Государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, сбалансированность государственного бюджета, бюджетное регулировани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.
4) Рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г
Приложение Б. Расходы республиканского бюджета в Республике Беларусь по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам расходов на 2009г

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 408.00 Кб (Скачать документ)

  К неналоговым  доходам относятся доходы:

  1)  от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;

  2)  от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;

  3)  средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

  4)  финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

  К безвозмездным  поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

  1) иностранных  государств;

  2) международных  организаций;

  3) другого  бюджета в форме межбюджетных  трансфертов.

  Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в  доходах того бюджета, которому эти  средства предоставляются.

  Важным источником доходов государственного бюджета  являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться  при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения республиканского бюджета.

  Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства;

  Расходы бюджета  представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

  Текущие расходы  бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки  другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

  Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы. Капитальные расходы связаны с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности. Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

  Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

  Предоставление  средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

  1) расходы  на функционирование бюджетных  организаций;

  2) бюджетные  трансферты населению;

  3) субсидии  организациям и физическим лицам;

  4) бюджетные  трансферты за границу;

  5) межбюджетные  трансферты;

  6) расходы  на увеличение стоимости основных  средств, нематериальных активов и материальных запасов;

  7) бюджетные  ссуды, бюджетные займы;

  8) бюджетные  кредиты;

  9) расходы  на обслуживание долговых обязательств;

  10) другие  формы расходов в соответствии  с бюджетным законодательством.

  В расходной  части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов. Средства резервных фондов расходуются на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций и на финансирование других непредвиденных расходов.

  В расходную  часть бюджета входят государственные  целевые бюджетные фонды –  фонды денежных средств, образованные в соответствии с законодательством  Республики Беларусь в составе бюджета  за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретного вида доходов или иных поступлений использующихся по отдельной смете.

  Подобными бюджетными фондами могут являться республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, республиканский дорожный фонд, фонд национального развития, инновационные фонды.

  Помимо целевых  бюджетных фондов существуют и государственные  внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне государственного бюджета и бюджетов местных органов  власти. Они создаются для финансирования конкретных мероприятий, имеющих важное значение для государства и общества в целом.

  Таким образом, показатели доходов и расходов бюджета  отличаются большим разнообразием, что объективно вызывает необходимость  их классификации. Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку доходов и расходов бюджета всех уровней, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.  
 

  1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета  

  Как только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась  проблема их сбалансирования. Однако существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью  бюджета, таких как проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.

  Внутренний  государственный долг – задолженность  государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями  ценных бумаг, выпущенных ее правительством. [1, статья 2]

  Внешний долг – задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.

  Государственный долг выступает в двух основных формах — государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

  Одним из важнейших  вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. Дефицит бюджета — это сумма, на которую в данном году расходы  бюджета превосходят его доходы.

  Причины бюджетного дефицита следующие. Это спад производства, массовый выпуск денег, излишние, неоправданные социальные программы, оборот теневого капитала в огромных масштабах. К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, что не поддается учету.

  Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и усиление налогообложения. Существует третий, традиционный способ — это выпуск денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует посредством создания резервов коммерческих банков.

  Можно выделить несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита.Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться устойчивым бюджетным дефицитом. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль развития бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, а также выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

  Существуют  три основных способа финансирования дефицита бюджета:

  1) монетизация  бюджетного дефицита (эмиссия, расширения  кредитов и т.д.);

  2) внешнее  долговое финансирование (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения);

  3) внутреннее  долговое финансирование. [6, с.16]

  Дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

  Однако однозначно говорить о том, что бюджетный  дефицит является исключительно  негативным явлением нельзя хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может явиться и результатом  экономической политики государства: снижение налогов в целях стимулирования производства. В этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

  Природа и  последствия бюджетного дефицита полностью  зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместит произведенные затраты, и общество в целом только выиграет от такого дефицита. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает в целях латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.

  Дефицит бюджета  возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы. Существует обратная ситуация, когда расходы бюджета ниже его доходов, т.е. возникает профицит бюджета.

  В современной  экономической теории существует несколько  основных концепций сбалансированности бюджета:

  1) теория  ежегодно балансируемого бюджета;

  2) теория  циклического балансирования бюджета;

  3) теория  автоматически стабилизирующейся  экономической политики;

  4) теория  компенсирующегося бюджета;

  5) теория  функциональных финансов.[3, c.7]

  Теория ежегодно балансируемого бюджета строго закрепляет необходимость соответствия бюджетных расходов и доходов на ежегодной основе. Сбалансирование бюджета может быть достигнуто путем либо увеличения ставки налога, либо сокращения государственных расходов. И та, и другая меры сокращают, а не стимулируют совокупный спрос. Поэтому ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным, такая политика выступает как проциклическая. А государственный долг допускается только при условии, что он может быть выплачен за счет налогов и других доходов бюджета. В такой ситуации он не является необходимым для экономики страны.

  Теория циклического балансирования бюджета предусматривает  балансирование бюджета в течение  определенного экономического цикла (за период в несколько лет). Это означает, что в период кризиса государство снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета. В фазе подъема оно повышает налоги и сокращает государственные расходы. Возникающее в результате положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период кризиса.

  Однако такой  подход имеет свои недостатки. Достаточно сложно выделить сам цикл экономического развития и его фазы. Кризисы и  подъемы в экономическом цикле  неодинаковы по глубине и длительности. Кроме того, на экономические действия государства в ходе экономического цикла влияют политические факторы, когда общая цель стабилизации экономики подчинена обычно срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет к увеличению государственных расходов, а значит, и к росту государственного долга и бюджетного дефицита.

  Теория автоматически  стабилизирующейся экономической  политики также предполагает балансирование бюджета в рамках экономического цикла. Но особенность этой теории в том, что она делает попытку сгладить один из недостатков предыдущей теории - учесть политический фактор.

Информация о работе Государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, сбалансированность государственного бюджета, бюджетное регулировани