Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма. Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Сущность государственного бюджета 4
1.2 Доходы государственного бюджета 7
1.3 Расходы государственного бюджета 9
1.4 Структура государственного бюджета 13
2. Дефицит государственного бюджета 16
2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему 16
2.2 Виды бюджетного дефицита 19
2.3 Экономическая суть понятия государственного долга 21
3. Бюджет Брянской области на 2008-2010 годы 25
3.1 Формирование трехлетнего бюджета 25
3.2 Распределение бюджетных обязательств 28
Заключение 33
Список литературы 34
Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности; выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке; секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств; обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.
3. Бюджет Брянской области на 2008-2010 г.
3.1 Формирование трехлетнего бюджета
С 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает достаточно большие изменения в части регулирования бюджетного процесса. В соответствии с этими изменениями органам исполнительной власти регионов и органам местного самоуправления предлагается право выбора между формированием и утверждением регионального бюджета и местных бюджетов сразу на три года вперед либо только на очередной финансовый год на базе трёхлетнего среднесрочного финансового плана. (Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»)
Вслед за Минфином России, который сформировал, а Федеральное собрание 11 июля одобрило проект трехлетнего федерального бюджета, 5 июля 2007 года был внесен на рассмотрение Брянской областной Думы проект областного бюджета, сформированного не на один год, как это делали обычно, а сразу на три года: очередной финансовый год и плановый период.
В основу бюджетного планирования на трехлетний период положен широко известный в международной практике принцип "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок третьего года. Это дает стабильность, предсказуемость и гибкость при принятии решений.
В области принят совершенно новый Закон Брянской области от 28.06.2007 №93-З «О порядке составления, рассмотрения и утверждения областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» для приведения порядка составления, рассмотрения и утверждения областного бюджета в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса. Данный закон предусматривает обязательное формирование трехлетнего областного бюджета в короткие сроки, внесение его в Брянскую областную Думу не позднее 5 июля, а также учитывает принятие изменений в бюджетное законодательство.
Основными преимуществами трехлетнего бюджета являются следующие.
Законодательно закрепляются основные параметры бюджета и приоритеты бюджетной политики сразу на три года вперед.
Появляется возможность заключать долгосрочные контракты.
Все обязательства поделены на действующие и принимаемые.
Появляется возможность «обмена ассигнованиями» между годами в рамках расходов одного главного распорядителя.
Утверждаются объёмы межбюджетных трансфертов сразу на три года как получаемых областью из федерального бюджета, так и получаемых муниципальными образованиями из областного бюджета.
Органы власти получают реальные пути достижения количественных показателей результатов деятельности, и у них возникает ответственность за результаты работы, в том числе по областным и ведомственным целевым программам, поскольку средства будут заложены на три года вперед.
Главным приоритетом бюджетной и налоговой политики на предстоящие три года станет содействие социальному и экономическому развитию при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Основными задачами бюджетной политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов являются:
превращение бюджета в эффективный инструмент экономического регулирования;
обеспечение финансовой устойчивости бюджета;
удлинение горизонта бюджетного планирования;
переход на современные принципы осуществления бюджетных инвестиций;
применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения, к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов;
повышение качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и бюджетных учреждениях.
Анализируя динамику доходов областного бюджета за период с 2007 по 2010 годы, следует отметить рост доходов областного бюджета с 17,9 миллиардов рублей в 2007 году до 23,7 миллиарда рублей в 2010 году.
Сопоставление расходов за аналогичный период также свидетельствует об их увеличении с 19,1 миллиардов рублей в 2007 году до 23,8 миллиарда рублей в 2010 году.
Сбалансированность областного бюджета будет определяться следующими показателями. В 2008 году дефицит областного бюджета составит 1,4 миллиарда рублей, или 13,9%, в 2009 году – 1,1 миллиарда рублей, или 9,3% с выходом к 2010 году на практически сбалансированный по доходам и расходам бюджет, дефицит которого составит лишь 175 миллионов рублей или 1,2%.
3.2 Распределение бюджетных обязательств
Как теперь принято говорить, бюджетные обязательства, или расходы трехлетнего областного бюджета сконцентрированы по следующим основным направлениям, которые стали приоритетами бюджетной политики в сфере расходов:
1. Достойная жизнь граждан
2. Устойчивый рост экономики
3. Уверенность в будущем
4. Финансовая поддержка муниципальных образований (межбюджетные трансферты)
+ Предусмотрена реализация приоритетных национальных проектов (образование, здравоохранение, АПК, доступное жилье, газификация и демография)
Остановимся более подробно на каждом из приоритетов бюджетной политики в сфере расходов бюджета.
Первый приоритет – достойная жизнь граждан. В первую очередь продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне.
В 2008-2010 годах планируется дальнейшее повышение окладов по воинской должности (должности) и воинскому (специальному) званию в соответствии с решениями, принятыми на федеральном уровне. Президентом России было принято решение об увеличении денежного довольствия военнослужащим в 2008 году на 18 процентов в два этапа: c 1 февраля 2008 года на 9% и с 1 октября 2008 года на 9%.
Одним из основных направлений расходов в 2008 году и на период до 2010 года являются расходы на социальное обслуживание и социальное обеспечение населения. Бюджет Управления социальной защиты населения составит на 2008 год 3,3 миллиарда рублей, на 2009 год – 3,5 миллиарда рублей, на 2010 год – 3,9 миллиарда рублей.
Продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и бюджетных целевых программ в сфере здравоохранения. Бюджет Департамента здравоохранения последовательно увеличивается с 2,0 миллиарда рублей в 2008 году до 2,1 миллиарда рублей в 2010 году. Платеж на обязательное медицинское страхование неработающего населения составит на 2008 год – 1,3 миллиарда рублей, на 2009 год – 1,6 миллиарда, на 2010 год – 1,8 миллиарда рублей. Также заложены средства на денежные выплаты медицинским работникам и мероприятия в рамках национального проекта «Здоровье».
Будут реализовываться приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и мероприятия областной целевой программы «Жилище». Расходы на областную целевую программу «Жилище» составят в 2008 году 354 миллион рублей, в 2009 году – 398 миллионов, в 2010 году – 431 миллион рублей.
Второй приоритет – устойчивый рост экономики. Уже сейчас начата реализация проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства.
Поддержка предприятий реального сектора экономики будет осуществляться через предусмотренные действующим законодательством и региональными нормативными правовыми актами схемы и механизмы:
субсидирование части процентных ставок по кредитам, привлекаемым субъектами рыночного сектора на региональном рынке кредитования: в 2008 году - 45 миллионов рублей, в 2009 – 50 миллионов рублей и в 2010 году - 55 миллионов рублей;
поддержка организаций, осуществляющих транспортные перевозки. В 2008 году такая поддержка составит 357 миллионов рублей, в 2009 году - 372 миллионов, в 2010 году - 395 миллионов рублей;
содействие развитию предпринимательства (10,7 миллиона в 2008 году и 11,3 миллиона рублей в 2009 году).
Новыми направлениями расходов, заложенными в трехлетний бюджет, станут поддержка инноваций (40 миллионов рублей на три года) и развитие научного потенциала региона (45 миллионов рублей на три года).
Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры и реализация областной целевой программы «Модернизация транспортной системы Брянской области». На данную программу в бюджете предусмотрено 625 миллионов в 2008 году, 671 миллион в 2009 году и 720 миллионов рублей в 2010 году. В бюджете также предусмотрена новая программа «Информатизация Брянской области» с объемом расходов 51 миллион рублей.
Будут продолжены реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а также оказание государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и выполнении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Бюджет Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, с учетом расходов на создание агрогородков, на 2008 год запланирован с увеличением с 964 миллионов рублей в 2008 году до 1 миллиарда рублей в 2010 году.
Будет продолжена работа по газификации региона и обеспечению населения чистой питьевой водой, реализации мероприятий областных целевых программ – на это будет направлено 266 миллионов рублей за три года.
Третий приоритет – уверенность в будущем. Продолжится реализация приоритетного национального проекта в сфере демографии и новой областной программы в этой сфере - «Демографическое развитие Брянской области» - 525 миллионов рублей на три года.
Будет продолжена реализация приоритетного национального проекта «Образование», областной целевой программы «Развитие образования Брянской области» и ведомственных целевых программ в сфере образования. Бюджет Департамента общего и профессионального образования увеличится с 1,7 миллиарда рублей в 2008 году до 1,9 миллиарда рублей в 2010 году.
Будет развиваться культурный потенциал, реализовываться областные целевые программы «Культура Брянщины», «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области». Бюджет Управления культуры увеличится с 272 миллионов рублей в 2008 году до 309 миллионов рублей в 2010 году.
Бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений направлены на строительство приоритетных пусковых объектов социально-культурной сферы и ЖКХ исходя из необходимости снижения количества долгостроев, выравнивания обеспеченности жителей области объектами социальной и инженерной инфраструктуры, эффективности соответствующих проектов. Бюджет Департамента по строительству составит в 2008 году – 1 миллиард рублей, в 2009 году – 1,1 миллиарда рублей, в 2010 году – 1,2 миллиарда рублей.
Четвертый приоритет – финансовая помощь муниципальным образованиям.
Динамика финансовых ресурсов, |
Поддержка местных бюджетов будет осуществляться по следующим направлениям.
Предоставление межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субвенций субсидий. Их объем по годам составляет: на 2008 год – 6 миллиардов 391 миллионов рублей, на 2009 – 6 миллиардов 449 миллионов рублей, на 2010 – 6 миллиардов 981 миллионов рублей.
За счет перераспределения в пользу местных бюджетов отчислений от региональных налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет, дополнительные поступления в местные бюджеты составят: в 2008 году – 1 миллиард 534 миллиона рублей, в 2009 году – 1 миллиард 866 миллионов рублей, в 2010 году – 2 миллиарда 285 миллионов рублей.
Уровень расчетной бюджетной |
Информация о работе Государственный бюджет: структура, сущность, роль в экономике