Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:58, реферат
Актуальность темы. Государственное управление экономическими процессами в Украине в рыночных условиях проходит стадию развития и совершенствования, призванных обеспечить формирование демократического общества. Основная задача его нового, конституционного реформирования заключается в построении эффективной системы государственного управления, эффективному взаимодействию ветвей власти, отвечающих стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Современное состояние восстановления государственности Украины требует активного поиска принципиально новых решений, чем и обусловлена актуальность обозначенной проблематики и исследования.
Введение ...................................................................................................................... 3
1. Теоретические основы государственного управления экономикой …………. 4
1.1 Понятие и характер государственного управления экономикой ............... 4
1.2 Экономика как объект административно-правового регулирования ........ 7
2. Субъекты регулирования экономики и их компетенция .................................... 10
2.1 Президент Украины ........................................................................................10
2.2 Кабинет Министров Украины ........................................................................11
2.3 Местные государственные администрации ................................................. 14
3. Особенности государственного управления экономикой Украины ………….. 15
Выводы ……………………………………………………………………………..... 21
Список литературы ...................................................................................................... 22
На уровне областей и районов областей, а также городов Киева, Севастополя и районов городов Киева и Севастополя административно-правовое регулирование осуществляется местными государственными администрациями.
Основные полномочия областных, Киевской и Севастопольской местных государственных администраций заключается в том, что администраций этого уровня:
• разрабатывает проекты программ социально-экономического развития территории и представляет их на одобрение соответствующей рады, организует их исполнение;
• обеспечивает эффективное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов;
• обеспечивает осуществление в соответствии с законодательством контроля над состоянием финансовой дисциплины, учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности;
• рассматривает и согласовывает представленные предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными соответственно на территории области, городов Киева, Севастополя, проекты планов и мероприятий, связанных с обслуживанием населения или могут привести к изменению экологического, демографического состояния и других последствий ;
• осуществляет владение, распоряжение, пользование имуществом в случае передачи в установленном порядке таких полномочий собственником имущества;
• вносит предложения собственникам имущества относительно отчуждения в собственность области, городов Киева, Севастополя, предприятий, учреждений, организаций, имеющих важное значение для обеспечения потребностей населения соответствующей территории;
• способствует созданию совместных предприятий, основанных на объединения имущества разных форм собственности, в том числе предприятий с иностранными инвестициями.
3. Особенности государственного управления экономикой Украины
По оценкам зарубежных специалистов,
современное экономическое
Украинские экономисты выделяют следующие основные направления государственного регулирования:
Для улучшения экономического
положения людей нужно
Во-первых, необходимо привести
функции государства в
Во-вторых, необходимо закрепить потенциал государства путем активизации общественных институтов. Имеется в виду разработка эффективных норм и ограничений, которые бы позволили бороться с коррупцией. [6, с. 41]
Государственная политика и
программы должны быть направлены не
просто на содействие экономическому
росту, а и на обеспечение справедливого
распределения результатов
Поскольку в Украине рынок еще недостаточно развит, то государство должно взять на себя функции по его стимулированию. Здесь очень важно сделать разумный выбор между разными вариантами государственного вмешательства.
В Украине наблюдаются реальные
попытки создать правовую и методологическую
базу для проведения санации и
реструктуризации предприятий. Логическим
проявлением данного процесса стало
утверждение Постановления
Порядок санации коммерческих банков регламентируется Положением о финансовом оздоровлении коммерческих банков, утвержденное постановлением правления НБУ от 30 декабря 1996г. [7, с.27] Кроме того, данное Положение регулирует порядок предоставления и исполнения коммерческим банкам стабилизационной ссуды.
Централизованная санационная поддержка может проводиться:
Формы и методы государственной финансовой поддержки санации предприятий представлены в приложениях 1 и 2. [7, с.29-30]
Чрезвычайно важна разработка экономически
обоснованной концепции приватизации.
Неэффективные государственные
предприятия, в основном, лишь «тянут»
деньги из государственного бюджета. Кроме
того, их влияние мешает столь необходимой
общей реструктуризации экономики.
Выбор способа осуществления
приватизации чрезвычайно важен
для ее конечного результата. Ключевыми
факторами являются прозрачность процесса,
завоевание доверия работников, создание
широкого круга собственников и
реализация соответствующей реформы
в сфере регулирования. Для этого
необходимо реформировать систему
управления на приватизированных
В условиях распыленности и непрозрачности каналов денежных потоков в государстве Национальный банк Украины не в состоянии наладить действенный контроль за их движением, не говоря уж об активном влиянии на формирование и использование государственного и местного бюджетов. Ныне де-факто последние даже не находятся в четко обозначенном правовом поле, несмотря на ежегодное принятие Верховным Советом закона о бюджете. На самом деле он является фикцией, ибо ежегодно не исполняются ни доходная, ни расходная его части. В сущности, Минфину приходится административно распределять бюджетные средства и исполнять «законодательные функции», не располагая для этого никакими полномочиями. [5, с.11]
В настоящее время в Украине,
по расчетам отечественных и зарубежных
исследователей — самый высокий
уровень теневой экономики, составляющий
60—70 % ВВП. [4, с.20] Такие структуры
функционируют, не вкладывая своей
доли в формирование ВВП, национального
дохода и используя государственные
средства (в том числе и
На основе снижения уровня
налогообложения объектов предпринимательской
деятельности и учреждений бюджетной
сферы необходимо разработать механизмы
снижения уровня теневой экономики,
расширения базы налогообложения. Для
решения таких задач в Украине
имеются весьма реальные условия. Со
стороны государства необходимы
конкретные действия, которые бы поощряли
людей к расширению предпринимательской
деятельности. В первую очередь это
касается сферы малого и среднего
бизнеса. По нашим расчетам, в Украине
бизнессовые структуры
Одним из важнейших направлений
совершенствования
В условиях переходного
периода полностью оправданно и
целесообразно развитие предпринимательского
законодательства путем создания норм,
закрепляющих принципиальные начала в
рамках отраслевых кодифицированных актов,
а также законодательных актов
интеграционного характера, которые
уже создали отдельную
Совершенствование законодательства по вопросам государственного регулирования экономического развития общества должно быть направлено на создание условий, способствующих стимулированию юридических и физических лиц к инвестиционным накоплениям за счет капитализации прибылей, а также оптимальной и эффективной государственной налоговой политики. Важно регулировать налоговые отношения, за счет создания необходимой правовой базы, гарантирующей субъектам предпринимательской деятельности, а также гражданам стабильность и прогнозируемость налогообложения, обеспечивающей условия и механизм надлежащей уплаты налогов всеми налогоплательщиками.
В сфере финансового обеспечения
экономической реформы в
В условиях интеграции Украины
в мировую хозяйственную
Одной из основных проблем внешней торговли является несколько искаженная по сравнению с другими развитыми странами структура экспортно-импортных потоков торгового баланса. Основные составляющие товарной структуры внешней торговли, которые почти не изменились в течении восемь лет, приведены в табл.4.1. [8, с.22]
За последние годы в
структуре экспорта увеличивается
удельный вес сырьевой группы товаров
(до 40%), а в импорте преобладает
продукция конечного
Что касается государственного регулирования
внешнеэкономической