Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:06, реферат

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………..….4
1 Сущность, структура государственного бюджета………………..…………6
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета…………………..........6
1.2 Структура государственного бюджета………………..………….............11
1.3 Государственный бюджет на 2011 год…………………………………12
2 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия……………..…………15
2.1 Что такое бюджетный дефицит………………………..……….................15
2.2 Причины, виды и последствия бюджетного дефицита………….……....16
3 Профицит бюджета, проблемы……………………………………………….20
3.1Что такое бюджетный профицит………………………………………….20
3.2 Причины и проблемы бюджетного профицита…………………………21
3.3 Профицит бюджета РФ на 2011 год……………………………………...22
Заключение …………………………………………………………..……….….24
Список использованных источников ……………………………..……………26

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.docx

— 46.83 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ–УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

 

                                                                    Кафедра: «Экономическая теория  и управление персоналом»

 

Работа  допущена к защите

«___» _________ 200__ г.

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Государственный бюджет, дефицит и профицит»

 

 

Студент        Коротеева Н.С

Группа        31-УК

Руководитель       Семенова Е.М

 

 

 

 

 

 

 

Орел 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ–УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

 

Кафедра: «Экономическая теория и управление персоналом»

 

 

задание

на реферат

по дисциплине: «Экономическая теория»

 

Студент  Коротеева Н.С Шифр 091115 Группа 31-УК

 

Тема  реферата:

«Государственный  бюджет, дефицит и профицит»

 

План  реферата:

1. Сущность, структура государственного бюджета

2. Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия

3. Профицит бюджета, проблемы

 

Задание принял к исполнению «___»___________ 20___ г.

Срок  сдачи работы «___»___________ 20___ г.

Руководитель  работы ____________________ 

                                                                                   (подпись)

Студент _________________

                                         (подпись)

 

Орел 2012

 

Содержание

 

Введение…..…………………………………………………………………..….4

1 Сущность, структура государственного бюджета………………..…………6

   1.1 Понятие  и сущность государственного  бюджета…………………..........6

   1.2 Структура  государственного бюджета………………..………….............11

   1.3 Государственный бюджет на 2011 год…………………………………12

2 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия……………..…………15

   2.1 Что такое бюджетный дефицит………………………..……….................15

   2.2 Причины, виды и последствия бюджетного дефицита………….……....16

3 Профицит бюджета, проблемы……………………………………………….20

   3.1Что такое бюджетный профицит………………………………………….20

   3.2 Причины и проблемы  бюджетного профицита…………………………21

   3.3 Профицит бюджета РФ на 2011 год……………………………………...22

Заключение …………………………………………………………..……….….24

Список использованных источников ……………………………..……………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций. Сосредоточение финансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства. В бюджете концентрируется часть национального дохода, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной экономической политики. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части. Бюджеты делятся на виды: бюджет с дефицитом, бюджет с профицитом и сбалансированный бюджет.

Целью работы является анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования, рассмотрение бюджетного дефицита и профицита. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  • описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
  • рассмотреть структуру государственного бюджета;
  • изучить бюджетный дефицит и профицит, рассмотреть причины, виды  и последствия;
  • указать причины и размер профицита РФ в 2011 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность, структура государственного бюджета

 

    1. Понятие и сущность  государственного бюджета

 

Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как  части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в  распределительном процессе, непременным  участником которого является государство, и, во-вторых, связаны с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных  потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку определяют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках  государства ежегодно должна концентрироваться  определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления [1].

В процессе функционирования бюджетные отношения  получают соответствующие им материально-вещественное воплощение; они материализуются  в бюджетном фонде страны, имеющим  сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации  финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития [5].

Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев  финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Взгляд  на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое призвание. Лишь в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно которой  государственный бюджет с позиций  экономической сущности может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории, а с позиций законодательного установления финансовой базой государства  – как его финансовый план [2].

Сущность государственного бюджета реализуется через распределительную, контрольную и фискальную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают в  распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении  бюджетных средств, эффективно ли они  используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории  накладывают отпечаток и на выполняемые  им функции. Содержание функций, сфера  и объект их действия характеризуются  определительной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевые, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому  свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от  разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей и т.д. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений.

Фискальная  функция бюджета предполагает, с  одной стороны, обеспечение финансовыми  ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые на него возложены обществом [4].

С другой стороны, не ограничивается только предоставлением  государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность  государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В ровной степени необходимо создание условий  для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

Информация о работе Государственный бюджет