Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание

Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 121.55 Кб (Скачать документ)
 

     Важным  инструментом бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе являются государственные расходы, которые характеризуются высоким уровнем социальной направленности, большим удельным весом расходов на социальную политику. По оценкам международных организаций, проведение социально ориентированной бюджетной политики в республике позволило значительно снизить уровень дифференциации населения по доходам за последние 15 лет, уменьшить количество населения, находящегося у черты бедности с 30-35% до 5-8%  и повысить общий уровень благосостояния и социальной защищенности.

       Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию  на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с  началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым  доходам консолидированного бюджета  сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.

       Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

       Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной  экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную  инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная  экономика» сократилось на 29,6%.

       Рост  расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. В 2010 году на эти  цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем  в 2009 году. Удельный вес расходов в  целом по разделу «Социальная  политика» в 2010 году в структуре  расходов консолидированного бюджета  увеличился по сравнению с 2009 годом  на 1,2 процентных пункта, рис. 3.2.

       

       Рис.3.2. Структура расходов консолидированного бюджета

       В расходах консолидированного бюджета  в 2010 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в  бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные  трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

       За  счет средств консолидированного бюджета  в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в  экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

       В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит  составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

       Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных  бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

       Доходы  республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

       Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский  бюджет обеспечено за счет поступлений  налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем  увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника  доходов республиканского бюджета  составил 14,4%.

       В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно  увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу  «Национальная экономика» сократилось  на 40% в реальном выражении по сравнению  с предыдущим годом.

       В 2010 году расходы республиканского бюджета  превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

     Можно заметить, что отличительной особенностью бюджетной политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное воздействие на уровень инфляции в республике.

       В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая  политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста  и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства  перед обществом.

     В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь непосредственно указано, что бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7—8 основным. Политику государственных расходов планируется направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов в ВВП, стабилизацию экономики, избирательную поддержку АПК, повышение эффективности финансирования жилищного строительства.

     Подведем  итог осуществления бюджетной политики в Беларуси.

     Фундаментальные проблемы, характеризующие бюджетную  политику Республики Беларусь на современном  этапе, заключаются в следующем:

  1. Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности;
  2. Поскольку в соответствии с действующими правовыми актами основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов;
  3. Управление государственным долгом продолжает осуществляться главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.

     Таким образом, основными направлениями  бюджетной политики Республики Беларусь являются следующие:

     - Прозрачность бюджетов всех уровней и процедур принятия бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

     - Создание эффективной системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса;

     - Реформа межбюджетных отношений на основе более четкого разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

     Для достижения этих целей Беларуси рекомендуется  поэтапная реализация комплекса  мер. Правительству РБ необходимо: осуществить  структурную перестройку экономики; обеспечить рост инвестиций в основной капитал за пятилетие в 2 – 2,2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой; снизить уровень налоговой нагрузки не менее чем на 8-10 процентных пунктов.

     Опыт  мировой бюджетной политики показал, что формирование эффективной бюджетно-налоговой  системы должно, с одной стороны, основываться на фискальных принципах, а с другой – учитывать социально-экономическое  положение страны и модель макроэкономического  регулирования, которую поддерживает правительство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Республика  Беларусь является унитарным государством, и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной  системы, которая объединяет республиканский  и местные бюджеты.

     Государственный бюджет является финансовым планом любого государства, на основе которого осуществляются экономические отношения, связанные  с формированием, распределением и  использованием централизованного государственного фонда денежных средств. Средства государственного бюджета используются для обеспечения выполнения государством своих основных функций, в том числе и для поддержания деятельности отдельных предприятий, и отраслей народного хозяйства.

     В настоящее время в республике функционируют 1664 местных бюджета, которые являются финансовой базой  регионов и обеспечивают осуществление  мероприятий по их социально-экономическому развитию.

     Из  местных бюджетов финансируются  объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, развитие рыночной инфраструктуры и  др. Около 70 % расходов государства на социально-культурную сферу несут  местные бюджеты.

     В Республике Беларусь уже отошли от социалистических принципов составления  государственного бюджета, но еще не пришли к рыночным. На экономическую  стабильность в республике негативно  влияет несвоевременность принятия Закона Республики Беларусь «О бюджете» и постоянное уточнение показателей  республиканского бюджета в течение  года, необоснованное сокращение отдельных  статей расходов. Экономическая ситуация в Республике Беларусь усугубляется из-за дефицита бюджета и увеличения государственного долга.

     Основным  источником поступления средств  в бюджет являются налоги. Их доля в общей сумме доходов республиканского бюджета составляет около 87%. Следовательно, государственный бюджет пополняется в основном за счет средств предприятий, организаций, объединений и физических лиц. Государство через налоги изымает у собственников часть их дохода в бюджет. Но налоговое законодательство Республики Беларусь, как и бюджетное, нестабильно, и непоследовательна практика его применения, что зачастую делает налоги неразумными и несправедливыми.

     Стабилизировать ситуацию можно путем

     - правильного выбора принципов  и приоритетов формирования и  использования бюджетных средств,  поиска путей и механизмов  повышения эффективности использования  доходов бюджета;

     - своевременного утверждения бюджета,  более точного и детального  рассмотрения и утверждения показателей  бюджета, исходя из реальных  возможностей экономики страны, что должно обеспечить стабильные  условия для работы предприятий  и организаций народного хозяйства  и объектов социальной сферы;

     - совершенствования Налогового законодательства  Республики Беларусь, что обеспечило  бы большую собираемость налогов,  а именно: дифференциация ставок  налогов, исключение противоречивых  положений в налоговом законодательстве, исключение двойного налогообложения субъектов хозяйствования, повышение требований к квалификации работников налоговых органов и проведение целенаправленной политики по формированию благоприятных взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

     Таким образом без надлежащего формирования доходной и расходной части бюджета невозможно финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве. 
 
 

Информация о работе Государственный бюджет