Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью систематического технического анализа российского рынка государственных ценных бумаг.
Современный этап эволюции экономических систем развитых государств многие исследователи характеризуют как финансовый капитализм в связи с преобладающим влиянием финансовых рынков. При этом отсутствует однозначность в оценке этого влияния.
Введение………………………………………………….…………………….….…2
Характеристика государственных ценных бумаг………………………….…..5
Сущность и характеристика рынка ценных бумаг……………………………..9
Понятие и структура рынка ценных бумаг……………………………………14
Характеристика участников рынка ценных бумаг……………………………21
Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг…………...26
Цена и доходность государственных ценных бумаг…………………………30
Методы анализа рынка ценных бумаг…………………………………………33
Анализ рынка государственных ценных бумаг.................................................35
Проблемы рынка государственных ценных бумаг и пути их решения……..37
Заключение……………………………………………………………………..…..40
Список использованной литературы……………………………………………...43
Приложения
Анализ отраслeвых биржeвых индeксов широко применяется в зарубежной практике для оценки и прогнозирования конъюнктуры рынка ценных бумаг.
В России данный метод не нашел пока применения, но в перспективе возможно использовать как популярные на мировом фондовом рынке индексы типа Доу-Джонса, отраслевые индексы системы НАСДАК, отраслевые индексы «Файненшл Таймс», так и самостоятельно рассчитанные специальные индексы российского рынка ценных бумаг.
Мeтодика расчeта биржeвых индeксов может быть основана на исчислении простых средних величин движения курсов акций предприятий – представителей данной отрасли, а также на расчете средневзвешенных величин, где в качестве весов выступают чаще всего показатели базисной рыночной стоимости акций [13. С. 123].
Для оценки состояния и прогнозов развития отраслевых рынков ценных бумаг может применяться метод экспертных оценок на основе формализованных процедур типа Дельфи-метода или выведения рейтинговых показателей.
В странах с развитым
рынком ценных бумаг нередко применяется
метод эконометрического
Фундаментальные методы изучения привлекательности сфер инвестиционной деятельности могут основываться как на результатах отраслевого технического анализа в форме их теоретической интерпретации, так иметь и самостоятельное значение.
Фундамeнтальный анализ включаетизучение содержательной стороны деятельности отраслей и перспектив их развития, научно-технического уровня, конкурентоспособности, финансового состояния и т. д. [11. С. 256].
8. Анализ рынка государственных ценных бумаг
Рынок государственных ценных бумаг в развитых странах обычно составляет значительную долю (до 50%) в общем объеме рынка ценных бумаг. В России на сегодняшний день эта доля весьма скромна. В настоящий момент рынок государственных ценных бумаг в нашей стране составляют:
Облигации государственного республиканского внутреннего 30-летнего займа РСФСР (ГДО);
Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ);
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
Государственные
краткосрочные бескупонные
Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК);
Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД);
Облигации федерального займа с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД).
Активно использовать
рынок ценных бумаг для привлечения
средств в государственный
В первой половине 2004 года на рынке ГКО-ОФЗ произошли изменения. Доходность государственных бумаг в течение первого квартала снижалась и к середине апреля достигла беспрецедентно низких значений. Определяющим фактором такой динамики была валютная политика денежных властей России — постоянное укрепление курса рубля к мировым валютам вызывало приток дополнительных средств из-за рубежа. В то же время внутри страны устойчивый спрос на государственные ценные бумаги предъявляли институциональные инвесторы — пенсионные фонды, страховые компании, крупные банки с государственным участием. В середине апреля ситуация резко изменилась. Изменение валютной политики Центробанка совпало с ожиданиями повышения учетной ставки Федеральной резервной системы США. Нерезиденты покинули внутренний долговой рынок России. Отечественных инвесторов не устроил уровень доходности связи с ожидаемой инфляцией. В результате интерес к покупке государственных бумаг исчез и процентные ставки начали быстро расти. Отметим, что ни летний банковский кризис, ни падение российского рынка акций не отразились негативно на рынке ГКО-ОФЗ [20. С. 56].
С июня 2004 доходность облигаций федерального займа практически не меняется (рисунок 1). Максимальная ставка ОФЗ колеблется в диапазоне 7,8-8,2% годовых.
Рис. 1. Динамика оборотов торгов и доходности ГКО-ОФЗ[13]
Основными игроками на рынке федеральных облигаций, номинированных в национальной валюте, остаются крупные банки с государственным участием и компании, управляющие пенсионными средствами. Первые действуют в интересах эмитента, вторые ограничены в выборе инструментов инвестирования. Вложение средств в ОФЗ для прочих инвесторов нецелесообразно [10. С. 78].
На первичном рынке ГКО и других долговых обязательств государства сейчас существует положение, при котором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого - высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно. Так, в апреле 1995 г. На аукционе трехмесячных ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров составила 75%, а доля удовлетворения заявок инвесторов -25% [14. С. 34].
Финансовые институты практически всех регионов РФ, по существу, исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высоким прибылям от операций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболее эффективного.
Издержки проведения операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласно существующим правилам, они требуют заблаговременного резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми обязательствами государства в Москве резко сужает возможности региональных инвесторов и обходится им дорого. В итоге государство несет потери из-за искусственного сужения рынка государственных ценных бумаг [23. С. 203].
По мнению специалистов Банка России, наличие узкого круга первичных дилеров связано с необходимостью жесткого контроля за участниками аукционов. В перспективе должны быть разработаны новые правила торговли, которые позволят региональным коммерческим банкам и другим финансовым институтам принимать в ней участие.
Противоречивая роль, которую играет на рынке государственных ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Министерства Финансов, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда Банк России - единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же время государственные интересы однозначны: государство заинтересованно в широкой информации о положении дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы этот рынок был более доступным.
Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный рынок ГКО. Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемых инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы согласны платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведет к повышению цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный рынок также снижает спрос на ГКО [24. С. 144].
Важной проблемой является оценка инвестиционного спроса на ГКО и другие подобные бумаги. Этот спрос находится в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов ФКЦБ, если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спрос на ГКО составит около 46 трлн. Руб., в пределах 4-10% - 41 трлн. руб., свыше 11% - 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКО могут возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок ГКО. Для превращения потенциального спроса в реальный важное значение имеют уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация самой торговли этим фондовым инструментом.
Серьезные проблемы связаны
также с таким видом
В последние два-три года развитие российского рынка ценных бумаг в значительной степени шло за счет долговых обязательств государства. В этом заключается потенциальная опасность для экономики России: слишком большие по своим объемам заимствования государства на фондовом рынке не только увеличивают размеры непроизводительного потребления капитала в стране), большинство расходов государства имеет непроизводительный характер), но и, сокращая предложение капитала, ведут к его удорожанию для частных эмитентов, тормозят инвестиционный процесс в стране.
В конечном счете надо стремиться к тому, чтобы число участников рынка государственных ценных бумаг возросло, что позволит положить конец тенденции к монополизации и развивать конкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных регионах, создать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создать новые коммуникационные системы [12. С. 55].
Развитие финансовых рынков в государствах с переходной экономикой является важным элементом реформ. Эти рынки играют очень важную роль в превращении сбережений в инвестиции и перемещение денег и капитала с одного сектора в другой для более эффективного их использования. Сбалансированная структура финансового рынка, без сомнения, обеспечила бы полное использование финансовых ресурсов, стимулировала бы и ускоряла развитие отраслей и регионов, гарантировала бы экономический рост государства.
Рынок государственных ценных бумаг - это неотъемлемая часть внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы. Кроме того, что государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам [26. С. 115].
Тем более что выпуск государственных ценных бумаг для финансирования государственных расходов в переходной период кажется более привлекательным в сравнении с роста денежной массы за счет эмиссии или кредитов центрального банка, потому что:
- Размещение ценных
бумаг позволяет правительству
финансировать свои расходы
- Продажа ценных бумаг часто является дешевым путем (по сравнению с увеличением налоговой нагрузки или денежной массы) финансирование государственных расходов;
- Рынок государственных
ценных бумаг является
- Выпуск ценных бумаг позволяет правительству приспособить структуру и время займов к своим теперешним и будущим потребностям;
Активная торговля государственными ценными бумагами способствует уменьшению разницы между рыночными ставками привлечения и предоставления в заем денежных ресурсов и снижению расходов финансовых посредников;
- Обращение государственных
ценных бумаг способствует
- Существование хорошо
развитых вторичных рынков
- Развитие первичных
и вторичных рынков
- Обращение государственных ценных бумаг отвечающий существующим международным стандартом делает экономику более стабильной и привлекательной для иностранных инвесторов.
В тоже время некоторые недостатки интенсивного использования продажи ценных бумаг для финансирования государственных расходов, например:
- новые выпуски государственных
ценных бумаг могут увеличить
государственный долг и таким
образом переносить часть
- Развитие первичных
и вторичных рынков
Информация о работе Государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития