Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:00, курс лекций
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.
Российский союз товаропроизводителей провёл анкетирование более 500 предприятий. Основные проблемы, с которыми, по их мнению, столкнутся наши предприятия при вступлении России в ВТО, таковы:
- высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий;
- устаревшее оборудование и технологии;
- отсутствие средств на модернизацию;
- низкое качество комплектующих изделий;
- наводнение рынка импортом;
- ценовая неконкурентоспособность товаров и услуг, в том числе по качеству, дизайну и т.д.;
- отсутствие подготовленных специалистов и средств на научные исследования;
- сужение внутреннего рынка;
- несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов.
Однако не всё так безнадежно: в российской экономике уже сегодня сформировался целый ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных производителей. Значительная их часть обладает и потенциалом роста своей конкурентоспособности. Реализация этого потенциала зависит от решения общих проблем экономического развития России, расширения необходимой государственной поддержки, улучшения торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствования условий для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрения их результатов в конкретные технологии производств.
Вступление России в ВТО может иметь положительные последствия только в том случае, если условия будут выгодны для нас. Нам должна быть разрешена государственная поддержка на уровне США и стран ЕС. В США она, например, составляет 20 миллиардов, в Германии — 10 миллиардов долларов. То же касается ввозных тарифов. Пошлины должны защищать своих товаропроизводителей от экспансии чужой продукции. Сегодня при экспорте сельскохозяйственной продукции, например, в Германию, надо заплатить такие большие пошлины, что это становится невыгодным.
Вопрос 28. Международная интеграция и механизм интеграции со странами СНГ
Интеграция (от лат. integer -- целый) - означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-
Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление) - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
Признаки интеграции
Признаками интеграции являются: взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).
Условия интеграции:
1) развитая инфраструктура;
2) наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база).
Уровни интеграции:
1) макроэкономический (государственный уровень);
2) микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся странах составляет приблизительно от 35 до 40.
Цели и значения международной экономической интеграции:
1.Использование преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек.
2.Создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической среды, т.е. укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.
3.Создание блока стран для участия в многосторонних торговых и иных переговорах.
4.Содействие структурной перестройке экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы, при подключении их к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития.
5.Поддержание молодых отраслей национальной промышленности, для которых в этом случае возникает более широкий региональный рынок.
6.Достижение наиболее высокой эффективности производства. 7.Возможность регуляции социально-экономических процессов на региональном уровне.
8.Насыщение рынка товарами.
9.Обеспечение экономической и политической консолидации и международной военной безопасности.
Преимущества экономической интеграции:
1.Увеличение размеров рынка - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия.
2.Растет борьба между странами.
3.Обеспечение лучших условий торговли.
4.Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
5.Распространение новых технологий.
Недостатки экономической интеграции:
1. Для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров.
2. Олигопольный сговор между ТНК стран- участниц , что приводит к повышению цен.
3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
Этапы экономической интеграции
Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости:
преференциальные торговые соглашения (preferential trade agreement), в соответствии с которыми, страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.
Зона свободной торговли (free trade area), предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.
Таможенный союз (custom union), предполагающий согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.
Общий рынок (common market), при котором интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства -- капитала и рабочей силы.
Экономический союз (economic union), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях -- валютной, бюджетной, денежной. ( Бенилюкс – Бельгия, Нидерланды, Люксембург; ЕС).
Последствия международной экономической интеграции
Статические эффекты определяют экономические последствия международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления мероприятий по консолидации экономик двух или нескольких стран.
Динамические эффекты оценивают экономические последствия международной интеграции на перспективу, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.
Как правило, расчеты статического эффекта сводятся к сопоставлению результатов переориентации потребителей в одной стране в связи с закупкой товара или фактора производства у более эффективного участника интеграционной связи в другой стране.
1. Модели политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов):
1.1.Европейский союз (ЕС).
1.2. Андская группа (Латинская Америка).
1.3. Карибский "общий рынок" (Латинская Америка).
1.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
2. Модели торгово-экономического сотрудничества:
2.1. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
2.2. Североамериканская интеграция (США, Канада.Мексика
Факторы экономической интеграции бывших советских республик.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
· разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
· желанием широких масс населения в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
· технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции, определявшиеся, прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки №воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран - членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.
Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.
Готовность бывших советских республик и интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами - членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно - со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие их них рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки для достижения своих политических задач.
Успехи и неудачи СНГ.
С 1992 по 1998 гг. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран - членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был, достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Главное же препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.