Государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, сбалансированность государственного бюджета, бюджетное регулировани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета и их сбалансированность, бюджетное регулирование.
Задачи работы:
1) Раскрыть сущность, роль и главные функции государственного бюджета.
2) Рассмотреть формирование доходов и расходов бюджета, а также пути сбалансирования государственного бюджета.
3) Определить методы бюджетного регулирования.
4) Рассмотреть государственный бюджет Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1. Сущность и структура государственного бюджета
1.1 Экономическая сущность и функции государственного бюджета
1.2 Доходы и расходы бюджета в рыночной экономике
1.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета
2. Формы и методы бюджетного регулирования
3. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь на 2009г
Приложение Б. Расходы республиканского бюджета в Республике Беларусь по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам расходов на 2009г

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 408.00 Кб (Скачать документ)

  С политической точки зрения, для мнения избирателей  государству выгоднее увеличивать  государственные расходы, чем проводить  жесткую налоговую политику ради увеличения доходов бюджета. Результатом таких действий государства может стать прогрессирующий дефицит бюджета и растущая государственная задолженность. Поэтому особое значение придается автоматическим стабилизаторам бюджета - налогам, расходам по страхованию, различным трансфертам и субвенциям. Так, в период подъема встроенный механизм прогрессивного налогообложения должен обеспечивать дополнительный доход бюджета. А во время кризиса страховые выплаты и трансфертные платежи должны сглаживать последствия кризисных процессов. Однако встроенные стабилизаторы лишь ограничивают размах или глубину циклических колебаний. Циклическая экономика нуждается в дополнительных кредитно-бюджетных мероприятиях.

  Теория компенсирующегося  бюджета полностью отходит от понятия сбалансирования бюджета и не ставит это целью экономической политики. Кредитное финансирование перестает быть чрезвычайной мерой. Заемные средства оцениваются как вполне легитимный источник доходной части бюджета любого развитого государства.

  В условиях длительного застоя государство  за счет кредитов и займов оттягивает на себя излишнюю часть сбережений, инвестирует ее и, таким образом, оживляет экономику. Однако здесь существует опасность увеличения государственного долга до размеров, когда он будет оказывать не стимулирующее, а сдерживающее воздействие на экономику.

  Теория функциональных финансов во многом пересекается с  идеей о компенсирующемся бюджете, так как полностью оправдывает  растущий государственный долг как  инструмент стабилизации экономики.

  Для этой теории вопрос о сбалансированности бюджета  является второстепенным. Первоначальная задача государственных финансов - это балансирование экономики, а  не бюджета. Государственный бюджет является, прежде всего, инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение дефицита бюджета и государственного долга.

  Растущую  государственную задолженность  сторонники теории функциональных финансов аргументируют следующими положениями. Во-первых, налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики, в результате чего дефицит бюджета будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, права государства по установлению налогов и способности создавать деньги создают для него практически безграничную возможность финансировать дефицит бюджета. В-третьих, проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на деле менее обременительны, чем разбалансированность экономики.

  Таким образом, современные теории сбалансированности бюджета во многом оправдывают появление у многих развитых стран колоссального государственного долга.  
 

  2. Формы и методы  бюджетного регулирования

  Государственное регулирование экономики играет важную роль в экономическом и  социальном развитии страны. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

  Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

  Кейнсианский  метод использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами функций по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики

  Бюджетное регулирование – одна из важнейших  хозяйственных функций государства. Его цель – обеспечение и поддержание  стабильности экономики, структурных  сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

  Государство берет на себя роль субъекта распределения  финансовых ресурсов с помощью бюджета, потому что кроме него этого никто  не может сделать. Только государство  способно решить задачи, осуществление которых посредством только рыночных механизмов бесперспективно. Это стабилизация экономики и преодоление колебаний деловой конъюнктуры, защита конкурентной среды и национального производства, обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства, выравнивание уровня экономического развития регионов страны.

  Так как  применяемые методы бюджетного регулирования  весьма разнообразны, целесообразно  провести их классификацию для обеспечения  возможности выбора оптимального сочетания данных методов с целью усиления роли бюджета и повышения его действенности.

  Выделяют  следующие уровни бюджетного регулирования:

  1) общегосударственный  – устанавливает макроэкономические  пропорции в развитии общегосударственного  воспроизводства в рамках государства;

  2) межтерриториальный  – регулирует уровень развития  территорий;

  3) межбюджетный  – обеспечивает распределение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы;

  4) межгосударственный  – регулирует степень участия  республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

  Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют  комбинации форм и методов, которые  необходимы как при составлении  бюджета, так и при организации  его исполнения.

  Для регулирования межбюджетных отношений используются:

  - межбюджетные  трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета  в другой бюджет на безвозвратной  и безвозмездной основе;

  - бюджетный  кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего  бюджета нижестоящему бюджет, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

  Государство может применять прямые и косвенные  методы регулирования, влияя тем самым на экономические интересы субъектов хозяйствования. Прямые методы государственного управления непосредственно воздействуют на субъект хозяйствования и ограничивают его экономические свободы. Косвенные, или рыночные, методы в форме бюджетной политики действуют обезличенно и направлены на управление мотивациями и логическими действиями субъектов хозяйствования для достижения поставленных целей экономического развития. Косвенные методы управления экономикой получили широкое распространение.

  Задачи бюджетного регулирования:

  1)  регулирование народнохозяйственных и отраслевых пропорций;

  2)  регулирование доходов населения и уровня жизни;

  3)  обеспечение социальных гарантий

  4)  выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;

  5)  предупреждение и ликвидация последствий нежелательных событий, стихийных бедствий, предупреждение диспропорций в развитии экономики путем создания бюджетных резервов и финансирования соответствующих мероприятий;

  6)  регулирование сальдо бюджета;

  7)  формирование бюджета Союзного государства Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях.

  Практическая  реализация бюджетной политики требует применения соответствующего инструментария. Существует целый ряд инструментов и методов, с помощью которых осуществляется бюджетное регулирование в рыночной экономике.

  Выделяют  следующие формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета:

  1) изъятие  части доходов, полученных в  результате первичного распределения  национального продукта (методы  изъятия налогов и неналоговых  платежей в бюджет, включая целевые  бюджетные фонды);

  2) предоставление  налоговых привилегий:

  - полное  освобождение от уплаты налогов  и неналоговых платежей;

  - предоставление  льгот по налогам;

  - налоговых  кредитов;

  3) перераспределение  общегосударственных доходов и  налогов между уровнями бюджетов:

  - закрепление  за местными бюджетами полностью  или частично общегосударственных  доходов;

  - передача  регионам части общегосударственных  доходов в виде регулирующих  доходных источников;

  - предоставление  трансфертов для сбалансирования  доходов и расходов региональных бюджетов и др.;

  4) резервирование  части бюджетных ресурсов достигается  созданием резервных фондов в  составе бюджетов всех уровней;

  5) регулирование  привлечения государственных кредитов  осуществляется посредствам внутреннего  государственного кредита и международного государственного кредита.

  К группе форм и методов бюджетного регулирования, действующих в сфере бюджетных  отношений, связанных с формированием  расходов бюджета, относятся:

  1) финансирование  расходов на отрасли экономики  на отрасли экономики, социально-культурную  сферу, управление и оборону:

  - прямое  финансирование;

  - дотация  – межбюджетные трансферты, предоставляемые  из вышестоящего бюджета нижестоящему  бюджету в случае, если собственных  и регулирующих доходов недостаточно  для сбалансированности нижестоящего  бюджета;

  - субсидии  – бюджетные трансферты, предоставляемые организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов

  - субвенции  – межбюджетные трансферты, предоставляемые другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.[1, статья 2]

  2) выравнивание  расходов на отрасли непроизводственной  сферы в региональном разрезе:

  - принятие  единого для всех территорий  республики норматива бюджетной  обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя;

  - предоставление  трансфертов из фонда финансовой  поддержки регионов;

  - финансирование  капитальных вложений в развитие  сети учреждений непроизводственной  сферы.

  3) перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы:

  - передача  объекта финансирования с бюджета  одного уровня на другой ;

  - передача  трансфертов в качестве дополнительных  источников финансирования.

  4) регулирование  погашения государственного долга  (выплата долгов и процентов по ним).

  5) участие  в формировании доходов международных  организаций, бюджета Союзного  государства Беларуси и России.

  Эффективность использования бюджетных методов  регулирования обуславливается  тем, что они гораздо легче  поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта. 

  3. Особенности бюджетной  политики в Республике Беларусь  

  За многовековой период своего развития государственный  бюджет Беларуси претерпел существенные изменения. Менялись формы и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В  историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства.

Информация о работе Государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, сбалансированность государственного бюджета, бюджетное регулировани