Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:06, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение…..…………………………………………………………………..….4
1 Сущность, структура государственного бюджета………………..…………6
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета…………………..........6
1.2 Структура государственного бюджета………………..………….............11
1.3 Государственный бюджет на 2011 год…………………………………12
2 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия……………..…………15
2.1 Что такое бюджетный дефицит………………………..……….................15
2.2 Причины, виды и последствия бюджетного дефицита………….……....16
3 Профицит бюджета, проблемы……………………………………………….20
3.1Что такое бюджетный профицит………………………………………….20
3.2 Причины и проблемы бюджетного профицита…………………………21
3.3 Профицит бюджета РФ на 2011 год……………………………………...22
Заключение …………………………………………………………..……….….24
Список использованных источников ……………………………..……………26
Таким образом,
постоянный бюджетный дефицит, вызывая
рост государственного долга может
иметь самые серьезные
1 Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита.
Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
2 Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую, что собственно и происходит сегодня в России [10].
Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.
В теории и практике бюджетирования различают два вида профицита (или дефицита):
Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами – дефицитом бюджета [7].
В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы [8].
3.2 Причины и проблемы бюджетного профицита
Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).
«Низкая доходность госбумаг и избыточная ликвидность на российском финансовом рынке создает достаточно проблем при проведении пенсионной реформы. На рынке слишком ограниченный список финансовых инструментов, в которые можно было бы инвестировать пенсионные накопления граждан. В результате, как полагают аналитики, картина вырисовывается не совсем благополучная. Ведь в ходе пенсионной реформы главное - это сохранить накопления будущих пенсионеров. В противном случае их пособие по старости будет таким же мизерным, как и у сегодняшних [9].
3.3 Профицит бюджета РФ на 2011 год
Профицит федерального бюджета России в 2011 году составил 0,3 процента от ВВП страны (около трех миллиардов долларов). Об этом заявляет РИА Новости со ссылкой на заместителя министра финансов России Татьяну Нестеренко.
По ее словам, профицит бюджета стал возможен из-за роста ожидаемых доходов, а также значительной экономии бюджетных средств. Правительству удалось получить сверхплановые доходы в размере 78-80 миллиардов рублей, а расходы, напротив, снизились на 50-60 миллиардов рублей, отметила Нестеренко.
В начале октября бюджетный дефицит в России по итогам года оценивался в 29,9 миллиарда рублей (чуть менее одного миллиарда долларов), что составляет около 0,1 процента ВВП. По прогнозам Минфина, доходы государственной казны должны были составить 11,068 триллиона рублей, а расходы - 11,098 триллиона рублей.
По итогам первой половины 2011 года Министерство финансов зафиксировало профицит бюджета в размере 2,9 процента ВВП. Алексей Кудрин, занимавший тогда пост министра финансов, заявлял, что Россия сможет выйти на бездефицитный бюджет по итогам 2011 года.
В начале
сентября премьер-министр России Владими
В конце сентября в Госдуму внесли проект бюджета на 2012 год. Заключительное чтение по законопроекту состоится 22 ноября. После этого он будет отправлен на голосование в Совет Федерации, а потом - на подпись президенту России. Доходы России в 2012 году должны составить 11,789 триллиона рублей, расходы - 12,658 триллиона рублей. Дефицит бюджета ожидается на уровне 1,5 процента ВВП, или 869,283 миллиарда рублей.
В 2010 году расходы бюджета России превысили доходы на 1,6 триллиона рублей. Дефицит составил 4 процента ВВП, оказавшись ниже официального прогноза (5,3 процента ВВП). В 2009 году также наблюдался дефицит бюджета в 2,3 триллиона рублей. Последний раз доходы федерального бюджета России превышали расходы в 2008 году (на 1,7 триллиона рублей)[11].
Заключение
В результате работы была достигнута цель - анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования, рассмотрен бюджетный дефицит и профицит, путем решения слудующих задач:
Государственные
финансы оказывают воздействие
на основные экономические показатели
в силу того, что сектор государственного
управления является сектором экономики,
участвующем в общем
Как дефицит, так и профицит бюджета – это результат неэффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.
На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.
Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.
Список использованых
1 Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2007 год» // Российская газета от 19 декабря 2006 № 238-ФЗ.
2 Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник [Текст] / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина, общ. ред. А.В. Сидорович. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ДИС, 2001. – 414 с.
3 Алехин, Б.И. Государственный долг: учебное пособие для вузов [Текст] / Б.И. Алехин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335с.
4 Вахитов, К.И. Экономическая теория. Курс лекций: учебное пособие [Текст] / К.И. Вахитов, Т.С. Ванеркина. – Чебоксары: Руссика, 2000. – 353с;
5 Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник[Текст] / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпоркина. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 568с.
6 Дмитриев, В.А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты / В.А. Дмитриев // Деньги и кредит. – 2006. - № 10. – С. 10-22.
7 Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебное пособие [Текст] / Г.М. Колпакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. –С. 261-268, 275-290.
8 Моисеев, С.Р. Макроэкономика: учебник [Текст] /С.Р. Моисеев. – М.: КНОРУС, 2008. –С. 265-284.
9 Попов, А.И. Экономическая теория: учебник для экономических вузов [Текст] / А.И. Попов. – Спб.: АРГУС, 2001. – 457 с.
10 Литовченко, В.П Финансы: учебник [Текст] / ред. В.П. Литовченко. – Изд. 2-е, перераб. и испр. – М.: Дашков и К, 2006. – 587 с..
11Экономика
[Электронный ресурс] / Экономика.- Москва,
2004. – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2011/11/