Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:18, курсовая работа
Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.
Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Неэффективная экономика, спад общественного производства, оборот «теневого» капитала в огромных масштабах, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег и др. неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно
в силу ряда причин. Объем обязательств
по осуществлению расходов, которые принимает
на себя государство, очень велик. Эти
обязательства накапливаются десятилетиями,
многие из них не подлежат сокращению,
снижение других является непопулярной
мерой и затрагивает интересы влиятельных
структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный
характер и могут внезапно увеличиваться.
Находить же новые источники пополнения
доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов
негативно сказывается на деловой активности
в экономике, способствует большему уклонению
от налогообложения; приватизация государственной
собственности дает лишь разовое поступление
денег в казну и т.п. Именно поэтому даже
в развитых странах бюджет
чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.
2.
СБАЛАНСИРОВАННЫЙ
БЮДЖЕТ И ЕГО
МУЛЬТИПЛИКАТОР.
При осуществлении государством особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину, происходит знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор – экономический показатель зависимости изменения дохода (объема выпуска продукции и потребительского спроса на продукцию) от изменения инвестиций.
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
Причина
того, почему объем выпуска продукции
увеличивается (вместо того, чтобы оставаться
неизменным), состоит в том, что
прирост государственных
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔТ=ΔG, где под символом ΔТ обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, под символом ΔG – все изменения расходов бюджета[1, с 116].
Мультипликатор
На рисунке 2.1 показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1.
Рис. 2.1 Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД пересекает биссектрису системы координат в точке Е. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25).
Данный пример является вариантом фискальной политики: расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину.
Равное
увеличение государственных расходов
и налогообложения ведут к
росту ЧНП на основе мультипликатора
сбалансированного бюджета. Это
объясняется тем, что изменения
государственных расходов имеют
намного более сильное
Ясно, что фискальная политика действует исключительно на спрос, т.е. на совокупные расходы и совокупный спрос. Но экономисты считают, что фискальная политика – особенно, изменение налогов – может увеличить совокупное предложение, т.е. изменение цен на реальное производство.
Мультипликатор
3.
Анализ структуры
и динамики бюджета
в Республике Беларусь
Государственный бюджет, его доходы и расходы устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, приложение 1-2 [13, 17]. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.
Республика Беларусь в начале 90-х годов столкнулась с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился.
В
экономической литературе этого
периода бюджетный дефицит
После
распада СССР Беларуси досталась
практически разваленная
В 1991г.
Беларусь была объявлена суверенной.
Сальдо бюджета независимой
Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Сущностными
признаками доходов бюджета являются
безвозмездность и
Оценка
налоговой системы
При
этом налоговые поступления не должны
подгоняться под постоянно
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.
Основной составляющей частью доходов консолидированного бюджета являются налоговые доходы.
В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 3.1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.
Рис. 3.1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Основными
доходными источниками остаются
налог на добавленную стоимость,
доходы от внешнеэкономической
Доля
НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых
доходов от внешнеэкономической
деятельности в доходах консолидированного
бюджета составила 65,5%. При этом 33,3%
всех поступлений в бюджет обеспечено
за счет налога на добавленную стоимость,
11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности, табл. 3.1.
Таблица 3.1 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %
Показатели | 2009 год | 2010 год |
1 | 2 | 3 |
1. Налоговые доходы - всего | 88,4 | 92 |
Продолжение табл. 3.1 | ||
1 | 2 | 3 |
в том числе: | ||
|
20,6 | 24,2 |
в т.ч. - подоходный налог | 9,2 | 11,0 |
|
3,5 | 3,8 |
|
42,6 | 47,1 |
в т.ч. - НДС | 25,6 | 33,3 |
- акцизы | 7,8 | 8,9 |
|
17,1 | 11,8 |
2. Неналоговые доходы | 11,4 | 7,8 |
3. Безвозмездные поступления | 0,2 | 0,2 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |