Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:58, реферат
Актуальность темы. Государственное управление экономическими процессами в Украине в рыночных условиях проходит стадию развития и совершенствования, призванных обеспечить формирование демократического общества. Основная задача его нового, конституционного реформирования заключается в построении эффективной системы государственного управления, эффективному взаимодействию ветвей власти, отвечающих стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Современное состояние восстановления государственности Украины требует активного поиска принципиально новых решений, чем и обусловлена актуальность обозначенной проблематики и исследования.
Введение ...................................................................................................................... 3
1. Теоретические основы государственного управления экономикой …………. 4
1.1 Понятие и характер государственного управления экономикой ............... 4
1.2 Экономика как объект административно-правового регулирования ........ 7
2. Субъекты регулирования экономики и их компетенция .................................... 10
2.1 Президент Украины ........................................................................................10
2.2 Кабинет Министров Украины ........................................................................11
2.3 Местные государственные администрации ................................................. 14
3. Особенности государственного управления экономикой Украины ………….. 15
Выводы ……………………………………………………………………………..... 21
Список литературы ...................................................................................................... 22
Управление этой сферой составляет сложный процесс влияния государства на все компоненты экономической системы с целью ее совершенствования. Его основой является своевременное и правильное учета объективных экономических законов, характера общественных отношений в конкретный исторический период, развития производительных сил, степени интегрированности государства в мировое экономическое сообщество.
Кроме того, на содержание и направления управленческих процессов влияют наличие нескольких форм собственности, особенности кооперации труда, размещения предприятий по экономическим регионам и т.д..
Учтя все указанное, можно определить приоритетные направления экономического развития, представленные в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины «Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы ». Ими являются:
а) создания предпосылок для приобретения Украиной полноправного членства в Европейском Союзе. На это должны быть направлены все институциональные преобразования, политика экономических, социальных и гуманитарных реформ.
б) утверждения инновационной модели развития, базовым принципом которой является реализация государственной политики, направленной на внедрение инновационной модели структурной перестройки и роста экономики, утверждения Украины как высокотехнологического государства.
в) социальная переориентация экономической политики, главным заданием которой является целенаправленное обеспечение надежных предпосылок реализации прав и свобод граждан во всех их проявлениях, утверждение среднего класса - основы политической стабильности и демократизации общества, значительное ограничение угрожающей дифференциации доходов населения и преодоления бедности.
Согласно этому сценарию Украина будет иметь благоприятные предпосылки развития экономики и на отдаленную перспективу.
Государство в интересах общества определяет и обеспечивает правовые основы всех экономических преобразований, защищает экономические интересы производственных рынков и потребителей, регулирует денежное обращение, формирует и развивает экономически и социальное выгодные сферы. Она создает и гарантирует равные условия хозяйствования, устанавливает правила поведения субъектов экономических отношений и обеспечивает их стабильность.
Осуществление такого регулирования невозможно без принятия принудительных мер. С их помощью ограничиваются и подавляются нежелательные с социально-экономической точки зрения формы хозяйствования, устанавливаются барьеры на пути монополизма, криминализации, деформации экономики.
Отсюда следует, что управление экономикой содержит элементы социально-экономического анализа и расчета, организационно-технические действия и инженерную практику, правовое регулирование и различные организационно-правовые формы, а также комплекс методов воздействия на управляемые объекты.
Все эти факторы определяют
особенности управляющего воздействия
и структурное построение механизма
управления экономикой. Этот механизм
состоит, во-первых, из системы организационно-
Организационно-правовые структуры - это субъекты государственного управления экономикой. Организационно-правовые методы и формы - это те средства и приемы, используемые субъектами управления для реализации своих полномочий, то есть методы и формы их управленческой деятельности.
2. Субъекты регулирования экономики и их компетенция
2.1 Президент Украины
Основными субъектами административно-правового
регулирования в сфере
Каждый из указанных субъектов осуществляет регулирования в сфере экономики в пределах своей компетенции, устанавливается Конституцией Украины, законами, другими нормативными актами. [14, 223]
Наиболее значимым по юридической силе объемом полномочий к управлению экономическими процессами в государстве обладает Президент Украины. Они установлены Конституцией Украины (ст. 106) и прежде всего, состоят в том, что Президент определяет основные направления внешней и внутренней, в том числе и экономической, политики, влияет на расстановку кадров и образования управленческих структур в этой сфере. Происходит это в результате того, что Президент Украины:
• обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства;
• обращается с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
• представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и составляет международные договоры Украины;
• назначает с согласия Верховной Рады Украины Премьер-министра Украины; прекращает полномочия Премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке;
• назначает по представлению
Премьер-министра Украины членов Кабинета
Министров Украины, руководителей
других центральных органов
• назначает на должности и освобождает от должностей с согласия Верховной Рады Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины;
• образует, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти;
• отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета министров Автономной Республики Крым;
• подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;
С целью наиболее эффективной реализации своих полномочий Президент Украины согласно п. 28 ст.106 Конституции Украины создает различные вспомогательные структуры.
Прежде всего, к ним относятся Администрация Президента Украины, в составе которой функционирует Главное управление по вопросам экономической политики. Администрация Президента Украины анализирует экономические процессы, разрабатывает предложения по обеспечению экономического развития и экономической безопасности государства; по поручению Президента Украины организует контроль над исполнением его указов и распоряжений, в том числе и в сфере экономики.
2.2 Кабинет Министров Украины
В системе органов управления экономикой высоким является Кабинет Министров Украины. Его правовой статус в системе органов исполнительной власти определяется Конституцией Украины (статьи 113-117). Согласно ей Кабинет Министров Украины:
• обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины; [14,240]
• принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина;
• обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
- Разрабатывает и осуществляет
общегосударственные программы
экономического развития
• обеспечивает равные условия развития всех форм собственности;
• осуществляет управление
объектами государственной
• разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;
• осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью;
• организует и обеспечивает
осуществление
Украина, таможенного дела;
• направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти;
• осуществляет иные полномочия, определенные Конституцией и законами
Украины, актами Президента Украины.
При Кабинете Министров действует рабочий орган - Правительственный комитет экономического развития и по вопросам европейской интеграции, основным заданием которого является формирование и реализация государственной политики в экономической сфере. Он рассматривает и утверждает концепции проектов нормативно-правовых актов и других документов, подлежащих разработке; рас ¬ дает, регулирует разногласия и одобряет проекты нормативно-правовых актов и других документов, которые подаются на рассмотрение Кабинета Министров Украины в сфере экономики в соответствии с установленным регламентом.
При Правительственном комитете создан Совет объединений предпринимателей Украины (постановление КМ Украины от 18 мая 2000 г.). Совет объединений предпринимателей Украины является постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Правительственном комитете экономического развития, образованным с целью привлечения объединений предпринимателей к разработке проектов актов законодательства по вопросам предпринимательской деятельности, обеспечение открытого принятия решений в экономической сфере и организации обратной связи между субъектами предпринимательства и органами исполнительной власти на основе широкого привлечения общественности к обсуждению и анализа эффективности решений органов исполнительной власти.
Для более эффективной работы Кабинета Министров, создание необходимых для развития экономики правовых и финансово-материальных условий, подготовки соответствующих рекомендаций, содействия в информационно-аналитической и научно-методической работе, а также с консультативно-экспертной целью при нем создаются рабочие и консультативные органы.
Непосредственное управление конкретными комплексами, отраслями и подотраслями в сфере экономики осуществляют профильные министерства, комитеты, специально созданы центральные органы исполнительной власти. В их системе особая роль принадлежит Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции. Этот орган исполнительной власти является узловой звеном системы управления экономикой и выступает координирующим центром по деятельности всех других управленческих структур этой сферы и принятия мер, направленных на реализацию экономической политики государства.
Министерство экономики Украины в пределах своих полномочий издает на основе и во исполнение действующего законодательства приказы, организует и контролирует их выполнения. [14,245]
Решение Министерства по вопросам
реализации экономической политики,
принятые в пределах его полномочий,
являются обязательными для центральных
и местных органов
Среди органов управления экономикой важное место принадлежит Министерства аграрной политики Украины - главному органа системы центральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации государственной аграрной политики, продовольственной безопасности государства, государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности , рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции.
Основными задачами Министерства аграрной политики являются:
• обеспечение реализации государственной аграрной политики, организация разработки и принятия мер по обеспечению продовольственной безопасности государства;
• обеспечение осуществления государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции;
• участие в формировании и реализации социальной политики в сельской местности;
• координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной аграрной политики, социальной политики в сельской местности, обеспечение продовольственной безопасности государства, проведение аграрной реформы.
Регулирование в сфере экономики осуществляют другие центральные органы исполнительной власти со специальным статусом - Антимонопольный комитет Украины, Государственная служба экспортного контроля Украины.
2.3 Местные государственные администрации