Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:52, курсовая работа
Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.
4) Рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.
Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г
Приложение Б. Расходы республиканского бюджета в Республике Беларусь по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам расходов на 2009г
С политической точки зрения, для мнения избирателей государству выгоднее увеличивать государственные расходы, чем проводить жесткую налоговую политику ради увеличения доходов бюджета. Результатом таких действий государства может стать прогрессирующий дефицит бюджета и растущая государственная задолженность. Поэтому особое значение придается автоматическим стабилизаторам бюджета - налогам, расходам по страхованию, различным трансфертам и субвенциям. Так, в период подъема встроенный механизм прогрессивного налогообложения должен обеспечивать дополнительный доход бюджета. А во время кризиса страховые выплаты и трансфертные платежи должны сглаживать последствия кризисных процессов. Однако встроенные стабилизаторы лишь ограничивают размах или глубину циклических колебаний. Циклическая экономика нуждается в дополнительных кредитно-бюджетных мероприятиях.
Теория компенсирующегося бюджета полностью отходит от понятия сбалансирования бюджета и не ставит это целью экономической политики. Кредитное финансирование перестает быть чрезвычайной мерой. Заемные средства оцениваются как вполне легитимный источник доходной части бюджета любого развитого государства.
В условиях длительного застоя государство за счет кредитов и займов оттягивает на себя излишнюю часть сбережений, инвестирует ее и, таким образом, оживляет экономику. Однако здесь существует опасность увеличения государственного долга до размеров, когда он будет оказывать не стимулирующее, а сдерживающее воздействие на экономику.
Теория функциональных финансов во многом пересекается с идеей о компенсирующемся бюджете, так как полностью оправдывает растущий государственный долг как инструмент стабилизации экономики.
Для этой теории вопрос о сбалансированности бюджета является второстепенным. Первоначальная задача государственных финансов - это балансирование экономики, а не бюджета. Государственный бюджет является, прежде всего, инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение дефицита бюджета и государственного долга.
Растущую государственную задолженность сторонники теории функциональных финансов аргументируют следующими положениями. Во-первых, налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики, в результате чего дефицит бюджета будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, права государства по установлению налогов и способности создавать деньги создают для него практически безграничную возможность финансировать дефицит бюджета. В-третьих, проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на деле менее обременительны, чем разбалансированность экономики.
Таким образом,
современные теории сбалансированности
бюджета во многом оправдывают появление
у многих развитых стран колоссального
государственного долга.
2. Формы и методы бюджетного регулирования
Государственное регулирование экономики играет важную роль в экономическом и социальном развитии страны. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.
Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).
Кейнсианский
метод использования
Бюджетное
регулирование – одна из важнейших
хозяйственных функций
Государство берет на себя роль субъекта распределения финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто не может сделать. Только государство способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.
Так как применяемые методы бюджетного регулирования весьма разнообразны, целесообразно провести их классификацию для обеспечения возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.
Выделяют следующие уровни бюджетного регулирования:
1) общегосударственный
– устанавливает
2) межтерриториальный – регулирует уровень развития территорий;
3) межбюджетный
– обеспечивает распределение
доходов и расходов между
4) межгосударственный
– регулирует степень участия
республики в
Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения.
Для регулирования межбюджетных отношений используются:
- межбюджетные
трансферты – бюджетные
- бюджетный
кредит – бюджетные средства,
предоставляемые из
Государство может применять прямые и косвенные методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.
Задачи бюджетного регулирования:
1) регулирование народнохозяйственных и отраслевых пропорций;
2) регулирование доходов населения и уровня жизни;
3) обеспечение социальных гарантий
4) выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;
5) предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий;
6) регулирование сальдо бюджета;
7) формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях.
Практическая реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.
Выделяют следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:
1) изъятие
части доходов, полученных в
результате первичного
2) предоставление налоговых привилегий:
- полное
освобождение от уплаты
- предоставление льгот по налогам;
- налоговых кредитов;
3) перераспределение
общегосударственных доходов и
налогов между уровнями
- закрепление
за местными бюджетами
- передача
регионам части
- предоставление
трансфертов для
4) резервирование
части бюджетных ресурсов
5) регулирование
привлечения государственных
К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием расходов бюджета, относятся:
1) финансирование
расходов на отрасли экономики
на отрасли экономики,
- прямое финансирование;
- дотация
– межбюджетные трансферты, предоставляемые
из вышестоящего бюджета
- субсидии – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов
- субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.[1, статья 2]
2) выравнивание
расходов на отрасли
- принятие
единого для всех территорий
республики норматива
- предоставление
трансфертов из фонда
- финансирование
капитальных вложений в
3) перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы:
- передача
объекта финансирования с
- передача
трансфертов в качестве
4) регулирование
погашения государственного
5) участие
в формировании доходов
Эффективность
использования бюджетных
3.
Особенности бюджетной
политики в Республике
Беларусь
За многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства.