Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание

Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 121.55 Кб (Скачать документ)

     Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Неэффективная экономика, спад общественного  производства, оборот «теневого» капитала в огромных масштабах, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег и др. неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.

     Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. СБАЛАНСИРОВАННЫЙ  БЮДЖЕТ И ЕГО  МУЛЬТИПЛИКАТОР. 

     При осуществлении государством особого  варианта фискальной политики: фискального  расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные  расходы увеличиваются на одинаковую величину, происходит знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

       Мультипликатор  – экономический показатель зависимости изменения дохода (объема выпуска продукции и потребительского спроса на продукцию) от изменения инвестиций.

     Мультипликатор  сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных  расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов – имеет  своим результатом увеличение выпуска  продукции.

     Причина того, почему объем выпуска продукции  увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что  прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого  прироста, в то время как прирост  налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска  продукции.

       Мультипликатор  сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных  дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений  в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔТ=ΔG, где под символом ΔТ обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, под символом  ΔG – все изменения расходов бюджета[1, с 116].

        Мультипликатор сбалансированного  бюджета равен единице. Одинаковое  увеличение налогов и государственных  расходов вызовет прирост ЧНП  на величину, равную приросту  объема государственных расходов  и налогов.

     На  рисунке 2.1 показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1.

       

     Рис. 2.1 Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.

       Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД пересекает биссектрису системы координат в точке Е. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25).

     Данный  пример является вариантом фискальной политики: расширения сбалансированного  бюджета, когда и налоги и правительственные  расходы увеличиваются на одинаковую величину.

Равное  увеличение государственных расходов и налогообложения ведут к  росту ЧНП на основе мультипликатора  сбалансированного бюджета. Это  объясняется тем, что изменения  государственных расходов имеют  намного более сильное воздействие  на совокупные расходы, чем изменение  величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы имеют  прямое и непосредственное воздействие  на совокупные расходы как его  компонент. Изменение суммы налогов  воздействует на совокупные расходы  косвенно, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через  это изменяет потребления. Однако, совокупный расход сокращается только на величину налога, помноженного на коэффициент совокупного сбережения.

     Ясно, что фискальная политика действует  исключительно на спрос, т.е. на совокупные расходы и совокупный спрос. Но экономисты считают, что фискальная политика –  особенно, изменение налогов –  может увеличить совокупное предложение, т.е. изменение цен на реальное производство.

        Мультипликатор сбалансированного  бюджета действует вне зависимости  от величины предельных склонностей  к потреблению и сбережению. При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ структуры  и динамики бюджета  в Республике Беларусь 

     Государственный бюджет, его доходы и расходы устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год,  приложение 1-2 [13, 17]. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

     Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах  к валовому внутреннему продукту.

     Республика  Беларусь в начале 90-х годов столкнулась  с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан  с приобретением  суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики  и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время  находился.

     В экономической литературе этого  периода бюджетный дефицит рассматривается  как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому  бюджет планировался с профицитом.

     После распада СССР Беларуси досталась  практически разваленная постсоветская  экономика, несовершенная система  государственных финансов, в том  числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.

В 1991г. Беларусь была объявлена суверенной. Сальдо бюджета независимой республики, согласно официальной отчетности министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита  этого  года составил 1,7% ввп. В основном это  объясняется тем, что государственный  бюджет  на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит  бюджета проявился в 1992 году в  размере 1,9 %  ввп, и с тех пор  является хроническим для республики. [5, с. 7-8]

     Доходы  бюджета представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда  денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

     Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования  выступает национальный доход, а  иногда и национальное богатство (доходы от приватизации объектов государственной  собственности, других национальных ценностей). Состав и структура доходов бюджета  в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

     Оценка  налоговой системы осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень  доходов для финансирования общегосударственных  расходов, не создавая чрезмерного  давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую  функцию.

     При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в  ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение  оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.

     Доходная  часть консолидированного бюджета  формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе  которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог  и акцизы.

     Основной  составляющей частью доходов консолидированного бюджета являются налоговые доходы.

       В 2010 году доходы консолидированного бюджета  составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 3.1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

       

       Рис. 3.1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

       Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились  поступления налога на добавленную  стоимость – на 24,6%, налога на прибыль  – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в  реальном выражении, приложение 3.

       Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности, табл. 3.1. 

       Таблица 3.1 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %

Показатели  2009 год 2010 год
1 2 3
1. Налоговые доходы - всего  88,4 92
Продолжение табл. 3.1
1 2 3
в том  числе:    
  • Налоги  на доходы и прибыль 
20,6 24,2
в т.ч. - подоходный налог  9,2 11,0
  • Налоги на собственность
3,5 3,8
  • Налоги на товары и услуги
42,6 47,1
в т.ч. - НДС  25,6 33,3
- акцизы  7,8 8,9
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
17,1 11,8
2. Неналоговые доходы  11,4 7,8
3. Безвозмездные поступления  0,2 0,2
Итого доходов  100,0 100,0

Информация о работе Государственный бюджет