Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:06, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение…..…………………………………………………………………..….4
1 Сущность, структура государственного бюджета………………..…………6
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета…………………..........6
1.2 Структура государственного бюджета………………..………….............11
1.3 Государственный бюджет на 2011 год…………………………………12
2 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия……………..…………15
2.1 Что такое бюджетный дефицит………………………..……….................15
2.2 Причины, виды и последствия бюджетного дефицита………….……....16
3 Профицит бюджета, проблемы……………………………………………….20
3.1Что такое бюджетный профицит………………………………………….20
3.2 Причины и проблемы бюджетного профицита…………………………21
3.3 Профицит бюджета РФ на 2011 год……………………………………...22
Заключение …………………………………………………………..……….….24
Список использованных источников ……………………………..……………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ–
Работа допущена к защите
«___» _________ 200__ г.
Реферат
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Государственный бюджет, дефицит и профицит»
Студент Коротеева Н.С
Группа 31-УК
Руководитель Семенова Е.М
Орел 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ–
Кафедра: «Экономическая теория и управление персоналом»
задание
на реферат
по дисциплине: «Экономическая теория»
Студент Коротеева Н.С Шифр 091115 Группа 31-УК
Тема реферата:
«Государственный бюджет, дефицит и профицит»
План реферата:
1. Сущность, структура государственного бюджета
2. Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия
3. Профицит бюджета, проблемы
Задание принял к исполнению «___»___________ 20___ г.
Срок сдачи работы «___»___________ 20___ г.
Руководитель работы ____________________
Студент _________________
Орел 2012
Содержание
Введение…..…………………………………………………
1 Сущность,
структура государственного
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета…………………..........6
1.2 Структура
государственного бюджета………………
1.3 Государственный бюджет на 2011 год…………………………………12
2 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия……………..…………15
2.1 Что
такое бюджетный дефицит………………………..……….........
2.2 Причины, виды и последствия бюджетного дефицита………….……....16
3 Профицит бюджета, проблемы……………………………………………….20
3.1Что такое бюджетный профицит………………………………………….20
3.2 Причины и проблемы бюджетного профицита…………………………21
3.3 Профицит бюджета РФ на 2011 год……………………………………...22
Заключение
…………………………………………………………..……….….
Список использованных источников ……………………………..……………26
Введение
Ведущую,
определяющую роль в формировании и
развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Целью работы является анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования, рассмотрение бюджетного дефицита и профицита. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
1 Сущность, структура государственного бюджета
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные
отношения характеризуются
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления [1].
В процессе
функционирования бюджетные отношения
получают соответствующие им материально-вещественное
воплощение; они материализуются
в бюджетном фонде страны, имеющим
сложную организационную
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития [5].
Будучи
экономической формой существования
реальных, объективно обусловленных
распределительных отношений, выполняя
специфическое назначение – по удовлетворению
потребностей общества и его государственно-
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое призвание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базой государства – как его финансовый план [2].
Сущность государственного
бюджета реализуется через
Так, содержание
распределительной функции
Контрольная
функция заключается в том, что
бюджет объективно – через формирование
и использование фонда денежных
средств государства - отображает экономические
процессы, протекающие в структурных
звеньях экономики. Благодаря этому
свойству бюджет может «сигнализировать»
о том, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы
от разных субъектов хозяйствования,
соответствует ли размер централизуемых
ресурсов государства объему его
потребностей и т.д. Основу контрольной
функции составляет движение бюджетных
ресурсов, отражаемое в соответствующих
показателях бюджетных
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые на него возложены обществом [4].
С другой стороны, не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В ровной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.