Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:00, курс лекций

Описание

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

Работа состоит из  1 файл

гос регулирование.doc

— 936.50 Кб (Скачать документ)

Основной причиной значительного ухудшения экологической ситуации в нашей стране является отсутствие устойчивого механизма, учитывающего уровень превышения ПДК и ПДВ. Это отражается на экономике источников, загрязняющих окружающую среду, а также базовых (стартовых) эколого-экономических нормативов, определяющих виды экономического, морального наказания или поощрения.

При разработке нормативов учитываются региональные особенности процессов природопользования и воспроизводства природных ресурсов.

Одной из основополагающих посылок при формировании эколого-экономических нормативов является определение "пропорций" между возможными направлениями использования природных ресурсов в границах конкретной территории. Расчет нормативов должен осуществляться с учетом следующих положений:

1. для каждого природного комплекса существует определенная величина максимально допустимой антропогенной нагрузки, которая не нарушает естественных процессов, и её действие может быть компенсировано процессами самовосстановления;

2. при антропогенной нагрузке, более высокой, чем допустимое значение, но не превышающей конкретный для каждой природной системы предельный уровень, нарушения в естественном состоянии этой системы, вызванные действием антропогенного фактора, могут быть устранены в результате ликвидации нагрузки и проведения природоохранных мероприятий;

3. если антропогенная нагрузка на природную среду превысила предельный уровень, то развиваются процессы необратимой деградации.

В то же время в более развитых странах подход к проблемам окружающей среды со стороны правительств гораздо более жесток: например, ужесточаются нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах.

 

Вопрос 36. Эконом. инструм-ты охраны окр.среды и управления прир.ресурсами

 

Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

* создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

* подзаконное нормотворчество;

* координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

* распоряжение (управление) природными ресурсами;

* планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

* экологическое нормирование;

* экологическая экспертиза;

* экологическое лицензирование;

* экологическая сертификация;

* экологический аудит;

* наблюдение за состоянием окружающей среды;

* учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

* экологическое воспитание и образование;

* контроль за использованием и охраной объектов природы;

* разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

 

Вопрос 37. Финансовый рынок:понятие, сущность, структура

 

Финансовый рынок - это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении, т.е. распределении и перераспре-делении, под влиянием меняющегося соотношения между спросом и предложением на эти ресурсы со стороны различных субъектов экономики.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок, таким образом, предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями л продавцами финансовых ресурсов.

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляются операции по предоставлению и заимствованию свободных денежных средств предприятий и населения на короткий срок. На рынке капиталов производится заимствование средств на длительные сроки. Различия определяются назначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения, капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа, что определяет типы финансовых инструментов на этом рынке. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.

Роль рынка ссудных капиталов в экономике проявляется в трех основных направлениях:

1) пред оставление ссудного капитала частному сектору, государству и населению, а также иностранным заемщикам;

2) аккумуляция свободного денежного капитала и денежных сбережений населения;

3) аккумуляция и сосредоточение фиктивного капитала.

Под фиктивным капиталом понимается накопление и мобилизация денежного капитала в виде различных ценных бумаг (вторая часть рынка капиталов), который в отличие от реального капитала (в форме денег, оборудования) представляет собой не стоимость, а лишь право на получение дохода. Ценные бумаги - это денежные документы, удостоверяющие права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту) и несущему по нему обязательства. Самостоятельное движение фиктивного капитала на рынке приводит к резкому отрыву рыночной стоимости ценных бумаг от балансовой, что еще более усугубляет разрыв между реальными материальными ценностями и их относительной финансированной стоимостью, представленной в ценных бумагах.

Таким образом, национальный финансовый рынок складывается из трех сегментов:

1) денежного рынка (обращающихся наличных денег и других краткосрочных платежных средств - векселей, чеков и др.);

2) рынка ссудного капитала в виде краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых заемщикам финансово-кредитными учреждениями;

3) рынка ценных бумаг, который делится на внебиржевой (первичный) и биржевой секторы, а также "уличный" сектор.

Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов, причем ценные бумаги охватывают лишь часть движения финансовых ресурсов. Основной функцией рынка ценных бумаг является распределение денежных средств, перелив капитала из одной отрасли в другую через инструменты рынка (ценные бумаги). Посредством механизма эмитирования, размещения, купли-продажи ценных бумаг формируются необходимые инвестиционные источники для модернизации и расширения всех сфер общественного воспроизводства. Ценные бумаги и выпускаются прежде всего с целью мобилизации и более рационального использования финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения.

Функционирование рынка ценных бумаг носит в большой степени спекулятивный характер. Государство участвует в перераспределении капитала, выступая через свои кредитные учреждения и как продавец, и как покупатель ценных бумаг. Банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, осуществляя операции с ценными бумагами, накапливают уже реальный капитал, субсидируя государство, предприятия и население.

Так как не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, то рынок ценных бумаг не может быть в полном объеме отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком (как составная часть финансового рынка). Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. В России, однако, правовое пространство и инфраструктура фондового рынка пока не завершены.

Часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами. К ценным бумагам фондового рынка относятся товарные и валютные фьючерсы, биржевые опционы и др.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые можно разделить на общерыночные (присущие каждому рынку) и специфические (отличающие данный рынок от других).

К общерыночным функциям рынка ценных бумаг относятся:

1) коммерческая (получение прибыли);

2) ценовая (формирование рыночных цен);

3) информационная (доведение до участников необходимой информации);

4) регулирующая (создание правил торговли и участия в ней).

К специфическим функциям рынка ценных бумаг относятся:

1) перераспределительная функция, которая может быть разбита на три подфункции:

* перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

* перевод сбережений (населения) из непроизводительной в производительную форму;

* финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств;

2) функция страхования ценовых и финансовых рисков (хеджирование).

Учитывая масштабы экономических преобразований, которые предстоит сделать в России в процессе структурной перестройки, необходимы колоссальные финансовые средства, которые не в состоянии предоставить ни бюджетная система, ни внутренние источники финансирования, существующие на предприятиях. В этой связи роль и значение финансового рынка в развитии экономики трудно переоценить.

 

Вопрос 38. Гос.рег-е денежного рынка

 

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.

Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Она сформировалась в XVI - XVII вв. с возникновением и утверждением капиталистического производства, а также централизованного государства и национального рынка. По мере развития товарно-денежных отношений и капиталистического производства денежная система претерпевала существенные изменения.

В зависимости от вида обращаемых денег (деньги как товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, или деньги как знак стоимости) можно выделить два основных типа систем денежного обращения:

1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл;

2) системы бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.

Современные денежные системы, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, систему эмиссии денег и государственный аппарат регулирования денежного обращения.

Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар США равен 100 центам, 1 английский фунт стерлингов равен 10 пенсам).

Масштаб цен - как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Это определение масштаба цен утратило свое экономическое значения, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.

Виды денег, являющихся законными платежными средствами, - прежде всего это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги.

Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков.

Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. Однако нарушение основополагающего принципа денежной системы - соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота ведет к инфляционному процессу. В связи с эти одной из характерных черт современных денежных систем является усиление государственного регулирования денежного обращения.

Денежная система Российской Федерации

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995г., определившим правовые ее основы.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка России. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).

Информация о работе Государственное регулирование