Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:18, курсовая работа
Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.
Государственный бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Как
известно, государственный бюджет на
всех его уровнях играет огромную
роль в развитии и процветании
государства, продвижении научно-
Государственный бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.
Особенно
важно на сегодняшний день является
создание современных механизмов формирования
и использования бюджетных
Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами.
Она
выражается социально-экономическим
результатом перераспределения
национального дохода в данных социально-политических
и финансово-экономических
Основная цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также анализ динамики и структуры государственного бюджета Республики Беларусь.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
С
экономической позиции государс
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну [6, с. 204].
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Доходная часть формируется за счет прямых и косвенных налогов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений [12, 111].
Налог - это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке [9, с. 170]
В
каждой стране структура бюджета
имеет свои особенности. Она определяется
экономическим потенциалом
Каждое
правительство в своей
Бюджет Республики Беларусь – многоплановый инструмент, отражающий компромисс необходимости реформирования и развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения [9, с.172].
Структура
государственного бюджета Республики
Беларусь имеет свои особенности. Его
расходная часть, как и во всех
станах мира, характеризует направление
и цели бюджетных ассигнований на
развитие и государственное
Бюджетная система Беларуси включает два уровня – республиканский и местный. Поэтому выделяют республиканский и местные бюджеты. В рамках государственной финансовой системы складываются межбюджетные отношения (центр – регион) по поводу формирования и использования финансовых средств, выводится консолидированный бюджет.
Рис. 1.1. Формирование консолидированного бюджета страны.
На рис. 1.1 видно, что консолидированный государственный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на территории страны. Консолидированный бюджет не подлежит законодательному утверждению и не является правовым актом [7, с. 338-339].
Бюджет выглядит как баланс доходов и расходов, где в каждой части выделяются свои разделы, статьи и т.п. При планировании и исполнении государственного бюджета возникновение ситуации трех типов:
Если
бюджет сбалансирован, то величина налоговых
поступлений совпадает с суммой
правительственных закупок. Если в
экономике наблюдается
Рис.1.2. Циклическое балансирование госбюджета
Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. В условиях функционирования рыночных отношений тяжело обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже длительное время существует так называемая политика бюджетного дефицита.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [7, с. 84].
Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.
Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:
d
где d S – структурный дефицит бюджета,
G – государственные закупки,
t – налоговая ставка,
Y* - потенциальный ВВП.
Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:
dС = d - dS = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y* - Y) , (1.2)
где dС – циклический бюджетный дефицит,
d - фактический бюджетный дефицит,
dS – структурный бюджетный дефицит,
G – государственные закупки,
t – налоговая ставка,
Y –фактический ВВП,
Y* - потенциальный ВВП.
Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*.
Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.