Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание

Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 121.55 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Государственный бюджет играет важную роль в жизни  каждого государства. Он является статьей  доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени  волнующей каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого.

     Как известно, государственный бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

     Государственный бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в  экономической науке, требующим  большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов  и политиков, но и рядовых граждан.

     Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает  активное влияние на эффективность  общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве  Он широко используется в решении  главной экономической задачи - повышении  благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления  и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

     Особенно  важно на сегодняшний день является создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового  кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной  финансово-экономической политикой  на различных уровнях власти.

     Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами.

     Она выражается социально-экономическим  результатом перераспределения  национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях. Эффективность бюджетной системы может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.

     Основная  цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также анализ динамики и структуры  государственного бюджета Республики Беларусь.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.  ДЕФИЦИТ И ИЗЛИШЕК ГОСБЮДЖЕТА.
 

      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его  помощью государство оказывает  воздействие на экономические процессы.

     С экономической позиции государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу формирования и использования централизованных денежных ресурсов в соответствии с установленными обязательствами [7, с. 335].

       Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну [6, с. 204].

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Доходная часть формируется за счет прямых и косвенных налогов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

     В Республике Беларусь основная доля доходов  бюджета формируется за счет налоговых  поступлений  [12, 111].

     Налог  - это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке [9, с. 170]

     В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.

     Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом  дохода”.

     Бюджет  Республики Беларусь – многоплановый  инструмент, отражающий компромисс необходимости  реформирования и развития экономики  и социальной поддержки всех слоев  населения [9, с.172].

     Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности. Его  расходная часть, как и во всех станах мира, характеризует направление  и цели бюджетных ассигнований на развитие и государственное регулирование  экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием. Одна из особенностей нашего бюджета – бюджетные субсидии аграрному сектору республики. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересованно в стабилизации этого сектора экономики. К другим расходным статьям бюджета относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т.д. [9, с.173-174].

     Бюджетная система Беларуси включает два уровня – республиканский и местный. Поэтому выделяют республиканский и местные бюджеты. В рамках государственной финансовой системы складываются межбюджетные отношения (центр – регион) по поводу формирования и использования финансовых средств, выводится консолидированный бюджет.

     

 

Рис. 1.1. Формирование консолидированного бюджета страны.

       На  рис. 1.1 видно, что консолидированный государственный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на территории страны. Консолидированный бюджет не подлежит законодательному утверждению и не является правовым актом [7, с. 338-339].

       Бюджет  выглядит как баланс доходов и  расходов, где в каждой части выделяются свои разделы, статьи и т.п. При планировании и исполнении государственного бюджета возникновение ситуации трех типов:

    1. Баланс бюджета, когда доходы равны расходам;
    2. профицит, когда доходы бюджета устойчиво превышают его расходы;
    3. дефицит бюджета, когда расходы бюджета оказываются больше доходов [7, 343-344].

       Если  бюджет сбалансирован, то величина налоговых  поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в  экономике наблюдается экономический  спад, то сумма налоговых поступлений  в бюджет при неизменном уровне государственных  закупок сокращается, возникает  бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

       

       Рис.1.2. Циклическое балансирование госбюджета

       Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

       В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. В условиях функционирования рыночных отношений тяжело обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже длительное время существует так называемая политика бюджетного дефицита.

     Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его  состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста  предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [7, с. 84].

     Различают структурный,  циклический и фактический  бюджетный дефицит.

     Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

                             dS = G – tY*,         (1.1)

     где d S – структурный дефицит бюджета,

     G – государственные закупки, 

     t – налоговая ставка,

     Y* - потенциальный ВВП.

           Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

                       dС = d - dS  = (G – tY) – (G – tY*) =  t (Y* - Y) ,      (1.2)

     где dС – циклический бюджетный дефицит,

     d  - фактический бюджетный дефицит,

     dS – структурный бюджетный дефицит,

     G – государственные закупки, 

     t – налоговая ставка,

     Y –фактический ВВП, 

     Y* - потенциальный ВВП.

           Во время спада  фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как  при рецессии Y < Y*. В период подъема  фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку  при  буме Y > Y*.

     Структурный дефицит является следствием стимулирующей  дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это  результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

           Выделяют также  текущий дефицит бюджета и  первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Информация о работе Государственный бюджет