Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:31, реферат
Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Введение……………………………………………………….. 3
Основные направление государственного бюджета…….. 5
Доходы государственного бюджета…..…………………. 9
Расходы государственного бюджета……………………. 12
Виды бюджета……………………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………… 28
Содержание
Введение……………………………………………………….
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ………………………… 28
Введение
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
1.Основные направления
государственного
Как правило, государственное
регулирование экономики
Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства. Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Дело в том, что в любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью и т. п. Для того чтобы снизить социальное напряжение, государство старается уменьшить неравенство доходов посредством социального страхования, социальной защиты (например, трансфертные платежи и другие выплаты нуждающимся малообеспеченным, инвалидам или безработным), политики заработной платы и жилищной политики. Основным направлением государственного регулирования перераспределения дохода можно назвать социальные меры, принимаемые на рынке труда. Правительство является активным субъектом политики занятости рынка труда. На нем лежат следующие функции:
- создание спроса на рабочую силу в государственном секторе экономики;
- контроль спроса на рабочую силу в частном секторе посредством налоговых льгот и регулирования численности армии, студентов и т. д.
Кроме того, правительство в этом направлении применяет следующие меры регулирования занятости:
- организацию работы бирж труда и модернизацию системы информации о свободных рабочих местах для сокращения общего времени поиска работы;
- содержание учреждений подготовки, профессионального обучения и переквалификации кадров;
- контроль и демонополизацию рынка труда;
- организацию общественных работ для создания новых рабочих мест;
- стимулирование НТП (научно-технического прогресса) и развития трудоемких отраслей, что влечет за собой появление новых рабочих мест;
- поддержку малого бизнеса;
- разработку и внедрение специальных программ с целью облегчения трудоустройства наиболее социально уязвимых слоев населения.
К пассивной политике занятости, направленной на борьбу с последствиями безработицы, относится социальная поддержка безработных, а именно:
- выплата компенсаций не занятым за потерю работы;
- выплата пособий по безработице и предоставление помощи безработным.
Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государства в формирование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог и т. д. Производство этих услуг связано с не компенсируемыми издержками (издержки перелива, которые образуются, когда затраты превышают выручку от реализации). Для того чтобы общество могло пользоваться этими благами и услугами, государство их финансирует из своего бюджета, который пополняется за счет налогов.
Другое направление воздействия государства на экономику — стимулирование развития производства. Для этого проводится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.
Интересно и такое направление государственного регулирования экономической системы, как нейтрализация внешних эффектов.
Внешние эффекты, или экстерналии, представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Эффекты могут быть положительные и отрицательные.
Отрицательные возникают в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки другого, например экология: сточные воды, выбросы в атмосферу, шумы и т. п.
Положительные эффекты приносят выгоду для отдельных граждан и общества в целом, например образование, театр и т. п.
Для нейтрализации внешних эффектов правительство осуществляет следующие мероприятия:
- корректировку налога, представляющую собой введение дополнительной налоговой нагрузки на производителя вредных товаров;
- корректировку субсидий, применяемую при положительном эффекте для трансформации внешних эффектов во внутренние;
- льготное налогообложение (при положительном эффекте);
- административные санкции (при отрицательном эффекте);
- введение лицензирования рыночной деятельности, для регулирования и контроля выбросов отходов.
2. Доходы государственного бюджета.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ [1], к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от реализации государственных запасов;
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ [1], в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:
1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
2. По социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
3. В зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
4. По
признаку источников уплаты –
налоги, уплачиваемые из выручки,
из прибыли, и налоги, относимые
на себестоимость продукции (
5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
3. Расходы государственного бюджета.
Расходы государственного
бюджета – это
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.