Государственное устройство и роль регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 19:26, реферат

Описание

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражена его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Понятие государственного устройства……………………………..4
2. Основные принципы государственного устройства РФ…………….6

3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, их виды………………………………………………………………………11

4.Механизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повышение эффективности осуществления государственной власти……………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………… ..

Работа состоит из  1 файл

Региональная экономика.docx

— 43.93 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО  «Волгоградский государственный университет»

Факультет мировой экономики и финансов

Кафедра мировой и региональной экономики  
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Региональная экономика»

на тему: 

«Государственное устройство  и роль регионов» 
 
 

Выполнил студент

группы  ФКз -081 ФМЭиФ

Нагаева А.Р.

Проверил:

к.э.н., доцент

Батманова В.В. 
 
 
 
 

Волгоград - 2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Понятие  государственного устройства……………………………..4

2. Основные принципы государственного устройства РФ…………….6

3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, их виды………………………………………………………………………11

4.Механизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повышение эффективности осуществления государственной власти……………………………………………….15  

Заключение………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………… ..26 

   Введение

         Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражена его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.

         Конституционный строй - определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему общественных отношений, складывающихся в обществе, в его  закреплении участвуют не отдельные  правовые нормы и даже не отдельные  отрасли права и законодательства, а все отрасли российского  права и законодательства.

Ведущее место занимают нормы, закрепленные в Конституции РФ, которая является базой текущего законодательства и  наделена высшей юридической силой. Главную роль играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя:

- демократизм; 

- суверенитет; 

- разделение  властей; 

- политическое  и идеологическое многообразие;

- местное  самоуправление;

- правовое  государство; 

- признание  государством человека с его  правами, обязанностями и свободами. 

Ныне  действующая Конституция закрепила  такую форму государственного устройства, как Российская Федерация.

  1. Понятие государственного устройства
 

     Государственное устройство - это обусловленное социально-экономической сущностью общества и его национальным составом населения деление государства на государства, национально-государственные, политико-территориальные и территориальные образования, определяющие форму государственных связей между государством в целом и его частями, их правовой статус.

     Исторически сложились две формы национально-государственного и территориального устройства государств:

     Унитарная форма – «уно» в переводе с латинского означает «единое».

     Унитарное государство – это единое, слитное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не являющихся самостоятельными политико-территориальными образованиями.

     Федеративная  форма – «фэдус» в переводе с латинского означает «союз».

     Федеративное  государство - это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

     Истории известны и конфедерации, представляющие союз нескольких государств, заключаемый для достижения определенных целей, не образующих нового государства. Таковыми конфедерациями были Швейцарский Союз (до 1848 г.), США (1776-1787 гг.), Германский Союз (1815-1866 гг.).

     Унитарные государства обладают следующими основными  признаками:

  1. Наличие единой конституции, действующей на всей территории страны, никакие ее части не имеют конституции.
  2. Унитарные государства имеют единую систему высших органов государственной власти (главу государства, парламент, правительство).
  3. В унитарных государствах действует единое гражданство.
  4. Единая система права.
  5. Единая судебная система.
  6. Территория унитарного государства подразделяется только на административные территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

     Федеративные  государства отличаются от унитарных следующими признаками:

  1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус.
  2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые действуют на его территории и должны соответствовать федеральному законодательству.
  3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В России действует единая правовая и судебная система.
  4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.
  5. Для федеративных государств характерно наличие двойного гражданства, которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.
  6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).
  7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право свободного выхода из федерации.
 
  1. Основные  принципы государственного устройства РФ
 

         Форма государственного устройства РФ закреплена в ст. 1 Конституции, которая гласит, что «Российская Федерация − Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 87 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 8 автономных округов.

          Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская  Федерация обладает высшей властью  в отношении своей территории (ст.4). Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  своей исключительной экономической  зоне в порядке, определяемом федеральным  законом и нормами международного права.

          В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

В статьях 1,4,5 Конституции закрепляются основные положения, связанные с формой государственного устройства Российской Федерации. Далее  эти положения развиваются в  главе 3 «Федеративное устройство». При этом надо иметь в виду, что  некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к федеративному устройству нашей страны, рассмотрены не только в гл. 3, но и в последующих главах Конституции. Так, в гл. 4 указано, что  Президент Российской Федерации  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти. А к органам государственной  власти относятся соответствующие  органы, как Федерации, так и ее субъектов.

         В гл. 5 «Федеральное Собрание» установлена норма, определяющая участие субъектов Федерации в формировании одной из палат Федерального Собрания, а именно Совета Федерации, а также нормы, в соответствии с которыми Совет Федерации наделен рядом существенных, только ему принадлежащих полномочий. В гл. 7 «Судебная власть» определено, что споры о соответствии Конституции ряда актов, включая федеральные законы, конституции и уставы субъектов Федерации, а также их иных нормативных актов, изданных по вопросам, относящимся к ведению Федерации и ее совместному ведению с субъектами Федерации, подлежат разрешению Конституционным Судом Российской Федерации.

Таким образом, федеративные отношения регулируются во многих главах и статьях Конституции. В главе «Федеративное устройство», посвященной этой проблеме, сосредоточены, как представляется, наиболее существенные и вместе с тем четко изложенные принципы федеративных отношений[1].

         Статья 67 Конституции посвящена территориальному вопросу. Территория − неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию в рамках Государственной границы. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.

        Территория Российской Федерации включает в себя территории всех ее субъектов. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих актах субъектов Федерации констатируется, что их территория не может быть изменена без согласия субъекта.

Часть 3 статьи 67 касается порядка изменения  границ между субъектами Российской Федерации.

       В связи с тем, что территория Федерации охватывает территорию ее субъектов, устанавливается особая процедура согласования территориальных изменений. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены лишь по их взаимному согласию, но с обязательным утверждением решения Советом Федерации.

       Соглашение между субъектами Федерации об изменении их границ подлежит, как отмечается в ст. 102 Конституции, утверждению Советом Федерации.

Статья 68 Конституции посвящена государственным  языкам. Русский язык признан в  соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции государственным на всей территории Российской Федерации. Под государственным языком понимается родной язык большинства или значительной части населения государства и потому наиболее употребимый в нем[2]. Это язык (или языки), на котором государственная власть общается с населением. На нем публикуются законы и другие правовые акты, пишутся официальные документы, протоколы и стенограммы заседаний, ведутся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Это язык официальных вывесок и объявлений, печатей и штампов, маркировки отечественных товаров, дорожных знаков и наименований улиц и площадей. Это и основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях.

Информация о работе Государственное устройство и роль регионов