Государственные вне бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание

Переход от государственного социализма к смешанной, многоукладной экономике в России потребовал глубоких реформ не только в экономике, но также в области социальной политики в соответствии с новыми принципами формирования социально-ориентированной рыночной экономики, сформулированными в новой Конституции Российской Федерации (1993), Президентом и Правительством России. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью в нашем государстве и оно обязано защищать эти права. Важнейшие из социальных прав человека включают право на жизнь, на социальное обеспечение, защиту от безработицы, медицинскую и социальную помощь и др. В цивилизованной рыночной экономике государство обязано защищать граждан от негативных социальных последствий рыночной экономики, от социальных рисков, связанных с потерей работы, дохода и трудоспособности.

Содержание

С.
Введение 2
Глава 1. Государственные Внебюджетные Фонды. 5
1.1. Государственные внебюджетные фонды: их сущность и назначение. 5
1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи. 9
Глава 2. Пенсионный Фонд РФ. 11
2.1. Сущность и роль, основные задачи Пенсионного фонда РФ. 11
2.2. Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ. 19
Заключение 27
Список использованных источников и литературы. 29

Работа состоит из  1 файл

Контр госуд внебюд фонды.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление

                                                                                                                    С.

 

    Введение

 

     Переход от государственного социализма к смешанной, многоукладной экономике в России потребовал глубоких реформ не только в экономике, но также в области социальной политики в соответствии с новыми принципами формирования социально-ориентированной рыночной экономики, сформулированными в новой Конституции Российской Федерации (1993), Президентом и Правительством России. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью в нашем государстве и оно обязано защищать эти права. Важнейшие из социальных прав человека включают право на жизнь, на социальное обеспечение, защиту от безработицы, медицинскую и социальную помощь и др. В цивилизованной рыночной экономике государство обязано защищать граждан от негативных социальных последствий рыночной экономики, от социальных рисков, связанных с потерей работы, дохода и трудоспособности.

     В ходе перехода к рыночной экономике  произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды.

        Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости, кризисных явлений. Решение этих задач требует значительных финансовых ресурсов. Целесообразной является их концентрация на государственном (региональном) уровне, поскольку предлагаемые мероприятия отвечают общим социально-экономическим, межотраслевым, межреспубликанским и другим региональным интересам. Среди них ведущее место занимают социальные фонды. Специфика этих фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строгое целевое использование их средств. Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами за короткий срок.

     В Российской Федерации созданы и  действуют три государственных  внебюджетных фонда:

         - Пенсионный фонд Российской Федерации,

         - Фонд социального страхования Российской Федерации,

         - Фонды обязательного медицинского страхования.

     Государственные внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы Российской Федерации.

     Особое  значение среди государственных  внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные  социальные внебюджетные фонды, которые  аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий –  государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

     Объектом  исследования являются Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

     Предметом изучения является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов.

     Цель  данной работы отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития Российской Федерации.

     Исходя  из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

     - определение сущности и значения  государственных внебюджетных фондов;

     - рассмотрение сущность Пенсионного  фонда Российской Федерации.

 

Глава 1. Государственные  внебюджетные фонды

  1.1 Государственные внебюджетные фонды: их сущность и назначение

 

     Внебюджетные  фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов, которые предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.1

     С переходом России к рыночной экономике  появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

     - социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

     - целевого использования средств этих фондов;

     - оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

     - новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

     - финансирования территориальных нужд.

     Внебюджетные  фонды создаются федеральным  и региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

     Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

     Внебюджетные  фонды позволяют:

- влиять на процесс производства посредством финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий;

- обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

-  оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

     Внебюджетные  фонды – это своеобразная форма  аккумуляции перераспределения  денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ – на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления – на муниципальном уровне.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

-     запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

- денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

-    формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

-  страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

-    на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

-   денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в  три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

     Средства  государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

     Средства  государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  и изъятию не подлежат2.

     Доходы  государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

    - обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

    -    добровольных взносов физических и юридических лиц;

    -   других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации3.

     Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

     Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству  РФ) и на утверждение в Федеральное  Собрание. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     Исполнение  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным  казначейством РФ4.

       

1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи

 

     Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих особо  важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

     Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

     Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

     Федеральные внебюджетные фонды формируются  за счет следующих источников:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
  • средства бюджета;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Информация о работе Государственные вне бюджетные фонды