Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа
Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием. Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических отношений.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный долг…………………………………..……….....4
1.1 Виды государственного долга……………………………………………4
1.2 Формы государственного долга………………………………………….5
1.3 Причины возникновения и последствия связанные с государственным долгом ……………………………………………………..5
1.4 Способы сокращения государственной задолженности………………8
Глава 2. Внутренний государственный долг……………………………….10
2.1 Понятие внутреннего государственного долга………………………....10
2.1.1 Формы внутреннего долга……………………........................................13
2.1.2 Виды внутреннего государственного долга…………………………13
2.2 Государственный долг субъектов Российской Федерации ..……...…16
2.3 Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние………………………………………………………………………...17
Глава3. Внешний государственный долг……………………..……………..22
3.1 Структура и состав государственного внешнего долга. ……………...22
3.2 Динамика государственного внешнего долга РФ……………………...23
3.3 Состояние внешнего государственного долга и внешнего корпоративного долга России………………………………………………...25
3.4 Рынок государственного внешнего долга……………………………...26
Глава 4. Зарубежный опыт управления государственным долгом ……31
Заключение………………………………………………………………..…….34
Список используемой литературы…………………………………………...36
Глава 2. Внутренний государственный долг
2.1 Понятие внутреннего государственного долга
Государственный или муниципальный долг- обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.6
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.7
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. Федеральным законом установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 842,1 млрд. рублей.8
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы.9 Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
Формы внутреннего государственного долга:10
Согласно классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:
Классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как:
Задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга.
Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).
Подобное положение сохраняется и в настоящее время, хотя ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса.
Кодексом установлен предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи. При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Фактически из вышеприведенного следует, что средства, аккумулируемые с помощью заимствований, не могут направляться на финансирование расходов по обслуживанию ранее сформированного долга, а также не могут быть использованы на погашение долга субъекта Федерации. В известной степени данное положение противоречит статье 105, определяющей процесс реструктуризации долга как погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий и сроков их погашения.
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- неточный
финансовый счет бюджетного
- высокая
доходность государственных
Состояние внутреннего государственного долга11
Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют
ОФЗ-АД - 372,26 млрд. руб. (на 2,35 млрд. больше, чем на 1 ноября).
Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 199,31 млрд. руб. (на 9,03 млрд. меньше,
чем на 1 ноября);
ОФЗ-ПД - 50,48 млрд. руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК - 24,10 млрд. долл. (без изменений);
ОГНЗ - 11,50 млрд. руб. (без изменений);
ГКО - 2,72 млрд. руб. (на 2,47 млрд. руб. меньше,
чем на 1 ноября).
В целом с начала года государственный
внутренний долг увеличился на 5,86 млрд.
руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2003 года
государственный внутренний долг составлял
654,51 млрд. руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд. руб.
Государственный внутренний долг
РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд.
руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд.
руб. (08.01.04 11:01:00)
В структуре государственного внутреннего
долга наибольшую его часть на 1 января
составляют
ОФЗ-АД - 375,42 млрд. руб. (на 3,16 млрд. больше, чем на 1 декабря).
Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 199,31 млрд. руб. (+0,0002);
ОФЗ-ПД - 50,48 млрд. руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК - 24,10 млрд. долл. (без изменений);
ОГНЗ - 11,50 млрд. руб. (без изменений);
ГКО - 2,72 млрд. руб. (без изменений).
В целом за год государственный внутренний
долг увеличился на 9,02 млрд. руб., или на
1,4 проц. На 1 января 2003 года государственный
внутренний долг составлял 654,51 млрд. руб.
Информация о работе Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России