Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа
Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Введение ….………………………………………………………..……….……..
Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………
Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….
Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………………………….
Список
литературы
ДОРАБОТКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Введение
Государственный бюджет является неотъемлемым атрибутом любого государства, основным финансовым планом, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Государственный бюджет показывает размеры финансовых ресурсов необходимых государству и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, фиксирует конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через бюджет осуществляется социальная политика.
По мере развития рыночных
отношений и осуществления
В последние 15 лет бюджет Республики Беларусь имеет ярко выраженную социальную направленность. Он является многоплановым инструментом, отражающим компромисс необходимости реформирования и развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения.
Бюджет
Республики Беларусь – центральное
звено бюджетной системы
Таким образом, государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе. Именно поэтому изучение государственного бюджета является важной и актуальной темой.
Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в следующем:
Курсовая работа базируется на законодательных актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронута данная тема. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.
В общем, для написания курсовой работы
было использовано 23 литературных источника:
13 учебников, 2 методических пособия, 7
периодических изданий, 1 статистический
сборник.
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет возможено только теоретически.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств, в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имели ощутимый дефицит государственного бюджета. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.
Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.
В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств, для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики [23].
Проблема бюджетного дефицита является одной из самых актуальных проблем экономики.
Чтобы выявить данную проблему и рассмотреть возможные пути ее решения, необходимо изучить особенности бюджетного устройства государства на примере государственного бюджета Российской Федерации и США.
Россия и США являются федеративными государствами, и их бюджетная система состоит из трех уровней: федеральный; членов федерации; местных [20].
Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений (80-90% всех доходов), неналоговых доходов (доходы от сдачи в аренду, продажи, использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т.п.)
В США налоги мобилизуют от 30% ВНП. Доля налогов в ВВП России в 2001 году составила 20,5%.
Государственные расходы органически связаны с функциями государства и могут быть сгруппированы:
Регулирование дефицита
В России долгие годы сталкивались с проблемой бюджетного дефицита. Основными причинами этого были следующие:
С 1990 г. и до 1995 для покрытия бюджетного дефицита РФ в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором; только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн. руб. С 1995 г. по 1998 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применялась. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги – ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроком погашения; казначейские обязательства (КО); облигации внутреннего государственного облигационного займа; облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ); государственные сберегательные займы; золотые сертификаты.
В 1997 г. в РФ был осуществлен механизм секвестра расходов, суть которого заключалась в пропорциональном сокращении государственных расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося до конца финансового года периода, если в процессе исполнения бюджета происходило значительное, более чем на 10 %, снижение доходов.
Перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где проводится отдельной статьей. Это заработная плата, стипендии, пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению, питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, расходы на образование, содействие развитию научно-технического прогресса, погашение внутреннего долга, а также расходы бюджета развития и др.
В 1997 г. секвестированию подлежали и часть защищенных статей, например зарплата, расходы бюджета развития. Однако это не привело к сбалансированию бюджета РФ [1, с. 123].
С 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему проблема дефицита бюджета постепенно исчезает.
Ростом
своих экономических
Кризис
способствовал переходу правительства
к более ответственной
Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы