Государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью систематического технического анализа российского рынка государственных ценных бумаг.
Современный этап эволюции экономических систем развитых государств многие исследователи характеризуют как финансовый капитализм в связи с преобладающим влиянием финансовых рынков. При этом отсутствует однозначность в оценке этого влияния.

Содержание

Введение………………………………………………….…………………….….…2
Характеристика государственных ценных бумаг………………………….…..5
Сущность и характеристика рынка ценных бумаг……………………………..9
Понятие и структура рынка ценных бумаг……………………………………14
Характеристика участников рынка ценных бумаг……………………………21
Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг…………...26
Цена и доходность государственных ценных бумаг…………………………30
Методы анализа рынка ценных бумаг…………………………………………33
Анализ рынка государственных ценных бумаг.................................................35
Проблемы рынка государственных ценных бумаг и пути их решения……..37
Заключение……………………………………………………………………..…..40
Список использованной литературы……………………………………………...43
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по РЦБ.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

Цель государственного регулирования — обеспечение  доверия инвесторов к рынку ценных бумаг, что гарантирует выполнение последними своих экономических  функций и регулирование деятельности участников рынка как соответствующих организаций, так и установление правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг [12. С. 105].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

 

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними организациями, на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает: 
- государственное регулирование;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; 
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, поскольку реакция широких слоев общества в целом на какие то действия на рынке ценных бумаг способна стать первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка. 
Цели регулирования рынка ценных бумаг [15. С. 31]:

- поддержание порядка  на рынке, создание нормальных  условий для работы всех участников рынка;

- защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного  и открытого процесса ценообразования  на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается; 
- формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений; 
- достижение каких либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.). 
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: 
- создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

- контроль за выполнением  всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; 
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. 
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. 

Основные принципы регулирования:

- разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка — с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

- выделение из всех  видов ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку, оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; 
- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках; 
- обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

- разделение полномочий  между регулирующими органами. Нормотворчество  и норма применение не могут  совмещаться в одном лице; 
- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции; 
- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления — коммерческими и общественными организациями.

Функции государства  в регулировании рынка ценных бумаг следующие: 
- концептуальная и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

- установление правил  игры — требований к участникам  операционных учетных стандартов;

- контроль за финансовой  устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

- создание системы  информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

- формирование системы  защиты инвесторов от потерь (государственные  или смешанные схемы страхования  инвестиций);

- предотвращение негативного  воздействия на фондовый рынок  других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового); 
- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства). 
Большинство этих задач в настоящее время еще не решены либо находятся в стадии проработки. Государство — крупнейший эмитент (финансирование государственного долга) и инвестор (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги); макроэкономический регулятор, использующий инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики; крупнейший дилер на рынке государственных ценных бумаг [16. С. 41].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Цена и доходность государственных ценных бумаг

 

Индикатором развития рынка ценных бумаг является их доходность. Исходной базой для определения доходности облигаций, сертификатов и других ценных бумаг служит их цена.

Облигации имеют  следующие виды цен: нарицательную (номинальную), выкупную и рыночную.

Номинальная цена напечатана на облигации (цена эмиссии), она служит базой для начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен.

Выкупная цена – это цена, по которой эмитент  выкупает облигацию. Она может совпадать  и не совпадать с номинальной  ценой, это зависит от условий  займа.

Рыночная цена (курсовая) формируется на рынке  ценных бумаг и зависит от сложившейся на нем ситуации (спроса и предложения).

Для государственных  облигаций характерна периодическая  выплата дохода в виде процентов. Выплата производится по купонам  – вырезным талонам с обозначенными  на них цифрами купонной ставки [6. С. 1].

Процентная  ставка может быть нескольких видов:

1.     Фиксированная ставка, то есть  точно установленная по своей  величине.

Обычно она  определяется в условиях отсутствия инфляции.

2.     Плавающая ставка. Облигации с  плавающей ставкой выпускаются  в условиях инфляции, обесценения  денег и вследствие этого утраты  кредиторами интереса к облигациям  с твердым процентом. Чтобы  учесть темп инфляции, государство  начинает выпускать облигации с плавающей ставкой процента (плавающим купоном). В этом случае размер процента по облигации зависит от уровня ссудного процента.

3.     Облигации со ступенчатой процентной  ставкой – процесс изменения  ставки процента дифференцирован  по годам займа. Данный метод установления процентной ставки может сочетаться с индексацией номинальной курсовой стоимости облигаций (повышение ее по мере роста инфляции).

4.     Облигации с нулевым купоном  и миникупоном. Облигации такого  вида называются беспроцентными  и малопроцентными. В том случае, когда выпускаются облигации с нулевым купоном, курс эмиссии устанавливается ниже номинального на величину скидки. Облигации с миникупоном представляют собой переходный тип к нулевому купону. Купонный доход у них ниже обычного, но и скидка с эмиссионной цены меньше, чем у облигации с нулевым купоном.

При определении  доходности облигаций следует прежде всего найти ее исходную базу –  номинальную цену, которая равна:

     ,

где З – сумма  займа,

К – количество эмитируемых облигаций.

Цена первичного размещения облигаций, или эмиссионная  цена, иногда не совпадает с номинальной, тогда возможны два варианта:

-       эмиссионная цена меньше номинальной  цены, такая цена называется

дисконтной, или  ценой со скидной;

-         цена эмиссии больше номинальной  цены, а значит ценная бумага

размещена с  премией.

При продаже  долгового обязательства на вторичном  рынке возникает рыночная цена, курс которой можно определить как отношение этой цены (РРЫН) к ее номинально величине:

    

где КЦЕНЫ – курс цены.

Приобретая  облигацию или сертификат, инвестор покупает их по эмиссионной или курсовой цене, а погашаются он, как правило, по номинальной. В зависимости от условий займа эти цены могут не совпадать. Разница между ценой погашения и ценой приобретения ценной бумаги дает величину прироста или убытка капитала за весь срок займа.

Если погашение  облигации производится по номиналу, а куплена она с дисконтом, то инвестор в итоге имеет прирост  капитала:

ΔД = PНОМ – РДИСК, ΔД>0.

Доходность  облигации в этом случае выше, чем  обозначено на купоне.

Если облигация  куплена по цене с премией, то при погашении этой бумаги ее владелец терпит убыток:

ΔД = PНОМ – РПРЕМ, ΔД<0,

то есть доходность облигации, приобретенной с премией, оказывается ниже цены, указанной  на купоне. Облигация может быть приобретена и по номинальной  цене, тогда инвестор дохода не имеет. В этом случае доходность облигации равно купонной.

Определение доходности государственных ценных бумаг позволяет  реально оценить ситуацию на рынке  государственных облигаций и  ориентирует на вложение средств  в более прибыльные ценные бумаги [8, с.55].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Методы анализа рынка ценных бумаг

 

Методы исследования рынка ценных бумаг подразделяются на тeхничeскиe, фундамeнтальныe и анализ внутрeннeй информации. Среди методов технического анализа на отраслевом уровне исследований наибольшее значение имеют следующие:

  • анализ динамики средних цен ценных бумаг;
  • анализ отраслевых биржевых индексов;
  • метод экспертных оценок;
  • эконометрическое моделирование.

Объектами анализа являются следующие параметры рынка ценных бумаг в отраслевом разрезе:

  • деловая активность характеризуется числом сделок с ценными бумагами в данном секторе рынка, средним объемом одной сделки, соотношением номинальной и рыночной стоимости бумаг, тенденциями их динамики, неудовлетворенными спросом и предложением;
  • рыночная конъюнктура измеряется соотношением спроса и предложения, уровнем и тенденциями котировок ценных бумаг, амплитудой их колебаний. Источниками информации являются регистрация сделок, котировки курсов акций, брокерская отчетность, данные специальных исследований [26. С. 111].

Анализ динамики средних  цен проводится на основе представительной выборки предприятий исследуемой отрасли.

Eго целями являются  выявление цикличности колебаний  отраслевого рынка, оценка устойчивости  и общих тенденций развития.

Для выявления цикличности рыночной коньюнктуры могут быть использованы следующие методы:

Информация о работе Государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития