Государственный бюджет,его структура и функции.Особенности формирования государственного бюджета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы, на мой взгляд, не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности государственного бюджета России.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________ 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
1.1 Понятие государственного бюджета и его экономическое значение____5
1.2 Доходы государственного бюджета_______________________________7
1.3 Расходы государственного бюджета______________________________ 9
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ
2.1 Уровни и принципы бюджетной системы России___________________12
2.2 Бюджетный процесс, его характеристика__________________________15
2.3 Анализ элементов бюджетного процесса за 2001 – 2007 гг.___________18
ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ______________________________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________26

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИКА _ КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

    Выполнение  бюджетных обязательств: динамика расходов федерального бюджета с 2001 по  2005 гг. отличается стабильным ростом в доле ВВП. Благодаря взятому курсу на сокращение и более эффективное использование  расходов, в 2005 г. впервые наблюдается снижение расходов бюджета, с последующим уменьшением их доли в ВВП в бюджете 2006 г. Расходы федерального бюджета в 2006 г. на уровне 2659,4 млрд. руб., или 17,4 % ВВП. В 2005 г. расходы составили 2345,6 млрд. руб.(18% ВВП). Таким образом, рост расходов составит 13,3%, т.е. незначительно превышает уровень инфляции. Таким образом, госрасходы увеличиваются в реальном выражении, а их доля в ВВП сокращается [15 c.3-5].

    Степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете: степень исполнения законов о бюджете можно назвать высокой. Устойчивое перевыполнение планов бюджета свидетельствует о их реалистичности и жестким контролем за их исполнением. Наиболее высокая степень исполнения бюджета наблюдалась в 2003г., где доходная часть бюджета была перевыполнена на 33,3 %. Более подробная статистика представлена в Таблице 1.

    Анализ  экономики России за последние несколько  лет позволяет подтвердить действенность  и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния [10],[11],[12 c.3-5],[13 c.2-4],[14 c.2-4].  
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 – Законы о федеральном бюджете и их исполнение

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
ВВП, млрд. руб 4 757 7 063 9 039 10 863 13 250 15 300
Рост  ВВП, в % 5,4 8,3 5,0 4,3 5,9 5,2
Законы  о федеральном бюджете:            
           
Доходы  федерального бюджета, млрд. руб.,

в т.ч.:

437,7 1103,2 1193,5 2125,7 2417,8 2742,8
- налоговые 399,5 949,9 1115,3 1726,3 2012,3 2071,4
Доходы  федерального бюджета, в % к ВВП,

в т.ч.:

9,2 15,6 13,2 19,6 18,5 17,9
-налоговые 8,4 13,4 12,3 15,9 15,2 13,5
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 575,1 1014,2 1193,5 1947,4 2345,6 2659,4
Расходы федерального бюджета, в % к ВВП 12,1 14,4 13,2 17,9 18 17,4
Профицит, млрд. руб. -137,4 89 0 178,3 72,2 83,4
Фактическое исполнение:            
Доходы  федерального бюджета, млрд. руб.,

в т.ч.:

615,5 1 132,0 1 590,7 2 183,4 2 570,9 2 742,8
- налоговые 509,7 964,8 1460,4 2035,6 2036,9 2071,4
Доходы  федерального бюджета, в % к ВВП,

в т.ч.:

12,9 16 17,6 20,1 19,4 17,9
-налоговые 10,7 13,7 16,2 18,7 15,37 13,5
Таблица 1 (Продолжение)
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. 664,7 1 019,1 1 321,9 2 054,3 2 345,6 2 659,4
Расходы федерального бюджета, в % к ВВП 14 14,4 14,6 18,9 18 17,4
Профицит, млрд. руб. -49,2 112,9 268,8 129,1 225,3 83,4
  Степень исполнения зоконов о бюджете, %            
доходы,

в т.ч.:

140,6 102,6 133,3 102,7 106,3 100
-налоговые 127,6 101,6 130,9 117,9 101,2 100
расходы 86,5 100,5 110,8 105,5 100 100
профицит 35,8 126,9   72,4 312 100

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.

      Ключевая  проблема межбюджетных отношений - незавершенность  децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством, основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

      Существует  также проблема нецелевого использования  бюджетных средств. Надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.

      До  сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой  нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.

     Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений. Для достижения более эффективных результатов в 2006 году федеральный бюджет впервые стал составной частью 3–летнего перспективного финансового плана, что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета на три года. При подготовке бюджетов всех уровней используются реестры расходных обязательств, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств. Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетного учета и бюджетной классификации, обеспечивающая государственным органам удобство управления финансовыми ресурсами для достижения необходимых результатов и позволяющая внешним потребителям получить необходимую информацию о направлениях расходования средств. Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года

поправок  в Бюджетный кодекс Российской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, при формировании проектов федерального бюджета на 2006 и 2007 годы [4 c.131],[7],[16].

     При подготовке проекта федерального бюджета  на 2008 год и период до 2010 года использованы обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств  федерального бюджета, содержащие информацию о непосредственных результатах деятельности, объеме и качестве оказанных государственных услуг (приложение). Бюджетирование по результатам предполагает повышение ответственности и расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по управлению финансами в целях достижения запланированных результатов. Такое расширение полномочий в рамках выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Для повышения эффективности достижения запланированных результатов федеральным органам исполнительной власти необходимо сосредоточить усилия на повышении качества финансового менеджмента. Проект федерального бюджета на 2008 год и период до 2010 года впервые сформирован и будет исполняться на основе нового бюджетного законодательства и в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами, в полной мере обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2008–2010 годы [6]. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     По  своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли –  регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

     Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики. 

  Так же мы выявили наиболее значительные проблемы в функционировании бюджетного механизма: незавершенность децентрализации бюджетной системы; нецелевое использования бюджетных средств; чрезмерная бюджетная и налоговая нагрузки на экономику; низкая эффективность расходования бюджетных средств и т.д.

     Для достижения более эффективной политики в области государственного бюджета с 2008 года начинает свое действие  трехлетний план бюджетирования, который в полной мере ориентирован на результаты в соответствии с задачами, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации на 2008–2010 годы.

 

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бюджетная система России. Учебник для вузов / Под ред. Поляка Г.Б.- М.: Юнити-ДАНА. 2001.
  2. Бюджетный процесс РФ. Учебник / Под ред. Романовского М.В, Врублевской О.В. - М.: Юрайт. 2000.
  3. Экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С. - М.: Юристъ. 2002.
  4. Федеральный бюджет и экономическая политика. Финансы / Cилуанов А.Г. 2005.
  5. Бюджетный кодекс РФ / Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2007 .
  6. http://www.polit.ru/ Министерство Экономического Развития и Торговли: Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы).
  7. http://www.minfin.ru/ Министерство Финансов Российской Федерации.
  8. http://www.economy.ru/ Министерство Экономического развития и Торговли .
  9. http://www.budgetrf.ru/ Бюджетная система РФ.
  10. http://www.consultant.ru/ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 9 марта 2007 года.
  11. http://www.businesspravo.ru/ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 9 марта 2007 года.
  12. Федеральные законы от 27.12.2001 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» .
  13. О федеральном бюджете на 2003 год // Российская газета от 28.12.2002.
  14. О федеральном бюджете на 2004 год // Российская газета от 30.12.2003.
  15. Деловой экспресс №11 от 9.04.2008.
  16. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики №1 2003 года.

Информация о работе Государственный бюджет,его структура и функции.Особенности формирования государственного бюджета в России