Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание

Введение ….………………………………………………………..……….……..
Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………

Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….


Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

       По имеющимся оценкам, в 2003 и 2004 гг. дефицит увеличился до 300 и 480 млрд. долл., т.е. превысил 4% ВВП. По мнению экспертов это должно стимулировать развитие американской экономики [6, с. 238].

     Итак, бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.          

     Регулирование дефицита государственного бюджета является одной из основных задач бюджетной политики государства. По объемам дефицита бюджета можно судить о состоянии экономики любой страны.

     Анализ  причин бюджетного дефицита свидетельствует, что в условиях динамично развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное, эффективными международными связями  бюджетный дефицит в количественно допустимых границах не страшен. Проблема является острой если большая часть дефицита бюджета приходится на бюджет текущих расходов, либо дефицит отражает кризисные явления в экономике, ее  развал, неэффективность финансово–кредитных связей. Это означает рост необеспеченной государственной задолженности, и он чреват самыми серьезными социальными последствиями, а также в данном случае бюджетный дефицит  является  чрезвычайно тревожным явлением, требующим принятие  срочных и действенных  экономических мер и соответствующих политических решений.

        Исходя из вышесказанного, следует еще раз указать на ключевую роль дефицита бюджета в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны. Критерий дефицита бюджета, выполняющий роль регулятора с отрицательной обратной связью, играет ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

 

    3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь 

     Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития страны.

     Бюджет  Республики Беларусь – многоплановый  инструмент, отражающий компромисс необходимости  реформирования и развития экономики  и социальной поддержки всех слоев населения [14, с. 172].

     Республика  Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенций между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами каждая из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь. В силу вышесказанных обстоятельств бюджетная система заключает в себе бюджеты двух уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые, в свою очередь, содержат в себе самостоятельные звенья: областные, городские, районные бюджеты, бюджеты сельских и поселковых Советов депутатов.

     Перечисленные бюджеты являются самостоятельными звеньями бюджетной системы. Однако для целей определения общего уровня доходов и расходов во всей бюджетной системе или масштабах территории составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Так, бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь. Бюджеты регионов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области. На случай введения в Республике Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения предусматривается возможность введения на этих территориях чрезвычайного бюджета.

     В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических  пространств смогут формироваться бюджеты интеграционных союзов (например, бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации). Эти бюджеты формируются за счет взносов стран-участниц. Средства бюджета направляются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны.

     Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рис. 1.

     

     

       

       

     

     

     

       

       
 

     

       

 
 

Рис. 1. Структура бюджетной системы Республики Беларусь 

         Республиканский бюджет является центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

     Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

     За  счет средств республиканского бюджета  могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии, и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства [5, с. 16].

     Доходная  часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. [14, с.174].

     Средства  республиканского бюджета направляются в основном на следующее:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии общереспубликанскими программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения, другие общереспубликанские целевые программы;
  • внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность;
  • в учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения;
  • закладку и хранение государственных резервов;
  • содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, органов государственной безопасности и внутренних дел;
  • финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;
  • погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов государственного долга и уплаты процентов по ним;
  • другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение.
 

     При определении объема и направлений  расходования средств республиканского бюджета учитываются экономическая  ситуация в республике и политика государства [5, с. 17]. 

     Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц [9, с. 97].

      Консолидированный бюджет Республике Беларусь отражен в табл. 1.

Таблица 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактически действующих ценах, млрд. руб.) [14, с.173; 17] 

Годы 2000 2003 2005 2006 2007 2008 2009
Доходы  кон-солидиро-ванного  бюджета

В том числе:

 
 
3181
 
 
12211
 
 
30825
 
 
38391
 
 
48049
 
 
65663
 
 
62808
Республи-

канского

бюджета

 
1647
 
6123
 
21293
 
28666
 
36235
 
49052
 
46819
Местных

бюджетов

 
1808
 
7293
 
12049
 
13904
 
17989
 
23360
 
21988
Расходы кон-солидиро-ванного  бюджета

В том числе:

 
 
3236
 
 
12795
 
 
31257
 
 
37256
 
 
47627
 
 
63811
 
 
63766
Республи-

канского

бюджета

 
1723
 
6702
 
21438
 
27488
 
35909
 
48131
 
46326
Местных

бюджетов

 
1787
 
7332
 
12274
 
13939
 
17826
 
23049
 
23446
Дефицит(-),

профицит(+)

консолиди-рованного  бюджета

В том числе:

 
 
-55
 
 
-584
 
 
-432
 
 
+1135
 
 
+422
 
 
+1852
 
 
-958
Республи-

канского

бюджета

 
-76
 
-579
 
-145
 
+1178
 
+326
 
+921
 
493
Местных

бюджетов

 
+26
 
-39
 
-225
 
-35
 
+163
 
+311
 
-1458

         Как видно из таблицы за период 2000-2009 гг. объем бюджета вырос в 2 раза. Это в значительной степени связано с поэтапным включением в его состав доходов государственных внебюджетных фондов, в том числе с 2004 г. – внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Такие меры позволяют максимально концентрировать в бюджете государственные доходы, оперативно управлять бюджетными ресурсами, контролировать их использование, однако влияют на структуру доходной части бюджета.

     В 2000-2005 гг. наблюдалась тенденция роста доли доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета – за указанный период их удельный вес увеличился с 18,5 до 53%. Однако в последующие годы эта тенденция ослабла.

     Несмотря  на то, что в республике происходило  поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику, это не привело к  потерям доходов бюджета, поскольку  одновременно принимались меры по расширению налогооблагаемой базы. В последние  годы республиканский бюджет, утверждаемый с дефицитом, исполнялся с положительным сальдо.

     Качественному исполнению бюджета во многом способствовало развитие системы Государственного казначейства Республики Беларусь. В настоящее время казначейскими технологиями охвачены как республиканский, так и местные бюджеты. Ключевым элементом казначейского исполнения бюджета является единый казначейский счет, позволяющий максимально реализовать один из важнейших принципов исполнения бюджета – принцип единства кассы. Казначейская система дает возможность аккумулировать информацию об исполнении доходной части бюджета и осуществлять контроль над распределением бюджетных потоков.

     Таким образом, в Республике Беларусь было обеспечено стабильное состояние бюджетного фонда, что позволило финансировать плановые расходы. В структуре расходов бюджета также происходят существенные изменения.

     В последние 15 лет бюджет все более  приобретает ярко выраженную социальную направленность. Если в 1992 г. в социальную сферу направлялось 30,4% расходов бюджета, то в 2005-2009 гг. – около половины и более. Очевидно значительное сокращение (с 41,8% в 1992 г. до 19,6% в 2005 г.) расходов на отрасли экономики. Уменьшение бюджетных ассигнований в этом направлении позволило высвободившиеся бюджетные ресурсы направить на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной политике. Таким образом, качественные и структурные изменения, происходящие в доходах и расходах бюджета, отражают основные направления бюджетной политики государства в условиях развития рыночных отношений и стабилизации национальной экономики.

     Важным  событием 2008 года явилось принятие Бюджетного кодекса Республики Беларусь – законодательной основы бюджетного устройства государства. Его появление правомерно рассматривать как кульминационный момент в развитии бюджета Беларуси. В Бюджетном кодексе заложены инновационные подходы к построению межбюджетных отношений, бюджетному финансированию, организации бюджетных процедур. Этот документ предусматривает развитие бюджетных отношений на более высоком качественном уровне и направлен на обеспечение стабильности бюджетной системы государства [7, с. 70].

     Запланированные показатели бюджета Республики Беларусь на 2010-2011 гг. являются достаточно напряженными.

     Согласно  важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития РБ на 2010-2011 гг. для абсолютного большинства его показателей характерны довольно высокие темпы роста.

     В то же время внешнеторговое сальдо на 2010-2011 гг. предусматривается отрицательным. Ниже предыдущего года утверждены показатели рентабельности реализованной продукции и розничного товарооборота.

Ожидаемое исполнение бюджета РБ в 2010–2011 гг. представлено в табл. 2.

Таблица 2.  Бюджет Республики Беларусь (в фактически действующих ценах, млрд. руб.) [21; 16]

Годы 2010 2011
Доходы  республиканского бюджета

В том  числе:

 
35522
 
33611
Налоговые доходы 32864 30020
Неналоговые доходы 2642 3588
Расходы республиканского бюджета

В том  числе:

 
38222
 
39611
Общегосударственная деятельность 14779 17299
Национальная  оборона 1469 2098
Судебная  власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности  
 
2475
 
 
3817
Национальная  экономика 12932 7229
Охрана  окружающей среды 233 307
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство  
85
 
41
Здравоохранение 1260 1571
Физическая  культура, спорт, культура и средства массовой информации  
537
 
740
Образование 1423 2142
Социальная  политика 3024 4362
Общее финансирование дефицита республиканского бюджета  
2700
 
6000

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы