Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:00, курс лекций

Описание

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

Работа состоит из  1 файл

гос регулирование.doc

— 936.50 Кб (Скачать документ)

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

1.                  меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

2.                  меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

o                     совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)

o совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей

б) множественные валютные курсы

в) ограничения на накопление иностранной валюты

г) импортные депозиты

д) отсрочки импортных платежей

е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

1.                  внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)

2.                  различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

3.                  декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле.

Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.

Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства.

 

Вопрос 26. Всемирная торговая организация (ВТО)

 

(World Trade Organization – WTO) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

Задачи ВТО. Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Основные функции ВТО:

– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

– сотрудничество с другими международными организациями.

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

 

Вопрос 27. Сценарий вступления России в ВТО, преимущества и недостатки

 

Общие преимущества от членства в ВТО:

- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

- реализация своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в международном торговом процессе при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов - "Многосторонних торговых соглашений" (МТС).

С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.

Отметим, что при присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во-первых, это – приведение национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, - согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств – условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например изменение законодательства, так и количественный, например динамка и соотношение производства и импорта, которые могут быть оценены статистически.

В чем риски нашего будущего членства в ВТО?

В любой организации существует входная плата за билет, в ВТО такой платой являются обязательства ее членов. Рамки этих обязательств и есть предмет многолетних переговоров. Вопрос обязательств это вопрос баланса интересов российских поставщиков и возможность защищать своего товаропроизводителя. Только такой баланс способен придать импульс развитию нашей экономики. По моему мнению, условия, на которых Россия заключила соглашение с ВТО, как раз представляют вариант такого баланса.

Риск первый - это обострение конкуренции практически во всех отраслях. Однако это процесс объективный: независимо от нашего членства в ВТО наши таможенные тарифы уменьшаются, а на российский рынок приходят иностранные производители. И в этом смысле участие России в процессе развития экономической глобализации неизбежно. В интересах потребителя приход новых товаров на наш рынок, стабильность цен и здоровая конкуренция за качество товара. Задача государства обеспечить, чтобы приход иностранных производителей не носил фатального характера для наших поставщиков услуг и производителей.

Второй риск – это необходимость срочного обновления всей экономической доктрины. Само по себе членство в ВТО не дает автоматического преимущества, нужно еще научиться пользоваться инструментами регулирования внутри самой ВТО. Это дело непростое, оно касается переосмысления нашей экспортной политики и создания государственных или даже общественно государственных структур, которые способны эффективно представлять интересы российской экономики на мировой торговой площадке.

Третий риск - это необходимость подобрать инструменты государственного протекционизма и сделать механизмы этого протекционизма более современным как на внешнем, так и на внутреннем рынке. ВТО организация экспортеров, поэтому дополнительную поддержку получают экспортеры не только энергоносителей, но и металлурги, нефтехимики, машиностроители и т.д. Другие отрасли могут ощутить на себе серьезную конкуренцию, это отрасли, связанные с рынком товаров народного потребления. Но чтобы этого не случилось, государство должно наводить порядок в экономике. Какие выгоды дает нам ВТО?

Первое. Мы участвуем в выработке стратегии формирования мировой торговли. Принципы эти формируются непросто: внутри ВТО много групп интересов, много разных точек влияния, но с учетом возрастающего авторитета России мне кажется, мы сможем сыграть свою роль в ВТО крайне эффективно.

Второе. В среднесрочной перспективе нам надо уменьшить количество дискриминационных мер против российского экспорта. Ущерб от них сегодня оценивается специалистами в 300 млрд. долларов в год. И инструмент ВТО единственный способ борьбы с экономической дискриминацией России.

Третье. Политический эффект присоединения. Как сказал Президент В.В. Путин, это некий знак качества российской экономики, это признанная мировым сообществом ее рыночность, ее объективность и конкурентоспособность. В этом смысле это хороший сигнал нашим партнерам для проведения совместных проектов и инвестиционной деятельности.

Без сомнения вступление России в ВТО несет гораздо больше плюсов, чем минусов. Были проведены очень жесткие переговоры и ни по одной позиции, которая бы ущемляла интересы российских импортеров или производителей мы не уступили. Как крупная мировая держава, Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это её ресурсы, уникальное евроазиатское положение, всё ещё сохраняющийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

Вместе с тем очевидно, что вступление России в ВТО само по себе не приведёт к взрывному росту отечественного экспорта. Вряд ли стоит ждать даже его немедленного заметного увеличения. Во-первых, ВТО стимулирует торговлю, в основном, готовыми изделиями и наукоёмкой продукцией. Основу же российского экспорта составляют пока сырьё и топливо, которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений. Структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей из-за чрезмерной изношенности производственных мощностей промышленности и их недогрузки. Во-вторых, по мере преодоления кризиса растёт спрос на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка, что уже привело к ряду экспортных ограничений. И, наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объёму тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой организации.

Информация о работе Государственное регулирование