Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:00, курс лекций
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.
заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);
привлеченных финансовых средств инвестора (средства полученные от продажи акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц);
денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
иностранных инвестиций;
собственные финансовые ресурсы (самофинансирование). Прибыль главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. Ее величина выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой продукции (работ услуг) и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибил. Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии.
Вторым крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления. Накопление стоимостного износа на предприятии происходит систематически (ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства (путем включения амортизационных отчислений в издержки производства), которые могут быть направлены для расширения производства основного капитала предприятий.
Необходимость обновления основных фондов вызванная конкуренцией товаропроизводителей заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования накопления для последующего вложения их в инновации. Ускоренная инновация как экономический стимул инвестирования осуществляется двумя способами.
Первый заключается в том, что искусственно сокращаются нормативные сроки службы и соответственно увеличиваются нормы амортизации. Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями самостоятельно для замены физически и морально устаревшей техники на новую более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений понижается размер налогооблагаемой прибыли, а следовательно величина налога. Второй способ ускоренной амортизации заключается в том, что без сокращения установленных государством нормативных сроков службы основного капитала отдельным фирмам разрешается в течении ряда лет производить амортизационные отчисления в повышенных размерах но с понижением их в последующие годы.
Основные принципы инвестиционной политики:
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:
последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Вопрос 23. Климат Инвестиционный и его основные характеристики
совокупность условий, влияющих на инвестиционный процесс, включающих: экономические, политические, законодательные, социальные, равенство или неравенство условий для отечественных и иностранных инвесторов и другие.
Инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах РФ и представляет собой сложившуюся в течении ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона. В каждом регионе РФ с одной стороны объективно существуют некоторые заданные условия и предпосылки для осуществления инвестиционной деятельности (например, в виде природных богатств, географического положения, состояние производственной инфраструктуры и политической стабильности и др.) и, с другой стороны, имеет место субъективная деятельность инвесторов по использованию этих объективно существующих условий и предпосылок. Таким образом, степень благоприятности инвестиционного климата региона определяется совокупным воздействием объективных и субъективных факторов инвестирования.
На макроуровне это понятие включает в себя показатели политической, экономической и социальной среды для инвестиций. На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения инвестора и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов-поставщиков, клиентов, банков, а также трудовых коллективов государства-реципиента инвестиций.
Региональный инвестиционный климат представляет собой систему правовых, экономических и социальных условий инвестиционной деятельности, формирующихся под воздействие широкого круга взаимосвязанных процессов, подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов, создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций и оказывающих существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков.
Составляющая инвестиционного климата региона - это его инвестиционная привлекательность, которая представляет собой совокупность различных объективных возможностей и ограничений, обуславливающих интенсивность привлечения инвестиций в регион, или инвестиционную активность в регионе, представляющей собой вторую составляющую инвестиционного климата.
В свою очередь в составе инвестиционной привлекательности выделяются также 2 составляющие: объективные возможности региона по привлечению инвестиций представляют собой инвестиционный потенциал региона, а объективные ограничения, препятствующие реализации таких возможностей – это разнообразные региональные инвестиционные риски, наличие которых определяет вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона.
Инвестиционный потенциал региона складывается из следующих основных частных потенциалов:
- ресурсно-сырьевого (обеспеченность производственными и сырьевыми ресурсами)
- трудового (трудовые ресурсы и их уровень квалификации)
- инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений НТП в регионе)
- институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики)
- инфраструктурного (географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность)
- финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона)
- потребительского (совокупная покупательная способность населения региона)
Инвестиционный риск представляет собой совокупность различных рисков каждого региона, влияющих на него в той или иной степени. В значительной степени инвестиционный риск в регионе обуславливают следующие типы рисков: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный, причем важнейшей составляющей инвестиционного риска является законодательство.
Среди общих факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов и относящихся к наиболее существенным элементам инвестиционного климата региона, выделяют следующие
1. Политические факторы:
- авторитетность местной власти
- стабильность законодательных и общественных структур
- распределение власти между различными политическими группами и партиями
- состояние межнациональных отношений
- степень развития законодательной базы
- наличие механизмов гарантии и защиты инвестиций
- юридические условия инвестирования в те или иные отрасли
2. Социальные факторы
- социальные условия проживания населения
- уровень социальной напряженности
- наличие социальных конфликтов
- уровень развития социальной сферы
3. Экономические (наиболее влиятельные) факторы
- структура экономики региона
- тенденции в экономическом развитии регион
- сложившийся уровень инвестиционной активности
- емкость существующего местно рынка
- экономическая политика правительства по развитию инвестируемых отраслей
- возможность перевода дивидендов за рубеж
- уровень инфляции
- наличие высокоэффективных инвестиционных объектов
4. Экологические факторы
- уровень загрязнения окружающей среды
- природно-климатические условия в регионе
5. Криминальные факторы
- коррумпированность структур власти
- уровень преступности в регионе
6. Финансовые факторы
- степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий
- система налогообложения
- состояние платежного баланса и прибыльность предприятий региона
7. Ресурсно-сырьевые факторы
- обеспеченность региона природными ресурсами
8. Трудовые факторы
- наличие трудовых ресурсов и уровень их квалификации
- профессионально-
9. Производственные факторы:
- особенности отраслевой специализации
- наличие и размещение необходимых для производства компонентов: энергии, сырья, оборудования, инфраструктуры и т.д.
10. Инновационные факторы:
- уровень развития науки
- уровень разработки и внедрения достижений НТП в регионе
- интеллектуально-
11. Инфраструктурные факторы:
- территориально-географическое положение региона
- инфраструктурная освоенность, обустроенность и обеспеченность региона
- развитие системы телекоммуникаций
- наличие инвестиционной инфраструктуры
- степень развития инфраструктуры рыночной экономики
Вопрос 24. Гос.регулирование внешней торговли
Государственное регулирование внешней торговли. Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).
Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.
Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:
фискальную - пополнение госбюджета;
протекционистскую - защита отечественных производителей;
регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.
Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.
Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.
Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.