Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием. Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный долг…………………………………..……….....4
1.1 Виды государственного долга……………………………………………4
1.2 Формы государственного долга………………………………………….5
1.3 Причины возникновения и последствия связанные с государственным долгом ……………………………………………………..5
1.4 Способы сокращения государственной задолженности………………8
Глава 2. Внутренний государственный долг……………………………….10
2.1 Понятие внутреннего государственного долга………………………....10
2.1.1 Формы внутреннего долга……………………........................................13
2.1.2 Виды внутреннего государственного долга…………………………13
2.2 Государственный долг субъектов Российской Федерации ..……...…16
2.3 Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние………………………………………………………………………...17
Глава3. Внешний государственный долг……………………..……………..22
3.1 Структура и состав государственного внешнего долга. ……………...22
3.2 Динамика государственного внешнего долга РФ……………………...23
3.3 Состояние внешнего государственного долга и внешнего корпоративного долга России………………………………………………...25
3.4 Рынок государственного внешнего долга……………………………...26
Глава 4. Зарубежный опыт управления государственным долгом ……31
Заключение………………………………………………………………..…….34
Список используемой литературы…………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 85.25 Кб (Скачать документ)

 

Введение

   В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание, казалось бы приемлемой, с макроэкономической точки зрения, в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых, накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.); высокая доходность государственных ценных бумаг. Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов, как правило, на социальные нужды, что отражается на уровне жизни населения.

 Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием. Таким образом, для достижения цели работы необходимо:

  • рассмотреть общее состояние государственного долга;
  • определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
  • рассмотреть  обслуживание и погашение долговых обязательств;
  • попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических  отношений.

Именно эти  проблемы я и собираюсь в дальнейшем рассмотреть в своей работе.

 

Глава 1. Государственный долг

1.1 Виды государственного долга

  Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

  Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

  Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.1

  Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.2

  Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

  Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Внутренний  - долг перед резидентами (в объеме, например, приобретенных населением страны за предшествующий период государственных облигаций) - и внешний - перед нерезидентами.3 Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

   С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

1.2 Формы государственного  долга

  В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

1.3 Причины возникновения и последствия связанные с государственным долгом.

  Внутренний долг  порождается  бюджетными  дефицитами, так  называемым  долговым  финансированием. Государственные  займы  выпускаются на  различные  сроки. И  поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными  являются  краткосрочные долги, так как дата  их  погашения наступает очень быстро,  но   проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост  внутреннего долга не  может привести к банкротству нации, так как это  долг  самим  себе. Кроме того,  государство  всегда  имеет  возможность  профинансировать  его  путем  повышения налоговых  ставок, выпуска  денег, рефинансирования.

  Вместе  с тем нельзя  недооценивать  негативные  последствия внутреннего   долга, потому что при определенных  условиях он  может  стать  серьезной  проблемой  для  экономики  страны. Рассмотрим некоторые  из  самых  ярких проблем.

  Рост  внутреннего долга  опасен  для  страны с низким  уровнем   доходов,  но  следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных ценных  бумаг является  альтернативой инвестированию  свободных денежных  средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных ценных  бумаг может  привести к  сокращению  основного  капитала.

  Другая  опасность связана   с  тем,  что  государство,  продавая  ценные  бумаги, конкурирует   на  рынке  ссудного  капитала  с  частным  сектором.  В   результате конкуренции ставка  ссудного  процента  повышается, что  ведет к  совращению частных  инвестиций в  экономику  страны, чистого экспорта  и  частично  потребительских  расходов.

  Негативным  последствием роста   внутреннего  долга  является  увеличение суммы процентных  выплат по нему. Если  в  экономике  наблюдается стагнация или  спад  производства, то  процентные  выплаты  могут оказаться неподъемными  для  страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать  динамику  соотношения между  внутренним долгом  и  объемом   национального производства. Если  долг  растет  медленнее, чем объем  валового внутреннего  продукта, то  это  означает уменьшение  его  доли в  национальном продукте. Если  же  темпы роста  внутреннего долга обгоняют  темпы  роста валового  внутреннего  продукта, то  доля  государственного долга в последнем будет   увеличиваться. Чтобы при этом  его последствия не  стали слишком тяжелыми  для экономики, правительство должно  предпринять определенные  меры  по  управлению  государственным долгом.

  Внешний долг  может  появиться  по  двум  основным причинам: 

в   результате  прямого  заимствования  средств  у иностранных   государств,  частных  компаний  и  путем  продажи  государственных   ценных  бумаг  иностранным   юридическим  и  физическим  лицам, государствам.

  Последствия внешнего долга более  тяжелы для  страны, чем   внутреннего. При  внешнем долге   нация  вынуждена  отдавать  другим  странам  ценные  товары  и  услуги, чтобы  оплатить  проценты  и  погасить долг, что  снижает  жизненный   уровень  населения данной  страны.  Кроме  того, при предоставлении займа  страна-кредитор  может  потребовать  выполнения  ряда  условий, которые "неудобны" для  страны-заемщика. В  связи с  негативными  последствиями  внешнего долга   обычно  законодательно  устанавливается  его  лимит.  Следует  отметить, что  абсолютная сумма  долга  малопоказательна для  экономического  анализа. Поэтому оценивают  его   относительную  величину.  Используют  такие  показатели, как  доля  внешнего  долга  в  валовом  национальном  продукте, отношение годового  объема  выплат  по  внешнему  долгу к  объему  валютных  поступлений  за  год. По  оценкам  специалистов данный показатель  не  должен  превышать 25%.

  Большой  внешний долг  снижает  международный  авторитет  страны  и может осложнить получение новых иностранных займов.  Поэтому правительство предпринимает определенные  меры, чтобы уменьшить   внешний долг, если  он  превышает приемлемый  уровень.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.   
  Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса 

 

 1.4. Способы сокращения государственной задолженности

 

   Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны  не  стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные  меры по управлению  долгом.

  Это  могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных  налогов и, в-третьих, секвестирование  бюджета. Если государство  финансирует  дефицит  бюджета  путем  выпуска денег, то  это приводит к  инфляции. Она  обесценивает  номинальный внутренний долг и  процентные  выплаты  по нему. Более того, высокие  темпы инфляции  могут сделать процентные  ставки по  государственным ценным  бумагам даже  отрицательными. Однако  такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная  для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга  сейчас  представлена  краткосрочными  государственными  бумагами, а в  условиях  инфляции  при каждом  новом  выпуске  государственных бумаг  ставка  дохода  будет  возрастать. Получили  распространение также ценные  бумаги  с  плавающей  процентной  ставкой, которая  изменяется при  изменении ставки  ссудного  процента или  учетной  ставки. Это ограничивает  возможности  инфляции. Введение  специальных  налогов  или  повышение  налоговых   ставок  позволит в  краткосрочном  периоде увеличить  доходы  бюджета, а  значит, уменьшить  государственный долг. В  долгосрочном  временном  интервале  это  может  привести к  сокращению  производства, сужению  базы  налогообложения и, следовательно, к  уменьшению  налоговых  поступлений в  казну.

  В  некоторых случаях  целесообразно   прибегнуть к  сокращению  государственных   расходов  путем  секвестирования.  Секвестирование—пропорциональное   снижение расходов (на 5 или 10,15% и  т.д.) ежемесячно практически по  всем  статьям  бюджета до  конца  текущего финансового года.4 Секвестированию не  подлежат  защищенные статьи, состав  которых определяется высшими органами власти.

Существуют также статьи, секвестирование   которых невозможно (выплата   процентов по государственному  долгу и др.). Например, в США все федеральные расходы делятся на  две части—прямые (обязательные) и дискреционные.5 К прямым  относят те  расходы, которые регламентируются  постоянно действующим законодательством (пособие по  безработице, программы медицинского  обслуживания и т.д.).  К дискреционным — расходы, которые зависят от  конкретного состояния дел в экономике и ежегодно рассматриваются и утверждаются  конгрессом  США. По  данным  статьям Конгрессом устанавливается  ежегодно  лимит  расходов. Если  фактические расходы  начинали  превышать  лимиты, то в  действие  вступал  механизм  секвестирования, что  позволяло  уменьшить  бюджетный  дефицит  и государственный долг. 

Информация о работе Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России