Государственное устройство и роль регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 19:26, реферат

Описание

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражена его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Понятие государственного устройства……………………………..4
2. Основные принципы государственного устройства РФ…………….6

3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, их виды………………………………………………………………………11

4.Механизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повышение эффективности осуществления государственной власти……………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………… ..

Работа состоит из  1 файл

Региональная экономика.docx

— 43.93 Кб (Скачать документ)

        Разумеется, совершенствование разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется не всегда оптимально и, конечно, еще далеко не завершено. Однако в этом направлении сделаны необходимые и весьма серьезные шаги, которые следует продолжать, внося необходимые коррективы в правовое регулирование исходя из практики реализации положений действующего законодательства.

 

Заключение

             В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов – государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования – автономная область и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.

Государственное устройство Российской Федерации –  один из важнейших институтов конституционного права Российской Федерации. Объединяемые им нормы регулируют широкий круг общественных отношений, возникающих  в процессе создания и функционирования Российской Федерации и ее субъектов. Они не только регулируют различные стороны государственного устройства Российской Федерации, но и оказывают существенное влияние на содержание других конституционно-правовых институтов, поскольку именно государственным устройством Российской Федерации определяются в значительной мере порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т.д.

         Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции Российской Федерации «Федеративное устройство», определяющей правовые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации.

Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных  актах органов государственной власти Российской Федерации; Президента и Правительства Российской Федерации; в конституциях, уставах и других законодательных актах субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов  устанавливаются и гарантируются  Конституцией Российской Федерации. Конституции  республик, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов не могут  противоречить Конституции Российской Федерации. Полномочия Росийской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляются республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Федеративное  устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти  принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. К ним, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 5), относятся: государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Список  литературы

  1. Варламова Н.В., Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. 2001. № 7.
  2. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Государство и право. 1998. № 12.
  3. Волгин Н., Докторович А. Какой быть региональной системе России? // Федерализм. 2000. № 2.
  4. Вылегжанин А.А. Подземный предел распространения суверенитета государства // Государство и право. № 8. С. 68.
  5. Горохов А. Региональный крен и возможности трансформации федерализма // Федерализм. 2000. № 1.
  6. Громова О.Н. Разграничение предметов ведения и полномочий - важнейший принцип федеративного устройства России // Правоведение. 1998. № 1.
  7. Джунусов М., Мансуров Т. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. М., 1994.
  8. Дмитриев Ю.А. и др. Суверенитет в науке конституционного права. М.: Манускрипт, 1998.
  9. Добрынин Н.М. Проблемы правового регулирования отношений края (области) с входящими в их состав автономными округами // Государство и право. 1998. № 7.
  10. Ермаков В.Г. Федерация как форма государственного устройства России. М.: Былина, 1999.
  11. Замятин Д. Географические образы российского федерализма // Федерализм. 2001. № 4. С. 55.
  12. Зиновьев А. В. Апартеид по-российски. Федеративное устройство государства нуждается в радикальной реформе // С.-Петербургские ведомости. 1993.18 авг.
  13. Зиновьев А. В. Развод разводу рознь // С.-Петербургские ведомости. 1996.14 сент.
  14. Зиновьев А.В. Причины обострения межнациональных отношений в России // Ученые записки юридического факультета СПбГУП. Вып.2. СПб., 1997.
  15. Шуверова В.Д. Государственный суверенитет и право народов на самоопределение: Учебное пособие. М.: РАГС, 1997.
  16. Эбзеев Б.С., Карапетян Д.М. Российской федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.

Информация о работе Государственное устройство и роль регионов