Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа
Актуальность данной темы, на мой взгляд, не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности государственного бюджета России.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________ 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
1.1 Понятие государственного бюджета и его экономическое значение____5
1.2 Доходы государственного бюджета_______________________________7
1.3 Расходы государственного бюджета______________________________ 9
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы России___________________12
2.2 Бюджетный процесс, его характеристика__________________________15
2.3 Анализ элементов бюджетного процесса за 2001 – 2007 гг.___________18
ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ______________________________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________26
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулирующие экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные страны, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.
Поскольку
уровни развития государственного регулирования
экономики, его конкретные цели, национальный
опыт программирования, доли государственной
собственности в экономике
В
целом, расходы бюджета играют в
государственном регулировании
экономики несравненно меньшую
роль, чем бюджетные доходы, и
в первую очередь такие инструменты,
как налоги и ускоренное амортизационное
списание основного капитала.
ГЛАВА
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
В РОССИИ.
2.1. УРОВНИ И ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.
Основы
бюджетного устройства Российской Федерации
определяются
Конституцией страны и ее государственным
устройством как федеративной республики,
субъектами Федерации которой являются
республики в составе Российской Федерации,
края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов [5],[8].
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Принципы
функционирования бюджетной системы Российской
Федерации следующие [9]:
• единство бюджетной системы (т.е. единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального, регионального и местного бюджетов);
•
разграничение доходов и
• самостоятельность бюджетов разных уровней (право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов);
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (поступления подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации);
• сбалансированность бюджета (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);
• эффективность и экономность использования бюджетных средств (при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств);
• общее покрытие расходов бюджета (все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источника финансирования его дефицита);
• гласность (обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов; вопросов, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти);
• достоверность бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);
• адресность и целевой характер использования бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления и на финансирование конкретных целей).
2.2.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС,
ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА.
Бюджетный
процесс – это действия исполнительных
и представительных органов власти
по разработке и осуществлению финансово-
1.Бюджетное прогнозирование. Целью является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры.
2.Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарии условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств. В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.
3.Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального собрания РФ. На втором – Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем – проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.
В
первом чтении Государственная Дума
обсуждает его общие качественные характеристики:
концепцию и прогноз социально-экономического
развития РФ на очередной финансовый год,
основные направления бюджетной и налоговой
политики на очередной финансовый год,
основные принципы и расчеты по взаимоотношениям
федерального бюджета и бюджетов субъектов
РФ, проект программы государственных
внешних заимствований РФ в части источников
внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета, а также основные характеристики
федерального бюджета, к которым относятся:
Во втором чтении утверждается его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
В третьем чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.
В четвертом чтении Дума рассматривает поправки к закону, а также поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.
4.Утверждение государственного бюджета. Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.
5.Исполнение бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение государственного бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.
6.Контроль за исполнением бюджета. Важным этапом бюджетного процесса является контроль за исполнением бюджета. Он осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).
В
России парламентский контроль осуществляет
создаваемая Федеральным собранием Счетная
палата, которая проводит в министерствах,
ведомствах и предприятиях проверки, связанные
с формированием и исполнением федерального
бюджета, а также с использованием бюджетных
средств. Ежеквартально она предоставляет
в парламент отчеты о ходе исполнения
бюджета и дает ежегодное заключение по
отчету Правительства об исполнении государственного
бюджета.
2.3.
АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ
БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
ЗА 2001 – 2006гг.
Доходы федерального бюджета: анализ цифровых данных показывает, что наихудшая финансовая политика в сфере доходов федерального бюджета за последние шесть лет, если судить по степени исполнения бюджета от запланированного, проводилась в 2002 г., когда перевыполнение плана составило всего лишь 2,6 %, по сравнению с 2001 г., когда перевыполнение плана составило 40,6%. Номинальные доходы федерального бюджета возрастут на 6,6% к полученным в 2005 г., т.е. в реальном исчислении доходы несколько снижаются. Доля налоговых доходов федерального бюджета в ВВП с 2001 по 2004 гг. постоянно увеличивалась, переломным стал 2005 г., когда налоговая нагрузка на экономику стала постепенно снижаться. Что касается собираемости налогов, то здесь наилучшая ситуация за последние годы зафиксирована в 2003 г., когда перевыполнение плана составило 30,9 %. Налоговые доходы федерального бюджета на 2006 г. Равны 2071,4 млрд. руб., что на 1,7% выше показателя предыдущего года. Такой небольшой рост объясняется снижением налоговой нагрузки на экономику, а также ожиданиями менее благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.