Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:31, реферат

Описание

Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
Основные направление государственного бюджета…….. 5
Доходы государственного бюджета…..…………………. 9
Расходы государственного бюджета……………………. 12
Виды бюджета……………………………………………… 23
Заключение ……………………………………………………. 27
Список использованной литературы ………………………… 28

Работа состоит из  1 файл

бюджет.docx

— 50.96 Кб (Скачать документ)

       - формирование федеральной собственности;

       - обслуживание  и  погашение   государственного   долга   Российской         Федерации;

       - компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных  пенсий  и  пособий,  других   социальных   выплат,        подлежащих  финансированию  в  соответствии   с   законодательством         Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

      - пополнение  государственных   запасов   драгоценных   металлов   и драгоценных камней, государственного материального резерва;

      -  проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

      -  федеральная инвестиционная программа;

      - обеспечение реализации решений федеральных органов  государственной   власти, приведших к увеличению бюджетных  расходов  или  уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

      -  обеспечение  осуществления  отдельных  государственных  полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

       -  финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

      -  официальный статистический учет;

      -   прочие расходы.

    Средства   федерального   бюджета   используются   для   финансирования

мероприятий  регионального  и  местного  значения,  включаемых   в   целевые региональные  и  местные  программы.  По  согласованию  с  региональными   и местными органами власти совместно за  счет  средств  федерального  бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств  местных  бюджетов финансируются следующие виды расходов:

   - государственная поддержка отраслей промышленности  (за  исключением атомной  энергетики),  строительства  и   строительной   индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта,  связи  и дорожного хозяйства, метрополитенов;

         -   обеспечение правоохранительной деятельности;

         -   обеспечение противопожарной безопасности;

         -    научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно  - изыскательские  работы,   обеспечивающие   научно   -   технический           прогресс;

        -    обеспечение социальной защиты населения;

        -     обеспечение  охраны   окружающей   природной   среды,   охраны   и воспроизводства       природных        ресурсов,        обеспечение         гидрометеорологической деятельности;

       - обеспечение предупреждения и  ликвидации  последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

       -    развитие рыночной инфраструктуры;

       -    обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

       -     обеспечение деятельности  избирательных  комиссий  субъектов  РФ  в соответствии с законодательством РФ;

      -    обеспечение деятельности средств массовой информации;

      -    финансовая помощь другим бюджетам;

      -   прочие расходы, находящиеся в совместном  ведении РФ,  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

4. Виды бюджета

При формировании бюджета  важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики.

Хотя бюджетный дефицит - является нежелательным, оно не обязательно  относится к разряду чрезвычайных. В современном мире, пожалуй, нет государства, которое в определённые периоды своего развития не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Качество дефицита может быть различным:

- связанным с необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;·

- обусловленным чрезвычайным обстоятельством (стихийным бедствием), когда не хватает предусмотренных резервов;

- вызванным процессами в экономике.

Дефицит бюджета покрывается  государственными займами (внутренними  и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных  ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у  банков.

Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита. У большинства различных стран  накоплен значительный опыт его покрытия, путём дополнительной эмиссии денег. Правительство особенно часто прибегает  к этому методу во время войны, длительного кризиса. Последствия  такой эмиссии известны: развивается  неконтролируемая инфляция, подрываются  стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработные платы, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они негативно воздействуют на экономику страны.

Из текущих бюджетных  доходов не удаётся погасить займы. 

Бюджетный дефицит имеет  распределительную (пере распределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции. В функции распределения его роль состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция проявляется в формировании определённого добавочного фонда централизованного бюджета ресурсов за счёт перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.

Стимулирующая реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений и эффективности всей бюджетной финансовой системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемый через этот механизм финансирования ресурсов. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятие ВВП посредством налогов, устанавливаемых государством.

На федеральном уровне бюджетный дефицит может сокращаться, а на уровне субъектов Федерации - расти. Такая тенденция наблюдается  в 2001-2002 гг. Вследствие, возрастают доли централизации налоговых доходов  и появления доходов у бюджетных  субъектов - федеральных и местных.

 

Дефицит не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учётом причин возникновения, направлений  и целей использования мобилизуемых дополнительных ресурсов, источников и методов финансирования.

Финансирование дефицита бюджетов субъектов Федерации и  местных бюджетов имеет ряд особенностей:

1. Ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам.

2. Отсутствие у них  ресурсов от реализации запасов  валютных ценностей (драгоценных  металлов и камней), т.к. не было  возможности реализовать соответственные  фонды.

Источники финансирования дефицита бюджетов утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Бюджетный кодекс РФ содержит статью, необоснованно ограничивающую сувернитет России в использовании её золотовалютных ресурсов в финансировании дефицита бюджета. Кредиты Банка России - не могут быть источником финансирования.

Источниками финансирования являются - ресурсы, которые попадают в бюджетную систему государства  путём финансовых круговоротов.

Способы финансирования дефицита: дополнительные налоговые поступления  от принятия новых законодательных  решений и улучшения налогового администратирования; займы на внутренних и внешних рынках; долговые обязательства (кредиты); кредитно-денежная эмиссия; привлечение средств их стабилизационных фондов.

Всё более активно осваивается  резервирование бюджетных доходов, хотя это и не предусмотрено Бюджетным  кодексом. Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счёт профицита бюджета в сумме 109,8 млрд. рублей.

Профицит бюджета также  нарушает нормальные финансовые процессы - денежные средства должны работать, а  не лежать мёртвым грузом на бюджетных  счетах.

При профицитном бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности:

1. уменьшить привлечение  доходов от продажи государственной  или муниципальной собственности.

2. предусмотреть направление  бюджетных средств на дополнительное  погашение долговых обязательств.

3. увеличить расходы бюджета  за счёт передачи части бюджетам  других уровней.

Принятие данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает возможности превышения доходов над расходами в результате исполнения бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Бюджет  Российской  Федерации  является  важнейшим  звеном  финансовой  системы страны. Отражая содержание процессов  производства  и  распределения  общественного продукта и национального  дохода,  бюджет  представляет  собой экономическую форму образования и использования основного  централизованного фонда денежных средств государства.

      Совокупность  всех   видов   бюджетов   образует   бюджетную   систему государства.  Взаимосвязь  между  ее  отдельными  звеньями,  организацию   и принципы   построения   бюджетной   системы   принято   называть   бюджетным устройством. Бюджетная система призвана  играть  важную  роль  в  реализации финансовой  политики   государства,   цели   которой   обусловливаются   его экономической политикой.

      Процесс  преобразования бюджетной системы  - сложный, длительный,  порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено.  И от  успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. История экономики: учебник /под.ред. проф. Н.П. Зудилина. – С-Пб. ЭКО-Пресс, 1993.
  2. Райзберг Б.А. и др. Современный экономический словарь. –М.: Инфра-М, 1997
  3. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 1997.
  4. Гавричина Е.Л. Кашаев А.Н. Государство и право. Учебное пособие. –М., 1997.
  5. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 1997.
  6. //ж-л «Библиотека журнала «Бухгалтерский учет» №3, 1998.
  7. Словарь терминов рыночной экономики./В2-х ч. рук.авт.колл. В.М. Лукашевский.-М, 1998.
  8. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 1997.
  9. Internet resourses: www.cbr/~ustat
  10. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 1997

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет