Государственное управление экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:58, реферат

Описание

Актуальность темы. Государственное управление экономическими процессами в Украине в рыночных условиях проходит стадию развития и совершенствования, призванных обеспечить формирование демократического общества. Основная задача его нового, конституционного реформирования заключается в построении эффективной системы государственного управления, эффективному взаимодействию ветвей власти, отвечающих стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Современное состояние восстановления государственности Украины требует активного поиска принципиально новых решений, чем и обусловлена ​​актуальность обозначенной проблематики и исследования.

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
1. Теоретические основы государственного управления экономикой …………. 4
1.1 Понятие и характер государственного управления экономикой ............... 4
1.2 Экономика как объект административно-правового регулирования ........ 7
2. Субъекты регулирования экономики и их компетенция .................................... 10
2.1 Президент Украины ........................................................................................10
2.2 Кабинет Министров Украины ........................................................................11
2.3 Местные государственные администрации ................................................. 14
3. Особенности государственного управления экономикой Украины ………….. 15
Выводы ……………………………………………………………………………..... 21
Список литературы ...................................................................................................... 22

Работа состоит из  1 файл

Государственное управление экономикой.docx

— 48.91 Кб (Скачать документ)

Управление этой сферой составляет сложный процесс влияния государства на все компоненты экономической системы с целью ее совершенствования. Его основой является своевременное и правильное учета объективных экономических законов, характера общественных отношений в конкретный исторический период, развития производительных сил, степени интегрированности государства в мировое экономическое сообщество.

Кроме того, на содержание и  направления управленческих процессов  влияют наличие нескольких форм собственности, особенности кооперации труда, размещения предприятий по экономическим регионам и т.д..

Учтя все указанное, можно  определить приоритетные направления  экономического развития, представленные в Послании Президента Украины к  Верховной Раде Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии  экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы ». Ими являются:

а) создания предпосылок  для приобретения Украиной полноправного  членства в Европейском Союзе. На это должны быть направлены все институциональные  преобразования, политика экономических, социальных и гуманитарных реформ.

б) утверждения инновационной  модели развития, базовым принципом  которой является реализация государственной  политики, направленной на внедрение инновационной модели структурной перестройки и роста экономики, утверждения Украины как высокотехнологического государства.

в) социальная переориентация экономической политики, главным заданием которой является целенаправленное обеспечение надежных предпосылок реализации прав и свобод граждан во всех их проявлениях, утверждение среднего класса - основы политической стабильности и демократизации общества, значительное ограничение угрожающей дифференциации доходов населения и преодоления бедности.

Согласно этому сценарию Украина будет иметь благоприятные предпосылки развития экономики и на отдаленную перспективу.

Государство в интересах  общества определяет и обеспечивает правовые основы всех экономических преобразований, защищает экономические интересы производственных рынков и потребителей, регулирует денежное обращение, формирует и развивает экономически и социальное выгодные сферы. Она создает и гарантирует равные условия хозяйствования, устанавливает правила поведения субъектов экономических отношений и обеспечивает их стабильность.

Осуществление такого регулирования  невозможно без принятия принудительных мер. С их помощью ограничиваются и подавляются нежелательные с социально-экономической точки зрения формы хозяйствования, устанавливаются барьеры на пути монополизма, криминализации, деформации экономики.

Отсюда следует, что управление экономикой содержит элементы социально-экономического анализа и расчета, организационно-технические действия и инженерную практику, правовое регулирование и различные организационно-правовые формы, а также комплекс методов воздействия на управляемые объекты.

Все эти факторы определяют особенности управляющего воздействия  и структурное построение механизма  управления экономикой. Этот механизм состоит, во-первых, из системы организационно-правовых структур, во-вторых, из системы организационно-правовых методов и форм государственно-управленческого влияния на отношения в данной сфере.

Организационно-правовые структуры - это субъекты государственного управления экономикой. Организационно-правовые методы и формы - это те средства и приемы, используемые субъектами управления для реализации своих полномочий, то есть методы и формы их управленческой деятельности.

 

2. Субъекты регулирования  экономики и их компетенция

2.1 Президент Украины 

 

Основными субъектами административно-правового  регулирования в сфере экономики  являются: Президент Украины; Кабинет  Министров Украины, профильные министерства, комитеты, специально созданы центральные  органы исполнительной власти; местные  государственные администрации; исполнительные органы сельских, поселковых, городских  советов.

Каждый из указанных субъектов  осуществляет регулирования в сфере  экономики в пределах своей компетенции, устанавливается  Конституцией Украины, законами, другими нормативными актами. [14, 223]

Наиболее значимым по юридической силе объемом полномочий к управлению экономическими процессами в государстве обладает Президент Украины. Они установлены Конституцией Украины (ст. 106) и прежде всего, состоят в том, что Президент определяет основные направления внешней и внутренней, в том числе и экономической, политики, влияет на расстановку кадров и образования управленческих структур в этой сфере. Происходит это в результате того, что Президент Украины:

• обеспечивает государственную  независимость, национальную безопасность и правопреемство государства;

• обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;

• представляет государство  в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и составляет международные договоры Украины;

• назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение  о его отставке;

• назначает по представлению  Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров Украины, руководителей  других центральных органов исполнительной власти, а также председателей  местных государственных администраций  и прекращает их полномочия на этих должностях;

• назначает на должности  и освобождает от должностей с  согласия Верховной Рады Украины  Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины;

• образует, реорганизует и  ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти;

• отменяет акты Кабинета Министров  Украины и акты Совета министров  Автономной Республики Крым;

• подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;

С целью наиболее эффективной  реализации своих полномочий Президент Украины согласно п. 28 ст.106 Конституции Украины создает различные вспомогательные структуры.

Прежде всего, к ним относятся Администрация Президента Украины, в составе которой функционирует Главное управление по вопросам экономической политики. Администрация Президента Украины анализирует экономические процессы, разрабатывает предложения по обеспечению экономического развития и экономической безопасности государства; по поручению Президента Украины организует контроль над исполнением его указов и распоряжений, в том числе и в сфере экономики.

 

2.2 Кабинет Министров Украины

 

В системе органов управления экономикой высоким является Кабинет Министров Украины. Его правовой статус в системе органов исполнительной власти определяется Конституцией Украины (статьи 113-117). Согласно ей Кабинет Министров Украины:

• обеспечивает государственный  суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины; [14,240]

• принимает меры по обеспечению  прав и свобод человека и гражданина;

• обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;

- Разрабатывает и осуществляет  общегосударственные программы  экономического развития Украины;

• обеспечивает равные условия  развития всех форм собственности;

• осуществляет управление объектами государственной собственности  в соответствии с действующим  законодательством;

• разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;

• осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;

• организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической  деятельности

Украина, таможенного дела;

• направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;

• осуществляет иные полномочия, определенные Конституцией и законами

Украины, актами Президента Украины.

При Кабинете Министров действует  рабочий орган - Правительственный комитет экономического развития и по вопросам европейской интеграции, основным заданием которого является формирование и реализация государственной политики в экономической сфере. Он рассматривает и утверждает концепции проектов нормативно-правовых актов и других документов, подлежащих разработке; рас ¬ дает, регулирует разногласия и одобряет проекты нормативно-правовых актов и других документов, которые подаются на рассмотрение Кабинета Министров Украины в сфере экономики в соответствии с установленным регламентом.

При Правительственном комитете создан Совет объединений предпринимателей Украины (постановление КМ Украины от 18 мая 2000 г.). Совет объединений предпринимателей Украины является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Правительственном комитете экономического развития, образованным с целью привлечения объединений предпринимателей к разработке проектов актов законодательства по вопросам предпринимательской деятельности, обеспечение открытого принятия решений в экономической сфере и организации обратной связи между субъектами предпринимательства и органами исполнительной власти на основе широкого привлечения общественности к обсуждению и анализа эффективности решений органов исполнительной власти.

Для более эффективной  работы Кабинета Министров, создание необходимых для развития экономики правовых и финансово-материальных условий, подготовки соответствующих рекомендаций, содействия в информационно-аналитической и научно-методической работе, а также с консультативно-экспертной целью при нем создаются рабочие и консультативные органы.

Непосредственное управление конкретными комплексами, отраслями  и подотраслями в сфере экономики  осуществляют профильные министерства, комитеты, специально созданы центральные органы исполнительной власти. В их системе особая роль принадлежит Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции. Этот орган исполнительной власти является узловой звеном системы управления экономикой и выступает координирующим центром по деятельности всех других управленческих структур этой сферы и принятия мер, направленных на реализацию экономической политики государства.

Министерство экономики  Украины в пределах своих полномочий издает на основе и во исполнение действующего законодательства приказы, организует и контролирует их выполнения. [14,245]

Решение Министерства по вопросам реализации экономической политики, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для центральных  и местных органов исполнительной власти, а также предприятий, установок и организаций.

Среди органов управления экономикой важное место принадлежит Министерства аграрной политики Украины - главному органа системы центральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации государственной аграрной политики, продовольственной безопасности государства, государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности , рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции.

Основными задачами Министерства аграрной политики являются:

• обеспечение реализации государственной аграрной политики, организация разработки и принятия мер по обеспечению продовольственной  безопасности государства;

• обеспечение осуществления  государственного управления в сфере  сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции;

• участие в формировании и реализации социальной политики в  сельской местности;

• координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной аграрной политики, социальной политики в сельской местности, обеспечение продовольственной  безопасности государства, проведение аграрной реформы.

Регулирование в сфере  экономики осуществляют другие центральные  органы исполнительной власти со специальным  статусом - Антимонопольный комитет  Украины, Государственная служба экспортного  контроля Украины.

 

2.3 Местные государственные  администрации

Информация о работе Государственное управление экономикой