Государственный бюджет: структура, сущность, роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма. Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Сущность государственного бюджета 4
1.2 Доходы государственного бюджета 7
1.3 Расходы государственного бюджета 9
1.4 Структура государственного бюджета 13
2. Дефицит государственного бюджета 16
2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему 16
2.2 Виды бюджетного дефицита 19
2.3 Экономическая суть понятия государственного долга 21
3. Бюджет Брянской области на 2008-2010 годы 25
3.1 Формирование трехлетнего бюджета 25
3.2 Распределение бюджетных обязательств 28
Заключение 33
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Государственный бюджет сущность, структура, роль в экономике (после доработки).doc

— 538.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

Курсовая работа по экономической теории

на тему: «Государственный бюджет: структура, сущность, роль в экономике»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы Э-761

Шелоп М.

 

 

Руководитель доцент Мамаев Л.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

КОКИНО 2009


Оглавление

 

Введение                            3

1. Государственный бюджет              4

1.1 Сущность государственного бюджета              4

1.2 Доходы государственного бюджета              7

1.3 Расходы государственного бюджета              9

1.4 Структура государственного бюджета              13

2. Дефицит государственного бюджета              16

2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему              16

2.2 Виды бюджетного дефицита              19

2.3 Экономическая суть понятия государственного долга              21

3. Бюджет Брянской области на 2008-2010 годы              25

3.1 Формирование трехлетнего бюджета              25

3.2 Распределение бюджетных обязательств              28

Заключение              33

Список литературы              34


Введение

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма. Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том, как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

Проблеме государственных финансов и государственного бюджета посвящено ряд работ таких ученых–экономистов как  Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др.

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета.


1.    Государственный бюджет

1.1            Сущность государственного бюджета

В качестве более точного определения, согласно которому будет раскрываться содержание понятия “государственный бюджет”, я приведу следующее “Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей…к бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение”.

Термина “бюджет” одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов: “форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти”; “основной централизованный фонд денежных средств”; “…совокупность … денежных отношений … как основной финансовый план… как важнейший финансовый регулятор…” Как видно, авторы не соблюдают формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, объекту, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, – “термин”. При этом, никто не называет “финансами” одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы.”

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:

1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3. Контрольная;

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов – полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:

                           заработная плата работников;

                           доходы лиц, работающих не по найму;

                           предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);

                           рента собственников земли;

                           ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходах. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе – присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями.

И наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Графически эти процессы можно проиллюстрировать так (см. рис. 1).

 

Валовой национальный продукт

Амортизационный фонд

Бюджетные
доходы

 

налоги

 

сборы

 

пошлины

 

займы

Бюджетный фонд

Бюджетные расходы

 

финансирование

 

 

финансирование

 

 

субсидии,

трансферты

 

 

Чистый национальный продукт:

 

заработная плата работников;

доходы лиц, работающих по найму;

прибыль предпринимателей;

ренты землевладельцев;

ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков

Рис.1. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта

 

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

 

1.2            Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

В соответствии с Федеральным законом, принятым 12 ноября 2008 года, о «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 год составит 10 ,9 (10 927 137 733 000,0 рублей) трлн. рублей (рост на 35,6% по сравнению с последними плановыми цифрами, установленными в марте 2008 года - 8056,9 млрд руб.), в том числе: доходы по статье «Налоги на прибыль, доходы» - 95,4 млн. руб., «Налоги и взносы на социальные нужны» - 111,8 млн. руб., «Налоги на товары, реализуемы на территории РФ» - 344,5 млн. руб., «Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ» - 195,8 млн. руб., «Налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами» - 174,3 млн. руб., «Государственная пошлина» - 6,9 млн. руб., «Доходы от внешнеэкономической деятельности» - 473,0 млн. руб., «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» - 280,3 млн. руб., «Прочие неналоговые доходы» - 18,3 млн. руб., прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4 692 ,5 млрд. рублей.

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2010 год в сумме 11,7 трлн. рублей (рост на 45,6%), в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4,5 трлн. рублей, и на 2011 год в сумме 12,8 трлн. рублей (рост на 59,3%), в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4,6 трлн. рублей.

Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента. Первый сущностный признак налога — императивность. Императивность предполагает отношение власти и подчинения. Применительно к налогам это означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств, применяются соответствующие санкции.

Информация о работе Государственный бюджет: структура, сущность, роль в экономике