Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:31, реферат

Описание

Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
Основные направление государственного бюджета…….. 5
Доходы государственного бюджета…..…………………. 9
Расходы государственного бюджета……………………. 12
Виды бюджета……………………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………… 28

Работа состоит из  1 файл

бюджет.docx

— 50.96 Кб (Скачать документ)

     Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели   –  организации производственной и непроизводственной  сферы,  являющиеся  получателями  или распорядителями  бюджетных  средств.  Бюджет   определяет   только   размеры бюджетных  расходов  по   статьям   затрат,   а   непосредственные   расходы осуществляют бюджетополучатели.  Кроме  того,  за  счет  бюджета  происходит  перераспределение бюджетных  средств  по  уровням  бюджетной  системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные  ссуды.  Расходы  бюджета  носят  в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные кредиты и  ссуды.  Основные  статьи  расходов  бюджета  РФ:

- управление, оборона,  поддерживание  правопорядка,  социальное  обеспечение, здравоохранение,  культура,  образование,  а  также  обслуживание   внешнего государственного долга.

     Организация  государственных расходов основана  на следующих принципах:

  1. Принцип целевого использования средств;

       Целевой  характер  использования  расходов  предполагает  использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель  бюджетных  средств не выполняет условий, определенных законом  (решением)  о  бюджете,  министр финансов  Российской   Федерации,   руководитель   соответствующего   органа исполнительной власти субъекта  Российской  Федерации  или  органа  местного самоуправления  на  любом  этапе  исполнения  бюджета   обязан   осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением  определенных  условий,  впредь до выполнения указанных условий в  соответствии  с  порядком,  установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований  может привести  к возврату уже использованных средств.

  2. Соблюдение режима экономии;

  Одной из важнейших задач бюджетного финансирования  является  получение максимального эффекта при минимальных затратах, что  требует  экономности  и эффективности   использования   средств.   Эффективность    и    экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении  и  исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных  средств  должны  исходить  из необходимости   достижения    заданных    результатов    с    использованием определенного   бюджетом   объема   средств.    В    случае    необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен  ориентироваться  на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

   3. Безвозвратность  государственных расходов.

        Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов.  Каждый  вид  расходов  обладает  качественной  и   количественной характеристикой.   При    этом    качественная    характеристика,    отражая экономическую природу явления,  позволяет  установить  назначение  бюджетных расходов,  количественная  –  их  величину.  Структура  бюджетных   расходов ежегодно устанавливается непосредственно в  бюджетном  плане  и  зависит  от экономической ситуации и общественных приоритетах.  Многообразие  конкретных видов бюджетных  расходов  обусловлено  целым  рядом  факторов:  природой  и

функциями государства,  уровнем  социально-экономического  развития  страны, разветвленностью связей  бюджета  с  народным  хозяйством,  административно-территориальным устройством государства,  формами  предоставления  бюджетных средств и т.п.

    Сочетание этих  факторов порождает ту или  иную систему расходов  бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического  развития.

Для выяснения роли и  значения  бюджетных  расходов  в  экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В  теории  и  практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

 

    Для уяснения  роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

       1. По  роли в общественном производстве;

       2. Общественному  назначению;

       3. Отраслям  производства;

       4. Целевому  назначению.

       По роли  в  общественном  производстве  расходы  бюджета   делят   на:

      - Расходы на содержание и развитие материального производства(расходы на  расширенное  воспроизводство  и  реконструкцию,

новые технологии и т.п.);

      -     Расходы    на   содержание   и    дальнейшее    развитие                непроизводственной сферы (текущие затраты государства –                расходы на управление, военные расходы, расходы на  пенсии          и пособия и т.п.);

    -         Расходы на создание  государственных  резервов  (затраты  на

формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов).

     С помощью этих расходов государство получает инструменты  регулирования распределением  денежных  средств   между   материальным   производством   и непроизводственной сферой в  соответствии  с  экономическими  и  социальными потребностями общества, и, кроме того,  государство  как  субъект  экономики при  помощи  данного  инструмента  может   воздействовать   на   стоимостную структуру общественного  производства,  достигать  прогрессивных  сдвигов  в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально  новых отраслей  экономики,  влиять  на  ускорение  научно-технического  прогресса.

Таким образом,  бюджетные  расходы,  в  силу  своего  пере распределительного характера, способны  играть  важную  роль  в  государственном  регулировании экономики и социальных процессов.

         В соответствии с общественным  назначением  (экономическая  группировка бюджетных  расходов  по  экономическому  назначению   отражает   выполняемые государством функции – экономическую,  социальную,  оборонную  и  т.п.)  все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

        - Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

        -  Расходы на социально-культурные нужды;

        -  Военные расходы;

        -  Расходы на управление.

        Структура бюджетных расходов по данным группам  в  течение  многих  лет была  в   нашей   стране   относительно   стабильной,   демонстрируя   давно установившиеся приоритеты в распределении средств  бюджета.  Основная  масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств)  направлялась  на  народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало  выполнение  экономической функции государства; и только около трети  бюджетных  средств  расходовалось на социально-культурные мероприятия.

        Основой отраслевой группировки расходов федерального  бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

         В  производственной  сфере  подразделяются  по  отраслям  народного хозяйства:  на  развитие   промышленности,   сельского   хозяйства, транспорта, связи и др.;

В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности:

          - на образование, культуру, здравоохранение, социальное  обеспечение, государственное управление и т.п.

          Такое  деление  государственных  расходов  (также  как  и  по  роли   в воспроизводстве)  помогает  выявлять  пропорции  в  распределении  бюджетных средств, но уже  по  отраслям.  Изменяя  эти  пропорции,  государство  может добиваться   нужных   сдвигов   в   отраслевой    структуре    общественного производства.

    Классификация   расходов   по   целевому   назначению   (экономическому содержанию)  является  необходимой  базой  для   осуществления   финансового контроля  за  использованием  бюджетных средств.  В   федеральном   бюджете сохраняется пока  целевое  назначение  выделяемых  ассигнований,  отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе  расходов на народное хозяйство принято выделять:  затраты  на  капитальные  вложения, дотации,  операционные  расходы  и  др.  По   учреждениям   и   организациям непроизводственной  сферы  –  затраты  на   заработную   плату,   стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.      

Одновременно   с   экономической   классификацией   расходов    бюджета используются и другие группировки, в том числе  и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по  целевым  программам  и  уровням управления.  Группировка  расходов  по  целевым  программам   указывает   на конкретных  получателей  бюджетных  средств,  ответственных  за  эффективное использование  выделяемых  бюджетных   ресурсов.   Также   в   экономической литературе  можно  встретить  классификацию  государственных   расходов   по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и  страховых фондов,  кредитные  источники  финансирования  (в  государственном   секторе экономики может быть использован и такой источник, как  самофинансирование).

        Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку.  Но, как уже упоминалось, государственные расходы  можно  классифицировать  и  по другим признакам  (по  роли  в  воспроизводственном  процессе,  по  целевому назначению и др.).

       Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

          -   ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

          - средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими         и юридическими  лицами  по   государственным   или   муниципальным         контрактам;

          - трансферты населению, т.е. бюджетные  средства  для  финансирования         обязательных  выплат  населению:  пенсий,  стипендий,  компенсаций,         других   социальных   выплат,    установленных    законодательством         Российской  Федерации,   законодательством   субъектов   Российской         Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

          - ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий,         передаваемых на другие уровни власти;

          - ассигнования на компенсацию дополнительных  расходов,  возникших в      результате  решений,  принятых  органами  государственной   власти,    приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

-  бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты,   отсрочки  и рассрочки по  уплате  налогов и платежей  и других обязательств);

        -   субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

         - инвестиции в уставные капитал  действующих  или  вновь  создаваемых юридических лиц;

         - бюджетные ссуды, дотации,  субвенции  и  субсидии  бюджетам  других уровней бюджетной  системы  Российской  Федерации,  государственным внебюджетным фондам;

         -  кредиты иностранным государствам;

         -  средства на обслуживание и погашение долговых обязательств,  в  том      числе государственных или муниципальных гарантий.

        Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     В соответствии  с действующим законодательством  в  Российской  Федерации исключительно  из  федерального   бюджета   финансируются   следующие   виды расходов:

       - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального  Собрания  РФ, Счетной палаты  РФ,   Центральной   избирательной   комиссии   РФ,         федеральных органов  исполнительной  власти  и  их  территориальных         органов,  другие  расходы на  общегосударственное управление   по         перечню,  определяемому при утверждении федерального  закона   о         федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

        -  осуществление   международной   деятельности   в   общефедеральных

 интересах  (финансовое  обеспечение  реализации  межгосударственных         соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями,         международного    культурного,    научного    и     информационного         сотрудничества федеральных органов исполнительной  власти,  взносы         Российской Федерации в международные организации, другие расходы в         области международного сотрудничества, определяемые при утверждении         федерального закона о федеральном бюджете на  очередной финансовый         год);

       - национальная  оборона и обеспечение  безопасности   государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

       -  фундаментальные исследования и  содействие  научно  -  техническому прогрессу;

       - государственная поддержка железнодорожного, воздушного  и  морского транспорта;

       -  государственная поддержка атомной энергетики;

       - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и  стихийных  бедствий федерального масштаба;

       - исследование и использование космического пространства;

       - содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или    в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

Информация о работе Государственный бюджет