Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа
Актуальность данной темы, на мой взгляд, не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности государственного бюджета России.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________ 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
1.1 Понятие государственного бюджета и его экономическое значение____5
1.2 Доходы государственного бюджета_______________________________7
1.3 Расходы государственного бюджета______________________________ 9
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы России___________________12
2.2 Бюджетный процесс, его характеристика__________________________15
2.3 Анализ элементов бюджетного процесса за 2001 – 2007 гг.___________18
ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ______________________________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________26
Выполнение бюджетных обязательств: динамика расходов федерального бюджета с 2001 по 2005 гг. отличается стабильным ростом в доле ВВП. Благодаря взятому курсу на сокращение и более эффективное использование расходов, в 2005 г. впервые наблюдается снижение расходов бюджета, с последующим уменьшением их доли в ВВП в бюджете 2006 г. Расходы федерального бюджета в 2006 г. на уровне 2659,4 млрд. руб., или 17,4 % ВВП. В 2005 г. расходы составили 2345,6 млрд. руб.(18% ВВП). Таким образом, рост расходов составит 13,3%, т.е. незначительно превышает уровень инфляции. Таким образом, госрасходы увеличиваются в реальном выражении, а их доля в ВВП сокращается [15 c.3-5].
Степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете: степень исполнения законов о бюджете можно назвать высокой. Устойчивое перевыполнение планов бюджета свидетельствует о их реалистичности и жестким контролем за их исполнением. Наиболее высокая степень исполнения бюджета наблюдалась в 2003г., где доходная часть бюджета была перевыполнена на 33,3 %. Более подробная статистика представлена в Таблице 1.
Анализ
экономики России за последние несколько
лет позволяет подтвердить
Таблица 1 – Законы о федеральном бюджете и их исполнение | ||||||
Показатели | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
ВВП, млрд. руб | 4 757 | 7 063 | 9 039 | 10 863 | 13 250 | 15 300 |
Рост ВВП, в % | 5,4 | 8,3 | 5,0 | 4,3 | 5,9 | 5,2 |
Законы о федеральном бюджете: | ||||||
Доходы
федерального бюджета, млрд. руб.,
в т.ч.: |
437,7 | 1103,2 | 1193,5 | 2125,7 | 2417,8 | 2742,8 |
- налоговые | 399,5 | 949,9 | 1115,3 | 1726,3 | 2012,3 | 2071,4 |
Доходы
федерального бюджета, в % к ВВП,
в т.ч.: |
9,2 | 15,6 | 13,2 | 19,6 | 18,5 | 17,9 |
-налоговые | 8,4 | 13,4 | 12,3 | 15,9 | 15,2 | 13,5 |
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. | 575,1 | 1014,2 | 1193,5 | 1947,4 | 2345,6 | 2659,4 |
Расходы федерального бюджета, в % к ВВП | 12,1 | 14,4 | 13,2 | 17,9 | 18 | 17,4 |
Профицит, млрд. руб. | -137,4 | 89 | 0 | 178,3 | 72,2 | 83,4 |
Фактическое исполнение: | ||||||
Доходы
федерального бюджета, млрд. руб.,
в т.ч.: |
615,5 | 1 132,0 | 1 590,7 | 2 183,4 | 2 570,9 | 2 742,8 |
- налоговые | 509,7 | 964,8 | 1460,4 | 2035,6 | 2036,9 | 2071,4 |
Доходы
федерального бюджета, в % к ВВП,
в т.ч.: |
12,9 | 16 | 17,6 | 20,1 | 19,4 | 17,9 |
-налоговые | 10,7 | 13,7 | 16,2 | 18,7 | 15,37 | 13,5 |
Таблица 1 (Продолжение) | ||||||
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. | 664,7 | 1 019,1 | 1 321,9 | 2 054,3 | 2 345,6 | 2 659,4 |
Расходы федерального бюджета, в % к ВВП | 14 | 14,4 | 14,6 | 18,9 | 18 | 17,4 |
Профицит, млрд. руб. | -49,2 | 112,9 | 268,8 | 129,1 | 225,3 | 83,4 |
Степень исполнения зоконов о бюджете, % | ||||||
доходы,
в т.ч.: |
140,6 | 102,6 | 133,3 | 102,7 | 106,3 | 100 |
-налоговые | 127,6 | 101,6 | 130,9 | 117,9 | 101,2 | 100 |
расходы | 86,5 | 100,5 | 110,8 | 105,5 | 100 | 100 |
профицит | 35,8 | 126,9 | 72,4 | 312 | 100 |
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
Ключевая
проблема межбюджетных отношений - незавершенность
децентрализации бюджетной
Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.
До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений. Для достижения более эффективных результатов в 2006 году федеральный бюджет впервые стал составной частью 3–летнего перспективного финансового плана, что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета на три года. При подготовке бюджетов всех уровней используются реестры расходных обязательств, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств. Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетного учета и бюджетной классификации, обеспечивающая государственным органам удобство управления финансовыми ресурсами для достижения необходимых результатов и позволяющая внешним потребителям получить необходимую информацию о направлениях расходования средств. Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года
поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, при формировании проектов федерального бюджета на 2006 и 2007 годы [4 c.131],[7],[16].
При
подготовке проекта федерального бюджета
на 2008 год и период до 2010 года использованы
обоснования бюджетных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».
Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.
Так же мы выявили наиболее значительные проблемы в функционировании бюджетного механизма: незавершенность децентрализации бюджетной системы; нецелевое использования бюджетных средств; чрезмерная бюджетная и налоговая нагрузки на экономику; низкая эффективность расходования бюджетных средств и т.д.
Для достижения более эффективной политики в области государственного бюджета с 2008 года начинает свое действие трехлетний план бюджетирования, который в полной мере ориентирован на результаты в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2008–2010 годы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.