Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа
Актуальность данной темы, на мой взгляд, не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности государственного бюджета России.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________ 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
1.1 Понятие государственного бюджета и его экономическое значение____5
1.2 Доходы государственного бюджета_______________________________7
1.3 Расходы государственного бюджета______________________________ 9
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы России___________________12
2.2 Бюджетный процесс, его характеристика__________________________15
2.3 Анализ элементов бюджетного процесса за 2001 – 2007 гг.___________18
ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ______________________________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________26
Федеральное агентство по образованию
Пермский институт (филиал)
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Российский
государственный торгово-
Кафедра
общей экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Экономическая теория» на тему
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА
И ФУНКЦИИ. ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА В РОССИИ»
Выполнила – студентка 1 курса очной формы
обучения факультета менеджмент, группы МП-12
Новожилова Светлана Валерьевна
Руководитель – к.э.н. доцент В.Ф. Шушарин
Оценка___________________
Дата__________________________
Подпись__________________
Пермь 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________
Государственный бюджет - неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности государственного бюджета России.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
ГЛАВА 1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА
И ФУНКЦИИ.
Государственный
бюджет – это форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Рис.1 Основные функции бюджета
Через
распределительную и
Доходы бюджета – это денежные средства (налоговые и неналоговые доходы), поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.)[3 c.132].
Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
К неналоговым доходам относятся: доходы от продаж и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых не связано с налогами; доходы от платных услуг. Эта классификация представлена в следующей схеме:
Рис.2 Неналоговые доходы
В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно подразделить как собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся: налоги и другие обязательные платежи.[3 c.136].
Регулирующие доходы бюджета – федеральные и региональные налоги, иные платежи.[3 c.134].
Наиболее
сложная проблема в бюджетном
устройстве – бюджетный федерализм,
т.е. бюджетное взаимоотношение
Механизм трансфертов – ещё одно понятие бюджетных отношений. В 1994г. был введён новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их, стал выступать Целевой Фонд финансовой поддержки регионов. Он и стал источником выделения трансфертов (средств, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие из Фонда финансовой поддержки; перечисляемых ежемесячно) .)[3 c.132].
Регионы объединяются в зависимости от географического положения, а также от факторов, в наибольшей степени влияющих на доходы и расходы бюджетов.
Трансферты выделяются только тем регионам, которые действительно «нуждаются в поддержке».
Для
выравнивания доходов важно создать
взаимоотношения между
Расходы бюджета выполняют своё функциональное назначение, вытекающее из основных функций государства (государственное управление, международная деятельность, национальная оборона): ведомственная – обеспечение адресного выделения бюджетных ассигнований, экономическая – те виды финансовых операций, с команды которых государство выполняет расходы внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами (выделение средств на заработную плату, субсидии, дотации, покупка товаров и услуг, выплата процентов по долгам, предоставление кредитов другим экономическим агентам и др.)[3 c.140].
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов представляют только часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность[3 c.141].
В составе капитальных расходов сформулирован бюджет развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования проектов.
Объём денежных средств, направленных в бюджетное развитие, устанавливается федеральным законом о бюджете на следующий год.
Текущие расходы бюджета – это часть расходов бюджета, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономике[3 c.142].