В ряде стран при производстве аэрозольных баллончиков в качестве распылителей используются вместо фреона другие газы, менее опасные для озонового слоя.

2. Глобальные изменения климата.

Этой проблеме уделяется много внимания во всем мире. Суть проблемы в следующем. Земная атмосфера получает определенное количество солнечной радиации. Около 30% ее сразу же отражается в космическом пространстве.

Остальные 70% солнечных лучей поглощается поверхностью океанов и материков.

Эта поглощенная энергия поступает обратно в космос в виде инфракрасного излучения. Часть ее задерживается облаками, водяным паром и углекислым газом – это и создает парниковый эффект.

Повышенная температура воздуха приводит к непоправимым последствиям: появление большого числа вредных для человека насекомых, резкое снижение урожайности многих сельскохозяйственных культур, увеличение тепловой подушки может привести к таянию ледника.

«Парниковый эффект» не будет грозить нашей планете, пока в поверхностных слоях Мирового океана будут обитать в изобилии микроорганизмы, в первую очередь – фитоплактон. Благодаря действию фитоплактона (он поглощает углекислый газ) предотвращается перегрев нашей планеты. Поэтому фитоплактон подлежит особой экологической охране.

Нужно по возможности сокращать выбросы углекислого газа в атмосферу, чтобы избежать «углекислого лета». Одним из решений указанной проблемы является борьба с терроризмом, который может привести к непоправимым последствиям, «ядерной войне».

Должно сводиться к минимуму и техногенное вмешательство в биосферные процессы.

3. Кислотные дожди.

в водоемы, пострадавшие от кислотных дождей, новую жизнь могут вдохнуть небольшие кол-ва фосфатных удобрений; они помогают планктону усваивать нитраты, что ведет к снижению кислотности воды. Использование фосфата дешевле, чем извести, кроме того, фосфат оказывает меньшее воздействие на химию воды.

земля и растения, тоже страдают от кисл. дож.: снижается продуктивность почв, сокращается поступление питательных в-в, меняется состав почвенных микроорганизмов.

Огромный вред наносят кисл. дож. лесам. Леса высыхают, развивается суховершинность на больших площадях. Кислота увеличивает подвижность в почвах алюминия, который токсичен для мелких корней, и это приводит к угнетению листвы и хвои, хрупкости ветвей. Особенно страдают хвойные деревья, потому что хвоя сменяется реже, чем листья, и поэтому накапливает больше вредных в-в за один и тот же период. Хвойные деревья желтеют, повреждаются мелкие корни. Но и у лиственных деревьев изменяется окраска листьев, преждевременно опадает листва, гибнет часть кроны, повреждается кора. Естественного возобновления хвойных и лиственных лесов не происходит.

Б) Пути решения экологических проблем.

В решении экологических проблем есть три принципиально разных пути:

1) Отказ от дальнейшего промышленного развития. Это утопический путь, обсуждение которого бессмысленно.

2) Очистка вредных отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий. С этой целью на предприятиях строятся специальные очистные сооружения, улавливающие из отходов загрязнители и устраняющие возможность их попадания в природную среду.

3) Создание систем малоотходного и безотходного производства. Это – радикальное технологическое решение проблемы сохранения оптимальной природной среды. Оно требует такой технологии, при которой круговорот веществ в производстве будет замкнутым. Все сырье, поступающее в производство, перерабатывается на полезные продукты или предается в соседние производства. Никаких отходов, а, следовательно, и загрязнения окружающей среды нет.

Меры улучшения качества окр. среды:

1. Технологические:

•разработка новых технологий;

•очистные сооружения;

•замена топлива;

•электрификация производства, быта, транспорта.

2. Архитектурно – планировочные мероприятия:

•зонирование территории населенного пункта;

•озеленение населенных мест;

•организация санитарно – защитных зон.

3. Экономические:

4. Правовые:

•создание законодательных актов по поддержанию качества окр. среды.

5. Инженерно – организационные:

•уменьшение стоянок автомобилей у светофоров;

•снижение интенсивности движения транспорта, на перегруженных автомагистралях.

 

Вопрос 35. Система мер гос.рег-я в области охраны окр.среды

 

Природоохранное законодательство устанавливает юридические (правовые) нормы и правила, а также вводит ответственность за их нарушение в области охраны природной и окружающей человека среды. Природоохранное законодательство включает в себя правовую охрану природных (естественных) ресурсов, природных охраняемых территорий, природной окружающей среды городов (населенных мест), пригородных зон, зеленых зон, курортов, а также природоохранные международно-правовые аспекты.

Законодательные акты об охране природной и окружающей человека среды включают международные или правительственные решения (конвенции, соглашения, пакты, законы, постановления), решения местных органов государственной власти, ведомственные инструкции и т.п., регулирующие правовые взаимоотношения или устанавливающие ограничения в области охраны природной среды, окружающей человека.

Последствия нарушений природных явлений переходят границы отдельных государств и требуют международных усилий в охране не только отдельных экосистем (лесов, водоемов, болот и т.п.), но и всей биосферы в целом. Все государства испытывают беспокойство за судьбу биосферы и дальнейшее существование человечества. В 1971 году ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), в состав которой входит большинство стран, приняла Международную биологическую программу "Человек и биосфера", изучающую изменения биосферы и ее ресурсов под воздействием человека. Эти важные для судеб человечества проблемы могут быть решены только путем тесного международного сотрудничества.

Природоохранная политика в народном хозяйстве проводится, главным образом, через законы, общие нормативные документы (ОНД), строительные нормы и правила (СНиП) и др. документы, в которых инженерно-технические решения увязаны с экологическим нормативом. Экологический норматив предусматривает обязательные условия сохранения структуры и функций экосистемы (от элементарного биогеоценоза до биосферы в целом), а также всех экологических компонентов, которые жизненно необходимы при хозяйственной деятельности человека. Экологический норматив определяет степень максимально допустимого вмешательства человека в экосистемы, при которой сохраняются экосистемы желательной структуры и динамических качеств. Иными словами, недопустимыми в хозяйственной деятельности человека являются такие воздействия на природную среду, которые приводят к опустыниванию.

Время, когда природа казалась неисчерпаемой, миновало. Грозные симптомы разрушительной деятельности человека с особой силой проявились пару десятилетий назад, вызвав в некоторых странах энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. Это также относится и ко всем другим полезным ископаемым.

Предприятия черной металлургии пускают в отходы породу, содержащую свинец, кобальт, медь. При добыче угля ежегодно на поверхность поднимают около 1 млрд. м2 пустой породы. Строят из нее бесполезные пирамиды -- терриконы. При этом впустую растрачиваются тысячи гектаров плодородных земель. Загрязняется атмосфера, терриконы горят, ветер поднимает с их бесплодных склонов тучи пыли.

Промышленность строительных материалов является практически единственной в достаточно широких масштабах использующей отходы всевозможных производств. Всего строительная индустрия спасает от списания в отходы около половины образующихся доменных шлаков. Еще в 80-х годах было принято решение об обязательном вводе в строй новых доменных печей только в комплексе с установками для переработки и подготовки шлаков к последующему использованию. Близ металлургических комбинатов построено более 20 цементных заводов, вырабатывающих на базе металлургических шлаков отличный шлако-портландцемент. Металлургические шлаки -- отличное сырье для производства целого ряда материалов: цемента, щебня для строительства дорог, шлаковой пемзы, минеральной ваты и знаменитого своими свойствами шлакоситалла, идущего на изготовление особо прочных и химически стойких труб, панелей, электроизоляторов и электровакуумных приборов.

Повышение цен на нефть повлияло на потребление нефтепродуктов, структуру автомобильного парка (наметился переход к менее мощным и более экономным машинам). В результате удельный вес нефтепродуктов в потреблении топлива стал сокращаться и наметилось повышение удельного веса угля, а также рост доли атомной и гидроэнергии. В последние годы появились сомнения в целесообразности дальнейшего развития атомной энергетики.

Информация о работе Государственное регулирование