Государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью систематического технического анализа российского рынка государственных ценных бумаг.
Современный этап эволюции экономических систем развитых государств многие исследователи характеризуют как финансовый капитализм в связи с преобладающим влиянием финансовых рынков. При этом отсутствует однозначность в оценке этого влияния.

Содержание

Введение………………………………………………….…………………….….…2
Характеристика государственных ценных бумаг………………………….…..5
Сущность и характеристика рынка ценных бумаг……………………………..9
Понятие и структура рынка ценных бумаг……………………………………14
Характеристика участников рынка ценных бумаг……………………………21
Понятие, цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг…………...26
Цена и доходность государственных ценных бумаг…………………………30
Методы анализа рынка ценных бумаг…………………………………………33
Анализ рынка государственных ценных бумаг.................................................35
Проблемы рынка государственных ценных бумаг и пути их решения……..37
Заключение……………………………………………………………………..…..40
Список использованной литературы……………………………………………...43
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по РЦБ.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)
  • графический;
  • механическое сглаживание по принципу скользящей средней;
  • статистические модели.

Анализ отраслeвых биржeвых индeксов широко применяется в зарубежной практике для оценки и прогнозирования конъюнктуры рынка ценных бумаг.

В России данный метод  не нашел пока применения, но в перспективе  возможно использовать как популярные на мировом фондовом рынке индексы  типа Доу-Джонса, отраслевые индексы  системы НАСДАК, отраслевые индексы  «Файненшл Таймс», так и самостоятельно рассчитанные специальные индексы российского рынка ценных бумаг.

Мeтодика расчeта биржeвых  индeксов может быть основана на исчислении простых средних величин движения курсов акций предприятий – представителей данной отрасли, а также на расчете средневзвешенных величин, где в качестве весов выступают чаще всего показатели базисной рыночной стоимости акций [13. С. 123].

Для оценки состояния  и прогнозов развития отраслевых рынков ценных бумаг может применяться  метод экспертных оценок на основе формализованных процедур типа Дельфи-метода или выведения рейтинговых показателей.

В странах с развитым рынком ценных бумаг нередко применяется  метод эконометрического моделирования  рыночной ситуации на основе многофакторных регрессионных моделей. Однако в условиях нестабильного и неразвитого рынка ценных бумаг в России его использование пока вряд ли целесообразно.

Фундаментальные методы изучения привлекательности сфер инвестиционной деятельности могут основываться как  на результатах отраслевого технического анализа в форме их теоретической интерпретации, так иметь и самостоятельное значение.

Фундамeнтальный анализ включаетизучение содержательной стороны деятельности отраслей и перспектив их развития, научно-технического уровня, конкурентоспособности, финансового состояния и т. д. [11. С. 256].

 

8. Анализ рынка  государственных ценных бумаг

Рынок государственных  ценных бумаг в развитых странах  обычно составляет значительную долю (до 50%) в общем объеме рынка ценных бумаг. В России на сегодняшний день эта доля весьма скромна. В настоящий момент рынок государственных ценных бумаг в нашей стране составляют:

Облигации государственного республиканского внутреннего 30-летнего  займа РСФСР (ГДО);

Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ);

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

Государственные краткосрочные бескупонные облигации;

Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК);

Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД);

Облигации федерального займа с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД).

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения  средств в государственный бюджет России заставило то обстоятельство, что дефицит госбюджета не должен был покрываться за счет денежной эмиссии, поскольку такая эмиссия вела бы к усилению инфляционных процессов. В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачными из которых оказались выпуски ГКО и ОФЗ [23. С. 45].

В первой половине 2004 года на рынке ГКО-ОФЗ произошли изменения. Доходность государственных бумаг в течение первого квартала снижалась и к середине апреля достигла беспрецедентно низких значений. Определяющим фактором такой динамики была валютная политика денежных властей России — постоянное укрепление курса рубля к мировым валютам вызывало приток дополнительных средств из-за рубежа. В то же время внутри страны устойчивый спрос на государственные ценные бумаги предъявляли институциональные инвесторы — пенсионные фонды, страховые компании, крупные банки с государственным участием. В середине апреля ситуация резко изменилась. Изменение валютной политики Центробанка совпало с ожиданиями повышения учетной ставки Федеральной резервной системы США. Нерезиденты покинули внутренний долговой рынок России. Отечественных инвесторов не устроил уровень доходности связи с ожидаемой инфляцией. В результате интерес к покупке государственных бумаг исчез и процентные ставки начали быстро расти. Отметим, что ни летний банковский кризис, ни падение российского рынка акций не отразились негативно на рынке ГКО-ОФЗ [20. С. 56].

С июня 2004 доходность облигаций федерального займа практически  не меняется (рисунок 1). Максимальная ставка ОФЗ колеблется в диапазоне 7,8-8,2% годовых.

Рис. 1. Динамика оборотов торгов и доходности ГКО-ОФЗ[13]

Основными игроками на рынке федеральных облигаций, номинированных в национальной валюте, остаются крупные банки с государственным участием и компании, управляющие пенсионными средствами. Первые действуют в интересах эмитента, вторые ограничены в выборе инструментов инвестирования. Вложение средств в ОФЗ для прочих инвесторов нецелесообразно [10. С. 78].

 

    1. Проблемы рынка государственных ценных бумаг и пути их решения

 

На первичном рынке  ГКО и других долговых обязательств государства сейчас существует положение, при котором доступ к аукционам  имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующей продажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого - высокая степень монополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно. Так, в апреле 1995 г. На аукционе трехмесячных ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров составила 75%, а доля удовлетворения заявок инвесторов -25% [14. С. 34].

Финансовые институты  практически всех регионов РФ, по существу, исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высоким прибылям от операций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболее эффективного.

Издержки проведения операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласно существующим правилам, они требуют заблаговременного резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми обязательствами государства в Москве резко сужает возможности региональных инвесторов и обходится им дорого. В итоге государство несет потери из-за искусственного сужения рынка государственных ценных бумаг [23. С. 203].

По мнению специалистов Банка России, наличие узкого круга  первичных дилеров связано с  необходимостью жесткого контроля за участниками аукционов. В перспективе должны быть разработаны новые правила торговли, которые позволят региональным коммерческим банкам и другим финансовым институтам принимать в ней участие.

Противоречивая роль, которую играет на рынке государственных ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Министерства Финансов, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда Банк России - единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же время государственные интересы однозначны: государство заинтересованно в широкой информации о положении дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы этот рынок был более доступным.

Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный  рынок ГКО. Высокая стоимость  доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемых инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы согласны платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведет к повышению цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный рынок также снижает спрос на ГКО [24. С. 144].

Важной проблемой является оценка инвестиционного спроса на ГКО и другие подобные бумаги. Этот спрос находится в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов ФКЦБ, если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спрос на ГКО составит около 46 трлн. Руб., в пределах 4-10% - 41 трлн. руб., свыше 11% - 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКО могут возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок ГКО. Для превращения потенциального спроса в реальный важное значение имеют уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация самой торговли этим фондовым инструментом.

Серьезные проблемы связаны  также с таким видом государственных  ценных бумаг, как КО. Достаточно отметить, что с помощью КО государство фактически занимает у предприятия деньги по ставкам в несколько раз ниже рыночных. Нуждающиеся в средствах предприятия продают КО банкам и финансовым компаниям, что ведет к переливу финансовых ресурсов из промышленной сферы в финансовую, тормозит рост производства. Немало противоречивых моментов можно найти и в функционировании других видов государственных ценных бумаг.

В последние два-три  года развитие российского рынка  ценных бумаг в значительной степени  шло за счет долговых обязательств государства. В этом заключается потенциальная опасность для экономики России: слишком большие по своим объемам заимствования государства на фондовом рынке не только увеличивают размеры непроизводительного потребления капитала в стране), большинство расходов государства имеет непроизводительный характер), но и, сокращая предложение капитала, ведут к его удорожанию для частных эмитентов, тормозят инвестиционный процесс в стране.

В конечном счете надо стремиться к тому, чтобы число  участников рынка государственных ценных бумаг возросло, что позволит положить конец тенденции к монополизации и развивать конкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных регионах, создать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создать новые коммуникационные системы [12. С. 55].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие финансовых рынков в государствах с переходной экономикой является важным элементом  реформ. Эти рынки играют очень  важную роль в превращении сбережений в инвестиции и перемещение денег и капитала с одного сектора в другой для более эффективного их использования. Сбалансированная структура финансового рынка, без сомнения, обеспечила бы полное использование финансовых ресурсов, стимулировала бы и ускоряла развитие отраслей и регионов, гарантировала бы экономический рост государства.

Рынок государственных  ценных бумаг - это неотъемлемая часть  внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может  способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы. Кроме того, что государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам [26. С. 115].

Тем более что выпуск государственных ценных бумаг для  финансирования государственных расходов в переходной период кажется более привлекательным в сравнении с роста денежной массы за счет эмиссии или кредитов центрального банка, потому что:

- Размещение ценных  бумаг позволяет правительству  финансировать свои расходы без  увеличения совокупной денежной  массы;

- Продажа ценных бумаг часто является дешевым путем (по сравнению с увеличением налоговой нагрузки или денежной массы) финансирование государственных расходов;

- Рынок государственных  ценных бумаг является составляющей  частью национальных финансовых  рынков;

- Выпуск ценных бумаг позволяет правительству приспособить структуру и время займов к своим теперешним и будущим потребностям;

Активная торговля государственными ценными бумагами способствует уменьшению разницы между рыночными ставками привлечения и предоставления в заем денежных ресурсов и снижению расходов финансовых посредников;

- Обращение государственных  ценных бумаг способствует росту  ликвидности и гибкости экономики  в целом;

- Существование хорошо  развитых вторичных рынков дает  возможность использования государственных ценных бумаг при проведении денежной политики центрального банка страны;

- Развитие первичных  и вторичных рынков государственных  ценных бумаг позволяет правительству  полной мерой контролировать  высокие темпы инфляции;

- Обращение государственных  ценных бумаг отвечающий существующим международным стандартом делает экономику более стабильной и привлекательной для иностранных инвесторов.

В тоже время некоторые  недостатки интенсивного использования  продажи ценных бумаг для финансирования государственных расходов, например:

- новые выпуски государственных  ценных бумаг могут увеличить  государственный долг и таким  образом переносить часть финансовой  нагрузки на будущее поколение;

- Развитие первичных  и вторичных рынков государственных  ценных бумаг может вызвать  нежелательное распределение финансовых ресурсов и иметь негативное влияние (эффект вытеснения других инвестиций) на развитие других финансовых рынков страны;

Информация о работе Государственные ценные бумаги в РФ и тенденции развития