Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:06, реферат

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………..….4
1 Сущность, структура государственного бюджета………………..…………6
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета…………………..........6
1.2 Структура государственного бюджета………………..………….............11
1.3 Государственный бюджет на 2011 год…………………………………12
2 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия……………..…………15
2.1 Что такое бюджетный дефицит………………………..……….................15
2.2 Причины, виды и последствия бюджетного дефицита………….……....16
3 Профицит бюджета, проблемы……………………………………………….20
3.1Что такое бюджетный профицит………………………………………….20
3.2 Причины и проблемы бюджетного профицита…………………………21
3.3 Профицит бюджета РФ на 2011 год……………………………………...22
Заключение …………………………………………………………..……….….24
Список использованных источников ……………………………..……………26

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.docx

— 46.83 Кб (Скачать документ)

Государственный бюджет всегда являлся инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его помощью  государство, осуществляя перераспределение  национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей  роли; произойдет лишь изменение методов  бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка  бюджетных отношений, построение принципиально  иного, чем прежде, бюджетного механизма.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в  интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально  нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной  системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного  налогового режима в части обложения  прибыли от реализации новых видов  продукции и тому подобные бюджетные  меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге служить - катализатором ускорения научно-технического прогресса [6].

    

1.2 Структура государственного бюджета

 

Бюджетная форма зависит от формы государственного и административного устройства страны. Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

  • I уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • III уровень – местные бюджеты.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП, через  него мобилизуется финансовые ресурсы, необходимые для регулирования  экономического развития стран и  реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости  осуществления избранной социально-экономической  стратегии.

Основными функциями федерального бюджета  являются:

    • перераспределение национального дохода и ВВП;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение социальной политики;
    • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственными  внебюджетными фондами РФ являются:

    • Пенсионный фонд РФ;
    • Фонд социального страхования РФ;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения РФ [5].

 

1.3 Государственный бюджет на 2011 год

 

Как и  в предыдущие два года, бюджет в  2011 г. будет дефицитным - расходов будет больше на 1,814 трлн руб. (3,6% от ВВП). В дальнейшем этот показатель будет снижаться: на 2012 г. дефицит федерального бюджета составит 3,1% от ВВП, в 2013 г. - 2,9%, передает РБК.

Прогнозируемый  общий объем доходов федерального бюджета на 2011 г. составляет 8 трлн 844,55 млрд руб., на 2012 г. - 9 трлн 503,47 млрд руб., на 2013 г. - 10 трлн 379,89 млрд руб. Общий объем расходов федерального бюджета РФ на 2011 г. прогнозируется в сумме 10 трлн 658,56 млрд руб., на 2012 г. - 11 трлн 237,9 млрд руб., на 2013 г. - 12 трлн 175,57 млрд руб.

Основные  характеристики федерального бюджета  рассчитаны исходя из прогнозируемого  объема ВВП в 2011г. в размере 50,39 трлн руб. и инфляции, не превышающей 6,5%. В 2012 г. эти показатели должны составить 55,95 трлн руб. и 6% соответственно, в 2013 г. - 61,92 трлн руб. и 5,5%.

Верхний предел государственного внутреннего  долга РФ на 1 января 2012 г. установлен на уровне 5 трлн 148,39 млрд руб., на 1 января 2013 г. - 6 трлн 976,39 млрд руб., на начало 2014 г. - 8 трлн 826,27 млрд руб.

Государственный внешний долг РФ на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд долл., или 44,9 млрд евро, на 1 января 2013 г. - 65,2 млрд долл. (52,1 млрд евро), на 1 января 2014 г. - 75,6 млрд долл. (58,2 млрд евро).

Согласно  приложениям к закону о федеральном  бюджете на 2011-2013 гг., на реализацию инвестиционных проектов направляется: в 2011 г. - 551,8 млрд руб., в 2012 г. - 457,6 млрд руб., в 2013 г. - 419,7 млрд руб.

Затраты на реализацию приоритетного национального  проекта «Здоровье» составят: в 2011 г. - 79,6 млрд руб., в 2012 г. - 87 млрд руб., в 2013г. - 87,1 млрд руб. На реализацию нацпроекта «Образование» в 2011 г. будет направлено 14,4 млрд руб., в 2012 г. - 14,1 млрд руб., в 2013 г. - 11,6 млрд руб.; на нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса»: в 2011 г. - 117,2 млрд руб., в 2012 г. - 110,2 млрд руб., в 2013 г. - 110,1 млрд руб.

На развитие дорожного хозяйства (дорожные фонды) в 2011 г. будет направлено 363,9 млрд руб. На обеспечение жильем граждан: в 2011 г. - 126,6 млрд руб., в 2012 г. - 51,9 млрд руб., в 2013г. - 36,6 млрд руб.

Расходы на формирование фонда служебного жилья  для военнослужащих, а также строительство  и приобретение жилых помещений  для постоянного проживания в  2011 г. составят 105,7 млрд руб., в 2012г. - 37,3 млрд руб., в 2013г. - 25,3 млрд руб [11].

Рассмотрев 1 главу можно сделать следующие  выводы: государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, которая включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Государственный бюджет должен постоянно совершенствоваться. Большой задачей также стоит  совершенствование правового поля отношений между субъектами бюджетной  системы [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Бюджетный дефицит: причины, виды, последствия

 

2.1 Что такое бюджетный дефицит

 

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами –  это финансовое явление, с которым  в те или иные периоды своей  истории неизбежно сталкивались все государства мира. Как правило, дефицит государственного бюджета  отражает неустойчивое положение в  хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных  займов, иногда – за счет эмиссии  бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит  связан с инфляцией.   

Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует  о каком-то чрезвычайном положении  в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления  крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее  спланированы, но должны быть обязательно  осуществлены независимо от наличия  средств в резервном фонде  бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен [3].

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой  другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой  рост, однако, может оказаться несовместимым  с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета  сводит на нет действия налога как  автоматического стабилизатора (при  спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста [9].

 

2.2 Причины, виды и последствия бюджетного дефицита

 

Дефицит бюджета может возникнуть по многим причинам, основная из которых –  экономическая рецессия. Среди  других частых причин дефицита можно назвать:

Во-первых, дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.

В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений [10].

Дефицит бюджета подразделяется на структурный  и циклический. Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы. Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла.

В теории различают также активный и пассивный  дефициты.

Активный  возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Пассивный – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики «недоимки», которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют  также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает «бремя долга» в экономике.

Если  возникает временный бюджетный  дефицит, имеются перспективы его  преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к  стоимости ВНП, его не следует  считать исключительным. Но в тех  случаях, когда бюджетный дефицит  глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные  явления в экономике (развал, неэффективность  финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для  преодоления значительного разрыва  между расходами и имеющимися доходами [9].

Нормальным  считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в  стране. Такой дефицит бюджета  обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит  до 10% суммы доходов считается  допустимым, тогда как дефицит  более 20% - критическим.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга.

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как  правило прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным  займам, осуществляемым посредством  выпуска ценных бумаг государственных  облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как   «долговые обязательства государства» А долг, как известно платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства.  Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Информация о работе Государственный бюджет