Государственный бюджет: структура, сущность, роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма. Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Введение 3
1. Государственный бюджет 4
1.1 Сущность государственного бюджета 4
1.2 Доходы государственного бюджета 7
1.3 Расходы государственного бюджета 9
1.4 Структура государственного бюджета 13
2. Дефицит государственного бюджета 16
2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему 16
2.2 Виды бюджетного дефицита 19
2.3 Экономическая суть понятия государственного долга 21
3. Бюджет Брянской области на 2008-2010 годы 25
3.1 Формирование трехлетнего бюджета 25
3.2 Распределение бюджетных обязательств 28
Заключение 33
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Государственный бюджет сущность, структура, роль в экономике (после доработки).doc

— 538.50 Кб (Скачать документ)

Дефицит федерального бюджета России в январе-апреле 2009 г составил 369,82 млрд руб, первичный дефицит - 301,36 млрд руб. Об этом сообщает сегодня Министерство финансов РФ.

По данным Росстата РФ, профицит федерального бюджета РФ за период с января по февраль 2009 г. составил 132,5 млрд руб. Также в докладе Росстата от 30 апреля 2009 года сообщается, что профицит консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в январе-феврале 2009 г. составил 317,4 млрд руб., что в 2,2 раза ниже показателя за январь-февраль 2008 г., когда этот показатель составлял 694,1 млрд руб.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первый подход: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Второй подход: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третий подход: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, – это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

 

 

2.2 Виды бюджетного дефицита

Характер бюджетного сальдо – дефицит или излишек – определяется со- стоянием экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо зависит от масштабов национального производства. Чем больше объем производства, тем выше налоговые поступления. В то же время правительственные расходы (на оборону, социальные нужды, управление) мало зависят от уровня дохода (5, с.279). Таким образом, при низком уровне дохода будет наблюдаться бюджетный дефицит, при высоком – бюджетный излишек. Это можно наглядно продемонстрировать на следующем графике:

Дефицит и излишек государственного бюджета б

T – государственные расходы, G – налоговые поступления.

При ВНП, равном QE , бюджет сбалансирован, при ВНП, меньшем QE  , бюджет будет сводиться с дефицитом (G>T); при ВНП, большем QE  , возникает излишек (G<T).

То или иное бюджетное сальдо не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации в стране, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач.

Для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправленных мероприятий правительства, используется «бюджет полной занятости»- состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы.

Дефицит бюджета полной занятости (структурный дефицит) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и потенциальном ВНП, соответствующем естественному уровню безработицы. Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики.

Разность между фактическим бюджетным дефицитом и дефицитом пол- ной занятости называется циклическим дефицитом. Циклический дефицит – это дефицит вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Фактический, структурный и циклический бюджетный дефицит

T – государственные расходы,G – налоговые поступления

Если в условиях полной занятости ВНП равняется Qp , то при существующей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов  дефицит бюджета равен  ab. При уровне производства, равном Q1, той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактичес- кий дефицит будет равен  ce,в том числе, cd – это структурный дефицит, а de – циклический – результат падения объемов производства (Q1 меньше Qp).

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.

Также в зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь влияние на кредитно-де- нежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях  существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования.

 

2.3 Экономическая суть понятия государственного долга

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Государственный внешний долг Российской Федерации, включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ сократился в 2008г. по сравнению с предыдущим годом на 9,8% и на 1 января 2009г. составил 40,5 млрд долл. Следует отметить, что произошли некоторые изменения в структуре долга. Так, задолженность перед членами Парижского клуба кредиторов сократилась за год на 22%, и на начало текущего года составила 1,4 млрд долл., или 1 млрд евро. Задолженность перед кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, сократилась на 13% - до 1,9 млрд долл., или 1,3 млрд евро.

Прогнозируемый верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро, или 1283,4 млрд. руб.

Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, составил на 18 мая 2009 1,3 трлн. руб. Прогнозируемый верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации составит на 1 января 2010 года  2 119,7 млн. рублей.

Эмитентом облигаций государственного займа от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

    срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;

      признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;

      по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

Информация о работе Государственный бюджет: структура, сущность, роль в экономике