Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание

Введение ….………………………………………………………..……….……..
Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях …..……………………………………………..………

Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт (2-3 страны) …….


Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь …………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………...
Список литературы ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

Список  литературы 

  1. Брайчева,Т.В. Государственные финансы : учеб. Пособие для вузов /  Т.В.              Брайчева. – СПб : Питер, 2001. – 288 с.
  2. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, № 10, 2007. с. 164
  3. Енин Ю.И. «Система бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Республике Беларусь», Мн.,2009. – 99с.
  4. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория : учеб. пособие. / Е.Г. Ефимова. – М. : МГИУ, 2007. – 198 с.
  5. Марусик, З.Р. Государственный бюджет : курс лекций для студ. спец. «Финансы и кредит» и слушат. спец. фак. по переподгот. кадров ОСП ИПК… / З.Р. Марусик; Белкоопсоюз, БТЭУ. – Гомель : БТЭУ, 2008. – 88 с.
  6. Нешитой, А.С. Финансы : Учебник – 7-е изд., перераб. и доп. – М. :  Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2007. – 512 с. 
  7. Сорокина, Т.В. Бюджет Беларуси : история развития и современное состояние / Т.В. Сорокина // Белорусский экономический журнал. – 2009. -  № 2. – с. 60-72.
  8. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода : Учебник. – М. : ИНФРА – М, 2007. – 400 с. – (Учебники экономического факультета  МГУ им. М.В. Ломоносова).
  9. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси : учеб. пособие / М.К. Фисенко. – Мн. : Соврем. шк., 2008. – 184 с.
  10. Хатько, А. Основной финансовый план на 2010 год : (комментарий к Закону РБ от 29.12.2009 №73-3 «О республиканском бюджете на 2010 год». / Александр Хатько // Главный бухгалтер. – 2010. № 15  (апрель). – с. 57-60.
  11. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы : Учебное пособие (с применением структурно-логических схем). – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2007. – 606 с.
  12. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А. Я. Лившицем) // Финансы, № 9, 2007. с. 137
  13. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск : ИВЦ минфина, 2007. – 380 с., ил.
  14. Макроэкономика: социально ориентированный подход : учеб. для вузов / [Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кажуро и др.] ; под ред.            Э.А. Лутохиной. – Мн. : ИВЦ Минфина, 2010. -442 с.
  15. Макроэкономика: учеб.-метод. пособие для студентов заочной формы обучения экономических специальностей / авт-сост. :         Т.С. Алексеенко [и др.] / под ред. Т.С. Алексеенко, Е.П. Цибиной. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2007. 256 с.
  16. Национальный реестр правовых актов РБ : официальное издание - № 261- 2- ноября 2010.
  17. Статистический сборник.: Финансы Республики Беларусь. - Национальный статистический комитет. - 2010.
  18. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д. : изд-во «Феникс», 1998 – 672 с.
  19. Финансы и кредит : учебник / под ред. Н.Г. Кузнецова, К.В. Кочмола, Е.Н. Алифановой, - Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 443 [1] с. – (Высшее образование).
  20. Экономическая теория. В 2 ч. Ч. 2 :учебное пособие для вузов / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Мн. : Акад. упр. при Президенте РБ, 2008. – 230 с.
  21. Национальный реестр правовых актов РБ: официальное издание - № 14- 2/1625 - 2010.
  22. А.И. Дейкин, ЖУРНАЛ «США и Канада: экономика, политика, культура» -№ 1, январь 2000 г.
  23. Аршенков В.Г. Экономика. - М.: Инфра-М, 1995. - 327 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОРАБОТКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Введение

     Государственный бюджет является неотъемлемым атрибутом  любого государства, основным финансовым планом, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

     Государственный бюджет показывает размеры финансовых ресурсов необходимых государству и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, фиксирует конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через бюджет осуществляется социальная политика.

       По мере развития рыночных  отношений и осуществления экономически  обоснованной финансовой политики  в странах, в том числе и в Республике Беларусь, роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено, прежде всего, объективной необходимостью улучшения качества жизни населения.

     В последние 15 лет бюджет Республики Беларусь имеет ярко выраженную социальную направленность. Он является многоплановым инструментом,  отражающим компромисс необходимости реформирования и развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения. 

     Бюджет  Республики Беларусь – центральное  звено бюджетной системы страны. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что  определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

     Таким образом, государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе. Именно поэтому изучение государственного бюджета является важной и актуальной темой.

       Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

     Задачи  курсовой работы предопределяются целью  и состоят в следующем:

    • изучить понятие, структуру и значение государственного бюджета в современных условиях;
    • изучить особенности бюджетного устройства, рассмотреть проблемы дефицита государственного бюджета  и основные пути его регулирования на примере 2 стран: Российской Федерации и США;
    • проанализировать состояние и основные проблемы государственного бюджета РБ.

      Курсовая работа базируется на законодательных актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых затронута данная тема. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

      В общем, для написания курсовой работы было использовано 23 литературных источника: 13 учебников, 2 методических пособия, 7 периодических изданий, 1 статистический сборник. 
 
 
 
 
 

    1. Проблема  дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт

           Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет возможено только теоретически.

          Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств, в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имели ощутимый дефицит государственного бюджета. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.

           Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.

          В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств, для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики [23].

     Проблема  бюджетного дефицита является одной  из самых актуальных проблем экономики.

     Чтобы выявить данную проблему и рассмотреть возможные пути ее решения, необходимо изучить особенности бюджетного устройства государства  на примере государственного бюджета  Российской Федерации и США.

     Россия  и США являются федеративными  государствами, и их бюджетная система состоит из трех уровней: федеральный; членов федерации; местных [20].

     Доходы  государственного бюджета формируются  за счет налоговых поступлений (80-90% всех доходов), неналоговых доходов (доходы от сдачи в аренду, продажи, использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т.п.)

     В США налоги мобилизуют от 30% ВНП. Доля налогов в ВВП России в 2001 году составила 20,5%.

     Государственные расходы органически связаны  с функциями государства и  могут быть сгруппированы:

    • по направлениям: расходы на военные и социально-экономические цели, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, расходы на управление и т.п.;
    • по экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, расходы по обслуживанию государственного долга [4].

         Регулирование дефицита государственного  бюджета в данных странах является  основной задачей бюджетной политики.

     В России долгие годы  сталкивались с  проблемой бюджетного дефицита. Основными  причинами этого были следующие:

  • снижение эффективности общественного производства, усугубляемое низкой результативностью внешнеэкономических связей;
  • несовершенство финансовой системы страны;
  • консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой, не позволяющие оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях;
  • нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала изменений финансового механизма, реформирования всех его структур;
  • неэффективность структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы и т.п. [11].

     С 1990 г. и до 1995 для покрытия бюджетного дефицита РФ  в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором; только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн. руб. С 1995 г. по 1998 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применялась. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги – ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроком погашения; казначейские обязательства (КО); облигации внутреннего государственного облигационного займа; облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ); государственные сберегательные займы; золотые сертификаты.

     В 1997 г. в РФ был осуществлен механизм секвестра расходов, суть которого заключалась в пропорциональном сокращении государственных расходов на 5, 10, 15 % и т.д. ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета в течение оставшегося до конца финансового года периода, если в процессе исполнения бюджета происходило значительное, более чем на 10 %, снижение доходов.

     Перечень  защищенных статей, не подлежащих секвестированию, как правило, стабилен и утверждается в составе бюджета, где проводится отдельной статьей. Это заработная плата, стипендии, пособия и другие социальные компенсационные выплаты населению, питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств, расходы на образование, содействие развитию научно-технического прогресса, погашение внутреннего долга, а также расходы бюджета развития и др.

     В 1997 г. секвестированию подлежали и часть защищенных статей, например зарплата, расходы бюджета развития. Однако это не привело к сбалансированию бюджета РФ [1, с. 123].

         С 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему проблема дефицита бюджета постепенно исчезает.

     Ростом  своих экономических показателей  Россия обязана благоприятной для  нее конъюнктуре на мировом рынке  нефти, а такие показатели, как "бегство  капитала" (перевод капитала из развивающихся  стран в развитые страны с целью  избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.

     Кризис  способствовал переходу правительства  к более ответственной финансово-бюджетной  политике. Федеральный Бюджет на 1999 г. впервые был принят с первичным  профицитом 2% ВВП, фактически первичный профицит в первом полугодии составил 1,9% ВВП, а дефицит сократился до 2,5% ВВП. Резко улучшился также торговый баланс, положительное сальдо которого составляет порядка 2,5 млрд. долл. в месяц [12, с. 137].

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы